В 1978 году в труднодоступном районе Аляски готовились к строительству взлётно-посадочной полосы для нефтяной компании. Проводилась разведка местности, в которой участвовала природоохранная комиссия. В ходе этих работ практически случайно в 150 милях севернее полярного круга был обнаружен очень необычный археологический комплекс, сейчас известный как стоянка Мейза ( Mesa Site). Это одно из самых древних свидетельств пребывания человека на Аляске имеет возраст около 14 тыс. лет.
Большинство археологических памятников верхнего палеолита, расположенных в арктической зоне, как на Аляске, так и в Восточной Сибири, находили на речных террасах. Расположение Мейзы было иным. Правда, неподалёку имеется ручей под названием Итериак, но стоянка находится чуть в стороне на одиноко стоящей столовой горе, которая возвышается над пологими холмами предгорий метров на шестьдесят. С запада, северо-запада и юго запада она ограничена отвесными обрывами. С других сторон склоны крутые, но доступные для пешехода. С вершины открывается великолепный круговой обзор на открытый тундровый ландшафт, общей пkjщадью около 40 квадратных миль (цифры даю по англоязычной монографии, поэтому там преобладают мили и футы).
Раскопки Мейзы много лет возглавлял Майкл Кунц, автор многих интересных находок на Аляске. Археологам очень повезло, что взлётно-посадочную полосу для нужд нефтедобывающей компании решили строить неподалёку. Другого удобного транспорта здесь нет, ближайшая крупная трасса проходит более чем за сотню миль. Оборудование для экспедиции пришлось доставлять на вертолёте.
Предгорья Аляски не были покрыты ледником даже во время максимума оледенения примерно 20 тысяч лет назад, хотя близость ледника, который то рос, то таял, оказывала влияние на рельеф и на климат. 14 тыс. лет назад, в позднем плейстоцене, Мейзу тоже окружала тундра. Правда, климат был несколько более сухой и холодный, а фауна при этом несколько более богатой. Даже сейчас на тамошних холмах находят пищу большие стада северных оленей, которых в Северной Америке называют карибу. В верхнем палеолите здесь паслись дикие лошади и бизоны, встречались мамонты. Каменные наконечники, найденные на стоянке Мейза отлично приспособлены для охоты на крупных животных.
На вершине - плоское пространство. Здесь всегда дуют сильные ветры. Зимой это, мягко говоря, неприятно, зато летом - благословенье. Ветер сдувает комаров и другой гнус. Плоскогорье покрыто тонким, до 14 дюймов, слоем эоловых отложений под которыми скрывается щебень.
На этом пространстве обнаружились кострища, числом 40. Каждое из них представляло собой неглубокую ямку, вырытую в мягкой почве до щебня, очевидно, использовалось недолго, и затем очень быстро было погребено под свежими эоловами отложениями. Иными словами, ветер занёс их пылью. Это обеспечило хорошую сохранность очагов. В угле нашли обожжённые кости животных, вокруг — искусно сделанные каменные орудия и десятки тысяч отщепов, достоверное свидетельство, что орудия прямо здесь и производились.
Весь комплекс культурно однороден и относится к традиции, которую принято называть палеоиндейской. Одним из характерных признаков являются длинные ланцетовидные каменные наконечники для дротиков, очень тщательно обработанные, а также двусторонние рубила и скребки.
Полагают, древние охотники занимали одиноко стоящую столовую гору, потому что оттуда можно было разглядеть подходящую издали добычу и отправить отряд для перехвата. А пока ничего интересного на горизонте не было, можно было сидя у костра неспешно мастерить себе оружие из местного материала да травить охотничьи байки. О том, что это был именно наблюдательный пункт охотников, косвенно свидетельствует и то, что наконечников копий найдено гораздо больше, чем скребков для обработки шкур.
Автор: Наталья Беспалова
Канал нуждается в поддержке. Поддержать можно тут.
Читателям, интересующимся историей техники, Кот рекомендует канал Сергея Мороза.