Продолжаем публикацию материалов по первым "новикам" Черноморского флота. Начало истории эскадренных миноносцев типа "Дерзкий" можете найти на нашем канале ЗДЕСЬ и ТУТ.
Продолжение, начало статьи - ЗДЕСЬ и ВОТ ЗДЕСЬ
Первый год войны на Черном море подтвердил высокую потребность в эскадренных миноносцах типа "Новик" ("Дерзкий"), а ввод в строй двух первых черноморских дредноутов показал, что и здесь для «Дерзкого» и его "систершипам" не придется отстаиваться без дела. Интересно, что с появлением русских дредноутов командование Черноморского флота не стало их объединять в единую эскадру, а сформировало три маневренные группы: линкор «Императрица Мария» и крейсер «Кагул»; линкор «Императрица Екатерина Великая» и крейсер «Память Меркурия»; броненосцы «Евстафий», «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон» и крейсер «Алмаз». В постоянное охранение этих групп были назначены «угольные» эсминцы, а вот турбинные «новики» сохранили свою «самостоятельность», придаваясь каждой из групп на время походов и выполнения боевых заданий. Фактически такие группы были прообразами созданных в годы Второй мировой войны оперативных соединений флота США, что для 1915 года было несомненным прорывом в тактике. При такой организации каждая из групп была в состоянии самостоятельно противостоять «Гебену»/«Явузу» и уничтожить его при встрече.
В первый такой выход в составе маневренной группы, сформированной вокруг «Императрицы Марии», эсминец "Дерзкий" вышел 17 сентября 1915 года, – в течение трех дней корабли группы прикрывали броненосцы 2-й бригады, которые нанесли удар по трем целям одновременно, обстреляв Козлу, Зонгулдак и Эрегли. В следующий поход «Дерзкий» вместе с «Беспокойным», «Гневным» и 3 «угольными» эсминцами вышел в ноябре: с 10 по 12 ноября 1-я маневренная группа действовала в Угольном районе. На этот раз эсминцы дивизиона, отделившись от линкора и крейсера, сами обстреляли Зонгулдак, повредили стоявший в гавани пароход и потопили две груженые турецкие шхуны.
В одном из последних в 1915 году выходов в море «Дерзкий» принял участие в артиллерийском бою с турецкими канонерскими лодками («Таш-Койпрю» и «Йесгар») в районе острова Кефкен. Турецкие корабли в этом районе искали терпящую бедствие немецкую подводную лодку UC13, их радиопереговоры были перехвачены и расшифрованы русской военно-морской разведкой, располагавшей немецкими шифрами. Поэтому 28 ноября к острову Кефкен сразу же направились «Дерзкий» (под брейд-вымпелом командира 1-го дивизиона князя В. В. Трубецкого), «Пронзительный» и «Счастливый», находившиеся в дозоре в этом районе.
Турецкие корабли были быстро обнаружены, и с первых же выстрелов русские эсминцы достигли накрытия и перешли к стрельбе на поражение. Обе канонерские лодки были охвачены пожаром и уничтожены. Члены экипажей турецких кораблей, кроме троих убитых и двоих тяжелораненых, бежали на Кефкен. Саму UC13 обнаружили через месяц благодаря показаниям пленных и уничтожили тоже «новики» Минной бригады.
Всего, кроме двух турецких канонерских лодок, черноморскими «новиками» за 1915 год было потоплено более 120 турецких парусников и транспортных судов. Непосредственно «Дерзкий» совершил 21 выход в море для обстрелов побережья, уничтожения турецких судов и минных постановок, совместно с другими кораблями уничтожил до 114 турецких парусников, 11 транспортов и судов и записал на свой счет две турецкие канонерские лодки «Таш-Койпрю» и «Иесгар».
Уже 4-9 января 1916 года «Дерзкий» и «Гневный» в составе 2-й маневренной группы с линкором «Императрица Екатерина Великая» обеспечивали операцию по обстрелу портов Угольного района. В этот период были получены данные о выходе в море «Гебена». Эсминцы на выходе из Босфора встретили немецкий линейный крейсер и навели его под огонь линкора «Императрица Екатерина Великая». В ходе короткого четырехминутного боя «Гебен» / «Явуз» получил несколько накрытий, но смог оторваться от преследователей и уйти в Босфор. К сожалению, победного «предновогоднего» боя не произошло.
В новом 1916 году эсминец «Дерзкий», как и все черноморские «новики», не снижал своей боевой активности. Были созданы пять блокадных пар эсминцев (по другим данным – шесть пар), которые 4 и 7 января совершили набег на турецкие коммуникации Синоп - Трапезунд и уничтожили у побережья Лазистана 204 парусника и две моторные шхуны с грузом, поставив под угрозу снабжение турецкой 3-й армии. В ходе этого рейда «Дерзкий» действовал в паре со «Счастливым» в районе Синоп - Самсун.
В условиях такой активности не обошлось без аварий. В походе 14-17 января к Зунгулдаку «Дерзкий», входивший в состав 1-й маневренной группы с линкором «Императрица Мария», сообщил о повреждении в механизмах, которое невозможно исправить в море, из-за чего вся маневренная группа была вынуждена возвратиться (странное решение, надо признать). Ремонт не потребовал много времени, и вскоре «Дерзкий» снова вернулся в строй. Это позволило ему в марте 1916 года принять участие в крупной десантной операции Черноморского флота по переброске двух бригад из Новороссийска на побережье Лазистана.
31 марта (13 апреля) «Беспокойный» и «Дерзкий» в составе 1-й маневренной группы пришли в Батум, обеспечив переход линкора «Пантелеймон». А уже 1 (14) апреля «Дерзкий», «Беспокойный» и «Пронзительный» потопили к западу от Трапезунда 58 парусников с грузами снабжения для турецкой армии, что существенно помогло взятию этого города. 13 (26) мая находившийся в Севастополе император Николай II во время смотра Черноморского флота посетил все корабли 1-го дивизиона Минной бригады. На «Дерзком» император лично наградил Георгиевским оружием лейтенанта Н.Б.Федосеева за отличие в бою с крейсером «Мидилли» 11 июня 1915 года.
После императорского смотра для «Дерзкого» продолжились повседневные будни, из которых можно выделить участие в одной из первых «противолодочных операций».
30 мая (11 июня) 1916 года германская подводная лодка U38 безрезультатно атаковала линкор «Императрица Екатерина Великая» и была обнаружена русскими эсминцами. ЭМ «Дерзкий», находившийся в охранении линкора, в ходе поиска подводной лодки впервые использовал новинку – буксируемую контактную противолодочную мину Сахновского, но безуспешно.
В июле 1916 года сменилось командование Черноморского флота, адмирала А.Эбергарда на посту командующего флотом сменил вице-адмирал А.В.Колчак, который сразу постарался активизировать действия по нейтрализации «Гебена» и «Бреслау».
Первую попытку перехвата немецких кораблей новый командующий предпринял 9 (22) июля 1916 года, выйдя в море на «Императрице Марии» в сопровождении крейсера «Кагул» и пяти «новиков». Флагманом русских эсминцев в том походе был ЭМ «Счастливый» (под флагом начальника Минной бригады контр-адмирала М.П.Саблина); эсминец «Дерзкий» шел под брейд-вымпелом начальника 1-го дивизиона Н.Н.Савинского, ведя за собой «Гневный», «Беспокойный» и «Пылкий»
Эсминцы шли строем фронта впереди по курсу линкора, и в 13:30 «Счастливому» удалось обнаружить противника. Эсминцы получили задачу парами атаковать крейсер, а позднее – охватывать его с двух сторон. Первым открыл огонь с дистанции 80 кбт «Счастливый», и здесь русских «новиков» ожидал неприятный сюрприз – на крейсере «Мидилли» («Бреслау») штатные 105-мм пушки были заменены на новые 150-мм орудия с дальностью стрельбы около 95 кбт, что существенно превышало возможности 102-мм орудий эсминцев (до 83-87 кбт). По этой причине русские эсминцы следовали за крейсером, находясь вне досягаемости его артиллерии. В ходе преследования линкор «Императрица Мария» смог обнаружить «Мидилли» и приблизиться на дистанцию огня, но добиться попаданий или накрытия не удалось.
В ходе двухчасовой погони русский линкор несколько раз открывал огонь по немецкому крейсеру, идущему зигзагом и прикрывавшемуся дымовой завесой. Один залп дал накрытие осколками снаряда, разорвавшегося всего в 10 метрах от кормы «Мидилли» («Бреслау»), были ранены 7 человек. К 15:52 крейсеру удалось немного оторваться от противника. В это время линкор находился в 136 кабельтовых за кормой, головной эсминец на правом крамболе, еще один – на правой раковине, оба на расстоянии 104 кабельтовых. Как отмечает хроника, в 16:30 начали отставать и русские эсминцы, хотя, по известным данным, «Мидилли» не смог развить на тот момент скорость более 25 узлов. После наступления темноты русский линкор безнадежно отстал и прекратил огонь. В этот момент Колчак приказал командирам эсминцев «прижать крейсер к побережью и в удобный момент атаковать торпедами». В атаку вышли 4 эсминца («Беспокойный» потерял ход из-за аварии котла), следовавшие за крейсером, но из-за темноты, которую они ждали для атаки, потеряли его из вида во время налетевшего шквала с дождем. Немецкий крейсер благополучно прошел в Босфор. Отличиться в этом бою «Дерзкому» не удалось.
После этого случая командование флота приняло решение существенно усилить минные заграждения у Босфора, и первая крупная операция была проведена в конце июля 1916 года (по старому стилю). Для постановки назначались эсминцы 1-го дивизиона, способные принимать до 80 мин, и подводный минный заградитель «Краб» (60 специальных мин). Руководство постановкой заграждения было возложено на начальника 1-го дивизиона капитана 1-го ранга Н.Н.Савинского, державшего брейд-вымпел на «Дерзком».
В ночь на 21 июля (4 августа) корабли вышли из Севастополя и скрытно выставили в проливе 320 мин («Дерзкий» – 60 мин). Успех операции во многом был обеспечен качественным навигационным обеспечением, для которого были использованы две подводные лодки, специально развернутые на подходах к Босфору. В последующие ночи вплоть до 26 июля (9 августа) было выставлено в общей сложности 820 мин скрытно от противника.
Сразу же после окончания постановки минного заграждения у Босфора организовали блокадный дозор из сменявших друг друга двух эсминцев и взаимодействовавших с ними ПЛ, но вскоре от блокадного дозора отказались в силу рискованности, малочисленности сил и возросшей угрозы со стороны неприятельской авиации. Но и без этих задач для эсминца "Дерзкий" нашлось дело в войне на море.
Но об этом в следующий раз, ))). Окончание следует....
Источники: Апальков, Ю. ВМС Германии.1914-1918. Справочник по корабельному составу/Ю.В.Апальков //Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Афонин, Н. Эскадренные миноносцы типа «Лейтенант Шестаков» / Н.Н.Афонин //Мидель-шпангоут, № 34 – 2013.- 102 с.; Граф, Г. На «Новике». Балтийский флот в войну и революцию /Г.К.Граф.- СПб: Гангут,
1997. – 488 с.; Заблоцкий, В. Первые «новики» Черноморского флота. Эсминцы типа «Дерзкий» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий //Морская кампания, № 8(21) – 2008.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Счастливый» /В.П.Заблоцкий //Морская кампания, № 4(49) – 2012.- 64 с.; Заблоцкий, В. Эскадренные миноносцы типа «Фидониси» /В.П.Заблоцкий, В.А.Левицкий // Морская коллекция, № 2(161) – 2013.- 32 с.; Козлов, Д. «Странная война» на Черном море (август – октябрь 1914 года) /Д.Ю.Козлов. – М: Квадрига, 2009. – 223 с.; Степанов,Ю. Эскадренный миноносец «Новик» /Ю.Г.Степанов, И.Ф.Цветков.- Л:Судостроение, 1981.- 224 с.; Усов, В. Эскадренный миноносец «Новик»/ В.Ю.Усов // Мидель-шпангоут, № 1 – 2001.- 38 с.; Чернышев, А. «Новики». Лучшие эсминцы Российского Императорского флота. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007. – 224 с.; Чернышев, А. Русские суперэсминцы. Легендарные «Новики». – М: Яуза, ЭКСМО, 2011.– 176 с.; Чернышев, А. Эсминцы типа «Новик». Лучшие эсминцы Первой мировой. – М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2018. – 224 с.