Почти два десятилетия назад целевая группа ESHRE по этике и праву настоятельно рекомендовала переносить только один эмбрион, чтобы предотвратить многоплодную беременность и избежать ненужной опасности для здоровья суррогатной матери и будущего ребенка (Shenfield et al., 2005).
Ключевой вопрос: следует ли применять иную стратегию переноса эмбрионов для программ суррогатного материнства?
В настоящее время нет рандомизированных исследований, сообщающих об исходах беременности после переноса одного эмбриона и переноса двух эмбрионов суррогатной матери.
- В австралийском общенациональном когортном исследовании сообщается о 360 изученных случаях исходов суррогатного материнства в 2004-2011 гг. (Wang et al., 2016). Из них в 68,9% был выполнен перенос одного эмбриона и в 30,5% перенос двух эмбрионов.
Частота живорождения не отличалась после переноса одного эмбриона или переноса двух эмбрионов (19,0% против 19,1% соответственно), в то время как частота многоплодной беременности и частота преждевременных родов были выше в циклах переноса двух эмбрионов (0% против 22,7% и 12,8% против 30,8%).
- В ретроспективном когортном исследовании сообщалось об исходах 583 циклов криопереносов с витрифицированными бластоцистами высокого качества (степень BB или выше) для 427 суррогатных матерей с переносом одного эмбриона и 156 с переносом двух эмбрионов (Namath et al., 2021). Общая частота живорождения была ниже в группе с переносом одного эмбриона (36,8% против 51,3%).
Повышение частоты многоплодной беременности и преждевременных родов наблюдались в группе с переносом двух эмбрионов. Данные сопоставимы с высокими рисками, наблюдаемыми при использовании донорских ооцитов.
ESHRE рекомендует должным образом информировать как суррогатных матерей, так и предполагаемых родителей о том, как перенос двух эмбрионов связан с повышенным риском перинатальных осложнения при суррогатном материнстве.
Перенос одного эмбриона сводит к минимуму эти риски и поэтому настоятельно рекомендуется