Найти в Дзене
СИБУР

Николай Зинин: основатель казанской химической школы

«Если бы Зинин не научил нас ничему более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии», - так писал о выдающемся русском учёном его немецкий коллега Август Гофман. И не просто так: Гофман усовершенствовал открытый Зининым метод получения анилина и благодаря этому разработал научные основы химии красителей - и извлёк из этого немалую выгоду. Сам Зинин, которому досталась лишь «устная благодарность», отреагировал на это так: «вечно немцы уводят открытия у нас из-под носа!»

Николаю Николаевичу всегда не везло с монетизацией результатов своей научной деятельности. В годы Крымской войны он пытался убедить армию взять на вооружение гранаты, начинённые нитроглицерином, метод эффективного синтеза которого из глицерина с использованием концентрированной азотной кислоты и низкой температуры он разработал. вместе с инженером-артиллеристом Петрушевским. Но это начинание не вызвало энтузиазма в артиллерийском ведомстве – слишком нестабилен был нитроглицерин, и предложение отвергли. И тут как тут оказался другой немец – Альфред Нобель, впечатлившийся результатами трудов Зинина и изобретателя Петрушевского, также работавшего над созданием взрывчатки. Он продолжил их эксперименты, а заодно подсмотрел способ безопасной транспортировки нитроглицерина - пропитывая им порошкообразные вещества. Так появился динамит.

К этому заимствованию Зинин снова отнёсся философски, почти дословно повторив сказанное им в отношении Гофмана: «Этот Альфред Нобель выхватил у нас динамит из-под носа». Но факт остаётся фактом: теоретические и практические наработки Зинина позволили бурно развиваться не только промышленному производству красителей и взрывчатки, но и фармацевтики, и парфюмерии.

Детство Николая Зинина выдалось непростым. Он родился 13 (25) августа 1812 года в Шуше – столице Карабахского ханства, тогда еще официально не ставшего территорией Российской империи, и отец будущего светила как раз занимался дипломатической работой, связанной с его присоединением. Осиротел Николай рано: разразившаяся эпидемия холеры унесла жизни сначала его родителей, а потом и старших сестёр. Мальчика отправили к дяде в Саратов, где он окончил мужскую гимназию.

В 1830 году Зинин уехал в Казань – поступать в университет на философский факультет, ставший потом физико-математическим. Денег на обучение у него не было, и он стал казённокошным студентом – учился за государственный счёт и жил при университете, за это работая в нём на небольших должностях; после окончания учёбы такие студенты были обязаны 6 лет посвятить госслужбе. Через три года Зинин с успехом отучился, получил кандидатскую степень и остался в альма-матер преподавать физику, механику, а потом и химию – несмотря на то, что считал себя в первую очередь математиком.

Дело в том, уровень преподавания химии в Казанском университете тогда оставлял желать лучшего из-за нехватки квалифицированных кадров, и ректор Николай Лобачевский попросил Зинина заняться его повышением. Отказаться тот не смог – слишком большим авторитетом для него был Лобачевский. Химия увлекла молодого учёного, и к 1836 году он стал её магистром.

В 1837 году его отправили в Европу, где ему довелось поработать с ведущими умами тех лет в их лабораториях: в Берлине - у Мичерлиха и Розе, в Гиссене - у профессора Либиха, в Париже - у Пелуза, в Лондоне — у Фарадея. Вернувшись на Родину, Зинин защитил докторскую и к 1841 году получил должность экстраординарного профессора в Казанском университете. Именно он стал «дедушкой» бутлеровской школы, вдохновив её основателя, Александра Бутлерова, и много других своих учеников на занятия химией, а также отцом собственной – казанской химической школы.

Стоит отметить, что Николай Николаевич не чувствовал полного удовлетворения от занятий химией. До конца жизни он жалел, что не связал свою жизнь с математикой, предпочтя ей «практическую» науку. И даже собственный громадный вклад в развитие отечественной химии он не считал достаточным утешением. Однако мечту Зинина сумел воплотить его сын - Николай Николаевич Зинин-младший стал видным математиком.

Узнать больше о ключевых фигурах в отечественной химии, а также ближе познакомиться со значимыми городами российской нефтегазохимии можно в проекте #МеждуНамиХимия на сайте междунамихимия.рф

Наука
7 млн интересуются