С большой долей вероятности на создание этого мистического триллера вдохновил эпизод «Рассеянный свет» второго сезона «Секретных материалов», но поскольку «Исчезновение на 7-й улице» (2010) снимал Брэд Андерсон, то он категорически отказался от какого-либо дословного копирования.
Этот создатель осознанной кино-пасмурности всегда старался заложить в свои проекты второй, не всегда заметный пласт смыслов, что он продемонстрировал и в «Машинисте» (2003), и в «Тревожном вызове» (2013). Да и «Обитель проклятых» (2014) не так проста, как могло бы показаться.
Однако именно «Исчезновение» российский зритель (по крайней мере, в той его части, что любит оставлять отзывы в интернете) принял в штыки. Мол, непременно хотим знать, что именно произошло на злополучной улице в Детройте. Дайте нам дословную трактовку и точное толкование этих загадочных событий.
А вот это как раз затруднительно, ибо даже сами персонажи киноленты толком не могут понять, что же именно случилось. В одной из сцен был предложен с десяток вариантов: от падения нейтронной бомбы до квантового Апокалипсиса – выбирайте, какой вам больше нравится, всё равно это ничего не изменит.
В какой-то момент в городе пропало на миг электричество, а когда свет вновь зажегся, то большая часть людей исчезла. От них осталась только одежда, да некие материальные украшения. И исчезновение продолжили осуществляться – стоило только кому-либо соприкоснуться с тьмой.
И именно в этом и есть главный смысл фильма, ибо вас вернули к изначальному толкованию света и тьмы, как это, например, можно было обнаружить в Книге Бытия. Тьма живет сама по себе, это не отсутствие света. Она почти что материальна и, судя по всему, обладает характеристиками жидких субстанций.
По крайней мере, она может тонкими ручейками просачиваться в те уголки обитания человека, где еще наличествует свет. И если свет – это лучи, а стало быть, он линеен, то тьма фрактальна и более напоминает изгибы чертежных лекал.
Конец Света в данном случае оказался почти игрой слов, так как стоит погаснуть источнику освещения, как бормочущие что-то пугающее и тревожное тени-щупальца тут же выдернут вас из сферы живущих в неизвестном направлении.
Внезапность и алогичность Апокалипсиса является главной темой этого фильма, и она содержит в себе отсылки к трагическим страницам истории. Дело даже не в том, что Детройт – это сам по себе умирающий город. А в невозможности, например, осознать посредством привычных мыслительных категорий груды одежды в концентрационных лагерях, которую уже никогда более не наденут люди.