Это кожаная обувь, лапти, детали украшений, монеты XVIII–XIX веков, гребни, гвозди, фрагменты керамики и многое другое. Находки будут обработаны и переданы в музейный фонд, а кроме того, они позволят археологам сделать определенные выводы относительно истории той территории, на которой найдены. Об исследованиях сообщает портал Вологда.РФ.
По всем правилам
Договор на археологическое сопровождение благоустройства площади с устройством фонтана заключен с Институтом археологии Российской академии наук. Раскопки ведутся с начала апреля. Они затрагивают только тот участок, где непосредственно будет установлен фонтан. Для его строительства потребуются подземные сооружения. На других участках площади нижележащие культурные слои не будут задеты, поэтому археологи их не обследуют.
«Как мы видим, в верхних слоях расположены остатки фонтана, который существовал здесь в 1980–90-е годы, вологжане его помнят. Вот эта бетонная плита — часть чаши фонтана, там была вода в свое время. Насыпь над плитой была сделана при благоустройстве в начале XXI века. Здесь можно четко проследить: на всей этой территории основное накопление грунта шло за счет благоустройства, поскольку она стала площадью. Она замыкалась со стороны современной улицы Батюшкова Благовещенской церковью, которая в 1960-х была снесена. А с другой стороны она открывалась улицей Мира — бывшей Гостинодворской площадью. На площади у универмага постоянно делались какие-то подсыпки, которые заодно обеспечили и сохранность нижележащего культурного слоя. То есть он не перекапывался, а наоборот, засыпался всё время», — рассказывает научный сотрудник отдела сохранения культурного наследия Института археологии РАН Александр Суворов.
При строительстве фонтана в советское время и позднее — при прокладывании коммуникаций вплоть до начала XXI века — не позаботились об археологической составляющей этой работы. В некоторых местах культурный слой значительно поврежден, но на большей части площади он хорошо сохранился.
«Отрадно отметить, что сейчас работа по сохранению памятника археологии поставлена идеально. Заранее была проведена разведка: был заложен шурф, который позволил судить о характере и мощности отложений на этом участке. Была разработана документация по обеспечению сохранности этого участка памятника археологии. Затем были начаты эти работы — наблюдение и раскопки. Ничего значимого и ценного не погибнет здесь, как это произошло 40 лет назад при строительстве старого фонтана. Новый фонтан будет построен без нанесения ущерба историческому культурному слою», — заверил Суворов.
Вопрос границ
Археологи работают по отработанной методике. Горизонтами по 20 см срезается культурный слой, он разбирается вручную, откуда извлекаются и складываются в лотки все находки, которые называются массовыми. Это, например, фрагменты керамики, обрезки кожи, гвозди, кухонные отходы в виде костей животных, птиц, рыб. Более ценные, значимые, «говорящие» находки отбираются в качестве индивидуальных, их местоположение фиксируется с высокой точностью с помощью тахеометра — электронного теодолита.
«Мощность культурного слоя здесь достаточно велика. Нижняя его половина — это хороший стратифицированный культурный слой, как мы установили,относящийся к XVIII веку, частично он мог быть сформирован и раньше. Уже закончены работы на более чем половине площади раскопа. Здесь видны частокольные канавки: они были выкопаны когда-то на глубину примерно полуметра и в них были вертикально поставлены бревна, которые стояли плотно одно к другому, а сверху, возможно, они были заострены. Бревен уже нет, возможно, их использовали на дрова, когда частокол пришел в негодность. Но благодаря канавкам границы участков, которые были здесь в XVIII веке, мы можем увидеть», — комментирует Александр Суворов.
Что интересно, эти границы не соответствуют современной ориентировке кварталов, поскольку при проектировании регулярного плана города Вологды, который был утвержден императрицей Екатериной II в 1781 году, в предшествующем 1780 году был снят первый топографический план. Он сохранился, и на нем показаны дворы, которые здесь существовали.
«Мы где-то рядом с ними сейчас находимся. Видно, что древняя ориентировка переулка отличалась градусов на 30–40 от современной регулярной сетки кварталов. И если какой-то объект (постройку или частокол) мы нашли в слое и он ориентирован иначе, чем современные улицы, то этот объект может быть отнесен ко времени ранее конца XVIII века. Значит, это элемент более древней застройки», — поясняет археолог.
Лапотная Вологда?
Из буквально ярких находок на раскопе обнаружен, например, екатерининский пятак 1765 года, отчеканенный на Екатеринбургском монетном дворе — он продолжает блестеть и спустя четверть тысячелетия. Найдены здесь и разнообразные мелкие предметы: бусины из камня и янтаря, гребни. Много фрагментов керамических горшков и стеклянных штофов, в том числе с клеймами. Найдены предметы и из органических материалов: из кожи, кости и рога, бересты и дерева. Использовался вологжанами и деревянный колок для струн какого-то музыкального инструмента, и аптечная лопаточка из рога. Одна из последних находок — лапоть большого размера с прохудившейся пяткой.
«Известно, что вологжане предпочитали и могли позволить себе прежде всего кожаную обувь. А недолго используемая, дешевая обувь, какой являются лапти, была в ходу в значительно меньшей степени. Но мы сегодня держим в руках этот лапоть и имеем возможность убедиться, что не все вологжане жили в достатке», — предположил историк.
Предметы из органических материалов на раскопе хорошо сохранились благодаря влажности грунта, которая была характерна для всей центральной части города. Вдоль современной улицы Мира проходила каменная стена крепости, построенной Иваном Грозным. По словам Александра Суворова, если посмотреть на старые планы, то даже в пределах этой крепости можно увидеть озерки — сильно заболоченные участки местности, которые у вологжан не было возможности освоить вплоть до начала XIX века.
«Мы видим, что как раз неподалеку, буквально в 50 метрах, позади современного здания универмага, располагалось такое озерцо, которое разливалось в сторону улицы Мира, примерно до места домов № 12, 16, 18, 20. Поэтому здесь за счет влажности хорошо обеспечивается сохранность органических материалов. Под толщей отложений еще и не было доступа воздуха. Благодаря этому органические материалы очень крепкие. Если слой сухой, как его называют археологи, и в нем постоянно происходит истлевание органики, то мы получаем при раскопках только такие предметы, как камни или кирпичи от печей, гвозди, черепки разбитых горшков, но не видим всего остального. А ведь из органических материалов делалось гораздо большее количество предметов обихода, деревянные элементы построек безраздельно преобладали. И эта большая часть того материального мира здесь сохраняется. Этот участок культурного слоя высокоинформативный», — говорит археолог.
Судя по результатам раскопок, до XVIII века эта территория была слабо освоена вологжанами, здесь была периферия города. В первую очередь горожане заселяли участки, выгодно расположенные у реки Вологды, где было удобно вести хозяйство и был доступ к реке, являвшейся тогда и летом и зимой важнейшей дорогой. Здесь же, на удалении от реки, находились неудобные заболоченные участки. В дальнейшем на месте раскопа, как предполагает Александр Суворов, были разбиты огороды.
«Дома стояли где-то совсем рядом, вероятно, порядок домов вдоль огибавшего Благовещенскую церковь переулка пересекал современную линию застройки квартала в районе центральной части универмага. А здесь, ближе к центру площадки, располагались дворовые и огородные пространства. Исследовательские работы близятся к завершению. На одной половине раскопа уже достигнут материк — тот нижележащий уровень земли, который не был затронут деятельностью человека. На нем располагался почвенный слой, он позднее был переработан, превращен в огородный, на нем сформировались разновременные насыпи, здесь откладывался материал в виде всевозможных бытовых отходов, остатков построек… Так сформировался культурный слой мощностью более метра», — рассказал Александр Валерьевич.
На финишной прямой
Еще один интересный факт: наши предки были очень рачительными. Просто так никакой материал не выбрасывался, а обычно пускался во вторичное использование.
«Здесь располагалась канава, которая относилась к XIX — началу XX века. Борта у нее были выложены деревом вторичного использования. Мы обнаружили, что использованные для этого бревна — это лаги пола, опорные балки, на которые когда-то укладывался настил из плах. Дом обветшал, и его детали были использованы для укрепления стенок водоотводящей канавы. Наши предки отличались рациональностью. Вторичное использование строительных материалов — обычная история», — объясняет историк.
Задача археологов теперь — охарактеризовать материальную культуру жителей Вологды того времени на исследуемом участке: чем конкретно пользовались горожане, что именно делали на этом участке, какое хозяйство вели и насколько оно было зажиточным. Это будет понятно после разбора полученной коллекции.
«Конечно, преобладает материал рядовой, шаблонный. Мы находимся на грани того времени, о реалиях которого уже достаточно хорошо известно по письменным источникам: мы знаем, что происходило в то время. Но сведения о материальном мире XVII–XVIII веков остаются очень сжатыми. Если, например, быт русских царей XVII века описан неплохо, то отличавшийся от него быт жителей Вологды, не имевшей своих бытописателей в XVII веке, не привлекал внимания современников. Всё, что мы можем сказать о быте наших предков, об их практических познаниях и ремесленном мастерстве, получено путем археологических исследований. Для раннего времени земля становится единственным источником информации. Поэтому археологические исследования важны, каждый кусочек по-своему уникален», — подытожил Александр Суворов.
На данный момент археологам осталось выбрать небольшой участок раскопа, зафиксировать стратиграфию его бортов, которые покажут нам последовательность слоев, их характер. После завершения исследований это уже будет не раскоп, а котлован, который передадут строителям.
«Находки будут технически и научно обработаны. Те, которые не представляют музейной ценности, будут подсчитаны и описаны количественно, как, например, неинформативные фрагменты керамики, стекла, слюды. Находки, которые имеют историко-культурную ценность, будут обработаны, при необходимости отреставрированы и переданы в музей. Это обязательное условие — в течение трех лет каждый археолог должен передать коллекцию в состав государственного музейного фонда», — подчеркнул археолог.
Также взяты образцы для дендрохронологического анализа — спилы с бревен, которые сохранили внешнюю поверхность. По последнему годовому кольцу можно определить, когда это дерево было срублено. Благодаря этому удастся дать с точностью до одного года дату и для самого бревна, и для тех отложений, в которых оно было найдено.
Добавим, благоустройство площади у ЦУМа выполняет компания «Ремстройсервис» (г. Череповец). После завершения археологических работ подрядчик продолжит здесь строительные работы.
Текст: Екатерина Шабалова, Вологда.РФ
Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен