Найти тему
6,6K подписчиков

Сказки Екатерины II, тоска по квасу и другие проекты воспитания патриотизма

Больше патриотизма! Власти в разных регионах и в столице дают учреждениям культуры похожие задания – усилить патриотическую направленность их мероприятий.

Вот, к примеру как это обсуждали на Колыме. Как сообщает «Магаданская газета», местный депутат Эдуард Козлов заявил, что обнаружил неприятную вещь:

«Началась СВО, и оказалось, есть проблемы с патриотами, оказалось, не все одинаково любят Россию».

Поправить ситуацию решили через усиление патриотического воспитания - и примерно такие же сообщения появляются, например, по поводу театров и книжных издательств. Звучат предложения к мастерам культуры усилить патриотическую направленность их работы.

Ну, это не сложно. Надо просто опять вспомнить классику и активнее продвигать ее.

Скажем, хорошо могут зайти пьесы, которые сочиняла Екатерина II.

Фото с сайта: polzam.ru
Фото с сайта: polzam.ru

В конце XVIII века в театрах уже шла с успехом ее “Сказка о царевиче Хлоре”. В пьесе описывалась весьма патриотическая картина: благополучная и процветающей жизнь в России. Царевич Хлор во время охоты попадет в крепостную семью, и там ему накрывают богатый стол - с курицей, рыбой и многим другим:

“Хозяйка с невесткою поставили на стол чашу с простоквашею, с яичницею, блюдо блинов горячих и яиц всмятку, ветчину добрую; положили на стол ситный хлеб, принесли соты и огурцы свежие да клюкву с медом…”

Кстати, императрица лично активно продвигала эту патриотическую картинку. Свою сказку она уже стала подавать как реальность – в переписке со знаменитыми французскими писателями-просветителями того времени. Вот что она рассказывала в одном из писем философу и драматургу Дени Дидро:

“Русские крестьяне едят каждый день курицу, а некоторые даже предпочитают индейку.”

И даже дидактические произведения Екатерина II учила излагать бодро и весело. Вот как она наставляла своих придворных литераторов:

“Веселое всего лучше; улыбательное же предпочесть плачевным действиям”.

Так утверждался принцип Felicitas, который сделался при Екатерине важным компонентом придворной идеологии и новой литературной идентификацией. Ну а кроме “Сказки о царевиче Хлоре” у Екатерины и ее окружения можно подсмотреть и много других патриотических проектов. И особенно ценно для современных пропагандистов то, что это были как раз проекты, прославляющие приход российской власти на новые территории на берегах Черного моря.

Вот как все это красиво описывалось в многочисленных поэмах и одах: Екатерину называли «Северной Палладой», новым воплощением греческой богини-воительницы Афины Паллады.

Фото с сайта: magazineart.ru
Фото с сайта: magazineart.ru

Царица изгоняет все дальше турок, и в поэмах эти турки сравниваются с вепрями, оленями, то есть с каноническими объектами царской охоты - россиян называют львами и орлами, субъектами охоты. И современным поэтам, желающим написать патриотические стихи, стоило бы поучиться у кабинет-секретаря императрицы Гавриила Державина:

«Россия наложила руку

На Тавр, Кавказ и Херсонес,

И, распустив в Босфоре флаги,

Стамбулу флотами грозит…»

Стоит активнее поизучать и театральный репертуар XIX века. Тогда было написано много патриотических пьес – можно восстановить их.

В тех пьесах были весьма необычные сюжетные ходы по высмеиванию западных ценностей и образа жизни. Например, вспоминаются яркие образы оперы «Тоска по родине» Алексея Верстовского, руководителя московских театров - о роматическом путешествии русского дворянина в Испанию.

Фото с сайта: peoples.ru
Фото с сайта: peoples.ru

В Испании главного героя обуревает ностальгия - а особенно ярко выписана тоска по родным местам его слуги Никанора. Он просто не можем жить в Испании, где все чужое – и в своей арии Никанор поет о том, как ему не хватает русских холодов, кваса и других привычных вещей:

«Надоели персики, груши и фиги – чтоб им было пусто!

Дайте-ка мне соленых огурцов, да кислой капусты».

В общем, тоска по дому ярко выражена не только переживаниями главного героя, но и страданиями его слуги, готового отдать многое, только бы вернуться в родную деревню.