Из предыдущей части остался нераскрытым вопрос о плюсах детской конкурсной жизни. А также ещё два пункта.
В окончании статьи, как и обещала ранее — архивная видеозапись моего выступления в Ливадийском дворце на заключительном концерте лауреатов Международного фестиваля-конкурса исполнителей «Крымская весна» 2007.
Пока глаз радуют моменты путешествия в Крым, параллельно продолжим разбор темы...
Пункт 1.2. О плюсах вкратце
Рассматриваю плюсы со стороны ребёнка/подростка. О родителях здесь не буду говорить. Это отдельная тема.
- Не посещаешь предметы общеобразовательного цикла и можешь полностью погрузиться в музыку (в колледже такое возможно на «законном основании», перейти на свободное посещение по причине подготовки к конкурсу).
Однако, не думаю, что всеми это рассматривается как плюс. Это зависит от расстановки приоритетов. Но для меня это было так.
- К чему-то неизбежно стремишься. Нет возможности впасть в уныние.
- Путешествуешь, если конкурс связан с выездом в другой город. Узнаёшь новое: другие места, другие люди. Если удостоиться, можно обзавестись полезными связями. В переводе на детский язык – тебя услышат, увидят и запомнят. Может пригодится.
Если конкурс проходит в родном городе или рядом – тоже хорошо. В этом случае психологическая нагрузка снижается. Всё-таки любая поездка, это стресс (а родителям – расходы).
- Развиваешься. Становишься более выдержанным, становишься взрослее, сильнее морально и выносливее физически. Главное, чтобы был хороший сон и питание. И в период конкурса отводить ежедневное время для отвлечения от работы. Гулять на свежем воздухе, например.
Вообще – конкурсы неплохо обучают навыку планирования дня и самой работы, когда каждый день расписан для наибольшей эффективности и грамотного сочетания отдыха и труда.
Невозможно не согласиться, что музыка своего рода «спорт» с очень тонкой организацией и множественностью возможных задач.
«Деньги к деньгам/победы к победам»
Побывав на одном конкурсе, хочется испытать себя ещё. Обычно принцип успешности на конкурсах строится по аналогии с финансовым успехом: «Деньги к деньгам/победы к победам».
Это естественно, чем больше опыта, тем точнее бьёшь в цель. То есть, чем больше побеждаешь, тем больше и в дальнейшем берёшь места на последующих конкурсах.
Главное, чтобы дорогие читатели сейчас не подумали, что лауреата можно купить. Может и можно, но я в таком не принимала участия. Платить было нечем. Всё наработано своим трудом.
Проигравших нет
Любые успехи помогают сохранить свою самооценку и интерес к делу, мотивируют двигаться дальше. А неудачи на конкурсе – дело относительное. Они тоже очень важны! Но в юном возрасте это трудно понять вследствие соответствующего уровня осознанности. Ведь именно негативный опыт (а как ещё назвать проигрыши; и с таким я знакома) является ценным для роста и формирования сильного характера.
Однако, многое индивидуально.
Один, «проиграв», засучит рукава и скажет если не вслух, то про себя: «Я покажу им Кузькину мать!» Имеется ввиду не драка, а личный успех. Или: «Да. Здесь я была неправа. Нужно работать иначе. В следующий раз сделаю лучше». Довольно странно было бы для детского мышления.
Но для другого, несчастный конкурсный опыт может послужить причиной внутреннего слома, ведущего к отдалению от музыки вовсе.
Эту тонкую грань желательно определить заранее, чтобы понимать, стоит ли участвовать в конкурсе в том случае, если не ощущаешь себя в достаточной степени готовым?
Что важнее – соответствующая оценка жюри или сам факт своего выступления, участия. Но тогда возникает вопрос, а зачем нужен конкурс? Можно и в концертах играть. Для чего сознательно идти на высокий риск психологической травмы?
Пункт 2. Что дают конкурсы, для чего они действительно нужны до раннего зрелого периода?
В данной статье я говорю о конкурсной жизни исключительно детского/юношеского периода. Не о мотивациях и пользе исполнительских конкурсов для состоявшихся зрелых пианистов.
Многое, конечно, остаётся. Но ценностная система зрелого человека всё же претерпевает значительные изменения и, следовательно, конкурс для пианиста, это уже сфера демонстрации своего мастерства, своей школы, освещения своей исполнительской личности, возможность достойных материальных наград. Карьерная борьба для взрослых.
А может тогда и вовсе не нужны эти детские конкурсы? Может потом сразу на конкурс Чайковского или Шопена?
Яков Израилевич Зак [советский пианист, педагог; народный артист СССР] в одной из своих бесед с Геннадием Моисеевичем Цыпиным [российский музыковед, специалист в области психологии музыкального исполнительства и музыкальной педагогики; доктор педагогических наук, профессор] затрагивает очень важное понятие «лауреатизма».
Это то, к чему не должна приводить конкурсная жизнь, ребёнка в особенности, т.к. придя к убеждению о том, что музыка исключительно «инструмент славы», он теряет всякую связь с самим понятием музыки в принципе.
Это то же самое как если в дзен выпускать статьи о том, как заработать в дзен. И всё.
Если говорить о формальностях
При поступлении в колледж/вуз (не обязательно) и при назначении повышенных стипендий, в частности губернаторских (на личном опыте), вступлении в определённые профессиональные организации, присвоении звания и т.д. необходимы бумаги, подтверждающие наличие достижений, т.е. дипломы. Конкурсы важны как для учеников, так и для преподавателей.
Примитивно звучит после всех размышлений на тему смысла конкурсов, но стремление собрать как можно больше дипломов в определённый период детской/студенческой музыкальной жизни обусловлено элементарной выгодой для будущего, но в очень узком понятии этого слова.
При этом, конкурсы не должны быть самоцелью.
А вот для будущего важно больше здоровье и круг близких друзей. Но это уже другая история.
Пункт 3. Как преодолеть основные трудности конкурсного процесса
Под основной трудностью понимаю психологический момент.
Необходимо правильное отношение к этому процессу.
Очень многие мысли уже изложены выше, и все они так или иначе содержат подсказки о том, как относиться к понятию конкурса вообще. В этом суть.
Как родитель, ребёнок, а далее – зрелый музыкант определяет для себя значение и ценность конкурса, участия в нём?
Что главное в ожиданиях от конкурса? Победа? Нет. Дипломы? Увольте. Стена в моём домашнем кабинете увешана десятком дипломов и ещё десяток лежит в папке в моём столе.
Опыт. Это ценнейший опыт, который при всех профессиональных деталях показывает правду жизни в конкурентной борьбе за неё.
Ливадийский дворец. Заключительный концерт лауреатов VI Международного фестиваля-конкурса исполнителей «Крымская весна» 2007.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Дорогие читатели!
Чтобы осветить все возможные детали темы статьи, требуется большой объём. Все из них не уместить в одной и даже в двух частях.
Поэтому, в рамках личного опыта и знаний буду рада ответить на Ваши вопросы в комментариях!
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Также первая часть статьи: