Найти тему

1892 год РИФ

Принята новая система классификации кораблей флота:

Первая классификация паровых и броненосных судов российского флота была разработана в конце 1891 года и объявлена приказом Е. И. В. Генерал-Адмирала по Морскому ведомству № 18 от 1-го (13) февраля 1892 года. Она устанавливала следующие классы боевых кораблей:
Броненосцы: Эскадренные и Береговой обороны
Крейсера: I ранга и II ранга
Минные крейсера
Канонерские лодки: Мореходные и Береговой обороны
Пароходы, Яхты, Транспорты, Миноносцы, Миноноски, Учебные суда, Портовые суда, Таможенная флотилия.

Начал строиться опытовый бассейн:

Поездке императора предшествовали следующие события: Морской технический комитет Морского ведомства, занимавшийся всеми вопросами кораблестроения, впервые рассмотрел вопрос о появлении в России опытового бассейна, инициатива создания которого принадлежала великому русскому ученому Дмитрию Менделееву. 1892 г. На острове Новая Голландия сооружена и забетонирована чаша канала, построены здание бассейна и двухэтажное здание со служебными и подсобными помещениями. Надо заметить, что опытовый бассейн на петербургском острове стал первым в России и шестым в мире исследовательским центром по испытанию корабельных моделей. А броненосец «Полтава» и крейсер «Россия» первыми из российских судов прошли испытания в опытовом бассейне.

Броненосцы русского флота все только достраиваются:

1) "Император Александр 2" (406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1-го ранга П. Юрьевым).

Для защиты от торпед в 1892 г. на «Александре II» установили противоторпедные сети Буливанта, для постановки которых предназначались 18 бортовых шестов длиной 8,1 м, а также носовой и кормовой шесты длиной соответственно 5 и 6,6 м. Общий вес сетевого заграждения достигал 20 т. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин.

2) Броненосец "Император Николай I" (??.??.1892—??.??.???? капитан 1-го ранга Р. Р. Дикер)

Обоснованность претензий завода в МТК признали только 1 января 1892 года, когда на запрос ГУКиС решили признать подлежащими оплате все те 253 т корпусных конструкций (117т уже были к тому времени оплачены), которые по требованиям МТК изготовили сверх проектного веса корпуса. Признавая вину министерства из-за «перерешения вопроса о башне и от поздней доставки брони для башни и рубки», МТК считал возможным срок произошедшей задержки определить по весовому журналу силами специально созданной комиссии. Пока же напрашивалось справедливое решение освободить завод от оговоренного контрактом штрафа за опоздание готовности корабля.

Разбирательство затянулось надолго, и еще в октябре 1892 года завершавший работы один из прежних помощников наблюдающего корабельный инженер Е. А. Введенский продолжал отвечать на запросы МТК об обстоятельствах постройки.

Несмотря на полное, как еще в сентябре 1891 года казалось заводу, завершение всех работ, они в силу новых требований министерства продолжались еще и в течение всего 1892 года. Так, в феврале из-за увеличившейся с 500 до 576 человек численности экипажа оказалось необходимым соорудить вокруг мостиков добавочные коечные сетки (легкие палубные шкафы) на 60 коек. Новый вклад в полюбившуюся ему эстетику корабля внес свободный от забот и треволнений практического судостроения генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович. 3 августа 1891 года главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал С. П. Шварц известил МТК, что при посещении в бытность свою в Кронштадте корабля «Император Николай I» его высочество изволил обратить внимание на «негармоничность рангоута корабля вследствие короткости стенег и марса-реи» и что по его, Шварца, распоряжению марса-реи были заменены удлиненными, а чертеж этого удлинения уже послан на утверждение в МТК. Подивившись, наверное, в душе отменной распорядительности влезшего не в свое дело бывалого службиста Шварца, К. П. Пилкин пометил, что «и увеличенные марса-реи не прибавили гармонии» и что разумнее было бы «не допускать таких огромных нижних рей, какие на „Корнилове", „Александре" и „Николае"». Со своей стороны окончательно уже переведенный к этому времени в МТК Н. Е. Кутейников пояснял, что «длинные и тяжелые нижние реи корабля „Император Александр II", с которого скопирован был рангоут и для корабля „Император Николай I" явились вследствие желания иметь средство подъема на палубу с воды относительно легких предметов». Стеньги же и марса-реи, не имевшие особого назначения, кроме подъема сигналов, сделали короче.

3) Эскадренный броненосец "Гангут" (кто капитан не понятно)

Швартовные тесты удачно закончились 18 сентября 1892 года. К тому времени навесили практически всю броню, за исключением 16 плит каземата 229-мм орудий и 5 плит боевой рубки. Тем не менее, 14 октября броненосец собственным ходом в сопровождении 8 буксиров перешел в Кронштадт, где его достройка была продолжена. Управляющий Морским министерством вице-адмирал Н.М. Чихачев (он сменил умершего от инфаркта И.А. Шестакова) отдал распоряжение: «по спуску со стапеля закончить броненосец полностью и в том же году отправить его в плавание». Но после спуска темпы строительства заметно снизились.

Тем временем Балтийский завод изготовил главные машины, и 18 сентября 1892 года успешно прошли их швартовные испытания. Хотя 14 октября «Гангут» своим ходом перешел в Кронштадт, до полной готовности корабля было еще далеко. Всю зиму и весну продолжались работы,

Крейсера:

1) Крейсер 1-го ранга "Адмирал Нахимов" (капитан 1-го ранга Федотов)

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», рис. 1892 г.
Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов», рис. 1892 г.

Ремонт на Балтике

2) Крейсер 1-го ранга "Дмитрий Донской" (капитан 1-го ранга Ф. Е. Гессен)

С июля 1892 г. крейсер базировался во Владивостоке, составляя главную ударную силу эскадры. В августе, подняв флаг младшего флагмана, «Донской» принимал визиты иностранных кораблей.

3) Крейсер 1-го ранга "Владимир Мономах" (1-го ранга О. В. Старка.)

Во Владивостоке командиром крейсера назначили капитана 1-го ранга О. В. Старка. В начале декабря «Мономах» перешёл в Нагасаки для подготовки к возвращению на Балтику. 9 апреля 1892 года при выходе с рейда, огибая, как того требуют морские обычаи, корму флагманского «Азова», плохо знакомый с кораблём Старк посадил его на мель. Только к вечеру следующего дня крейсер покинул Нагасаки и 10 сентября благополучно прибыл в Кронштадт.

4) Крейсер 1-го ранга "Минин"

1 февраля 1892 г. "Минин” зачислили согласно новой классификации судов в крейсера 1 ранга. В марте 1892 г. отряд был расформирован, и крейсер вновь отправился в практическое плавание с учениками- квартирмейстерами. Это плавание, оказавшееся последним заграничным походом "Минина”, завершилось в мае 1892 г., и с этого времени корабль уже не покидал Балтийское море.

5) "Герцог Эдинбургский", "Генерал - Адмирал", "Князь Пожарский" - занимались подготовкой квартирмейстеров (больше их упоминать не буду)

6) Крейсер 1-го ранга "Память Азова" (капитан 1-го ранга Сальвадор Фёдорович Бауер)

В сентябре 1892 года «Память Азова» участвовал в Кадисе в торжествах по случаю 400-летия открытия Америки.

7) Крейсер 1-го ранга "Адмирал Корнилов" (капитан 1-го ранга М. И. Ельчанинов)

1 февраля 1892 года крейсеру присвоили 1-й ранг и перевели в 4-й флотский экипаж. 18 мая 1892 года крейсер перевели в 6-й флотский экипаж. 6 октября 1892 года «Адмирал Корнилов» вновь ушел на Дальний Восток России, где присоединился к Тихоокеанской эскадре.

8) Корвет "Витязь" (капитана 1-го ранга С. А. Зарин)

Осенью 1891 года под командованием капитана 1-го ранга С. А. Зарина и с другим экипажем корвет «Витязь» вышел из Кронштадта во второе плавание к берегам Дальнего Востока в Тихом океане. По прибытии к месту службы, летом 1892 года корвет вошёл в состав Тихоокеанской эскадры и по примеру прошлой экспедиции занялся активными гидрологическими исследованиями. Экипажем были описаны и нанесены на карту множество объектов. «Витязь» стал именоваться крейсером 1-го ранга

Летом 1892 года он вошел в состав Тихоокеанской эскадры контр-адмирала С.П. Торопова.

9) Корвет "Рында"

Экипаж.
Экипаж.

В 1892 году «Рында» вместе с крейсерами «Дмитрий Донской» и «Генерал-Адмирал» представлял Российскую империю на морских торжествах в Нью-Йорке в честь 400-летия открытия Колумбом Америки.

Корабли в постройке:

Новое Адмиралтейство

Большой деревянный эллинг:

1) Броненосец "Сисой Великий"

В результате лишь 4 июня ГУКиС смог, наконец, передать заказ на листовую и сортовую сталь Александровскому сталелитейному заводу, но по непонятной причине затянул заключение контракта до 10 февраля 1892 года. Это обстоятельство создало в дальнейшем много сложностей — при срыве поставок (а их было немало) правление завода всякий раз ссылалось на отсутствие контракта и неопределенность сроков.

25 июля 1891 года в деревянном эллинге Нового Адмиралтейства началась постройка броненосца, который спустя пять месяцев, 21 декабря, зачислили в состав флота под названием “Сисой Великий”. Торжественная закладка корабля состоялась 7 мая 1892 года в присутствии императорской четы и наследника — будущего императора Николая II.
25 июля 1891 года в деревянном эллинге Нового Адмиралтейства началась постройка броненосца, который спустя пять месяцев, 21 декабря, зачислили в состав флота под названием “Сисой Великий”. Торжественная закладка корабля состоялась 7 мая 1892 года в присутствии императорской четы и наследника — будущего императора Николая II.

Строителем “Сисоя Великого” назначили старшего судостроителя корабельного инженера В. В. Максимова (позднее его сменил младший судостроитель корабельный инженер А. И. Мустафин), общее руководство возлагалось по существовавшему в те годы положению на командира Санкт-Петербургского порта. Эту должность занимал тогда контр-адмирал В. П. Верховский, с первых дней пытавшийся ускорить выполнение работ. Однако дело не спорилось. ГУКиС, чья задача заключалась в материальном обеспечении постройки, забыл заключить контракты на изготовление фор- и ахтерштевней, рулевой рамы и кронштейнов гребных валов. Спохватились лишь тогда, когда из-за отсутствия этих деталей на стапеле чуть было не остановились работы. После нескольких безуспешных попыток разместить заказ за границей, ГУКиС передал его двум отечественным заводам: на кронштейны гребных валов — Путиловскому, а на остальное Александровскому, постоянно срывавшему поставки стали. После того как завод в очередной раз сорвал график, Верховский поставил перед ГУКиС вопрос о замене контрагента и предложил передать заказ Путиловскому заводу.

Малый каменный эллинг:

2) Броненосец береговой обороны "Адмирал Сенявин"

-4

20 июля 1892 года на эллинге Нового адмиралтейства в Санкт-Петербурге был заложен второй корабль данного класса — будущий «Адмирал Сенявин». Технически, серия кораблей по традиции, которая сложилась в русском флоте, всегда называлась по головному кораблю, в данном случае — «Адмирал Ушаков». Но из-за задержек в строительстве и вводе в строй, первым в состав флота вошел именно «Адмирал Сенявин» — второй корабль серии и вся серия броненосцев береговой обороны в некоторых источниках ошибочно именуется «Адмирал Сенявин».

В соответствии с приказом по Морскому ведомству от 1 февраля 1892 г. о новой классификации кораблей российского флота прежние броненосные корабли водоизмещением 4126 т. стали официально называться броненосцами береговой обороны. По сложившейся традиции право выбора названий двух новых кораблей было предоставлено императору Александру III. В докладе по ГМШ от 24 августа 1892 г., подписанным генерал-адмиралом, императору представили пять возможных вариантов: «Адмирал Лефорт», «Граф Орлов-Чесменский», «Адмирал Кроун», «Адмирал Ушаков» и «Адмирал Сенявин». Александр III выбрал два последних названия. Так впервые в истории флота имя выдающегося адмирала Ф.Ф. Ушакова было присвоено кораблю — им стал броненосец, строившийся на Балтийском заводе.

Большой каменный эллинг (только что построен):

Постройка трех кораблей началась почти одновременно: “Полтавы” – 25 февраля 1892 г. в только что сооруженном каменном эллинге Нового Адмиралтейства,

Галерный островок

Большой старый деревянный эллинг:

3) Броненосец "Наварин" спущен, на его месте заложен “Севастополь” 7 марта 1892 года.

За зиму с 1891 на 1892 г. в корпус "Наварина" установили некоторые детали механизмов. 12 февраля 1892 года Морское министерство с Обществом заключило третий контракт. На этот раз на изготовление всех вспомогательных механизмов. Теперь оно несло ответственность за строительство почти всего корабля, исключая выделку брони, изготовление артиллерии, минного вооружения, дельных вещей и части снаряжения. 22 февраля последовал новый договор. На этот раз ГУКиС заключил контракт на сумму 62965 рублей с Обществом Путиловских заводов на поставку “спусковых” (торпедных) аппаратов. Всего для “Наварина” их следовало изготовить семь и установить на корабль к 1 февраля 1893 года. Весной 1892 г. от корпуса отняли спусковые полозья. Вступление в строй осенью того же года из-за различных задержек становилось нереальным. В 1892 году были изготовлены только орудия (на Обуховском заводе) и минное вооружение с электрооборудованием (на Путиловском). Ижорский завод срывал поставку брони, а готовность механизмов к концу года в лучшем случае составила бы 90 %. Башни и орудийные станки Металлический завод мог изготовить только к лету следующего года. По этим причинам сдачу корабля в состав флота перенесли на июль 1893 года. К назначенному сроку сдачи броненосца основные работы в основном завершили, хотя механизмы установили в августе, за что с Общества удержали штрафную сумму 76420 рублей. Тогда же окончили изготовление всех плит на Ижорском заводе. Много времени отняла перепланировка внутренних помещений.

В сентябре по плану Франко-Русского завода намечался переход “Наварина” в Кронштадт для достройки. Но погода осуществить переход не позволила. Из-за резко переменившегося ветра вода в Неве спала, что осенью является большой редкостью, и только 5 октября корабль начал свою первую кампанию стоя у достроечной стенки. В Кронштадт броненосец, не имея на борту никаких запасов, с дифферентом на корму 1,3 м (осадка носом составила 5,5 м, кормой 7,2 м) смог уйти только спустя десять дней. Там командира корабля уже дожидалась срочная телеграмма управляющего Морским министерством, в которой говорилось, что “броненосцу “Наварин” без потери времени приступить к проведению испытаний”. Огромная чиновничья машина срабатывала именно так, как ей и полагалось. Вместо того чтобы вникать в насущные проблемы, раздутый до невероятных размеров штат министерства отбивал скрупулезнейшим образом бесконечное множество телеграмм, посылая их в Кронштадт кораблю, еще стоящему в Петербурге. Видимость энергичной деятельности была налицо.

Получив данную директиву, новый командир “Наварина” капитан I ранга П. Безобразов и подчиненные ему 382 моряка от 9-го флотского экипажа автоматически становились виновниками всех непредвиденных обстоятельств и просчетов, если таковые случатся на достраивающемся корабле. Все телеграфные указания из Петербурга слишком далеки были от жизни, и испытания “Наварина”, конечно же, не состоялись. В Кронштадте в первые дни стоянки на корабль по указанию главного командира порта прибыл специалист по весьма капризной механической системе-гидравлической — инженер-механик К. Костомаров. В октябре Общество изготовило боевую мачту и произвело гидравлическое испытание котлов.

Большой каменный эллинг:

“Петропавловска" – 19 марта в новом каменном эллингах на Галерном Островке.

На торжественной церемонии присутствовали: император Александр III с супругой наследник престола цесаревич Николай Александрович в сопровождении Великого князя Алексея Александровича и других титулованных особ. К моменту официальной закладки корабли находились в постройке уже по два-три месяца и со 2 января 1892 года (21 декабря 1891 года) были зачислены в списки флота как броненосные корабли.

Балтийский завод (кап-лейт Кази):

Большой деревянный эллинг

4) Броненосный крейсер "Рюрик".

В феврале 1892 года начали сборку котельных фундаментов и фундаментов под упорные подшипники.
В сентябре 1892 года завершили установку последних шпангоутов и палубную настилку, так же был установлен правый гребной вал и на него установлен винт.
Корпусные работы завершились в октябре, и разворачивался монтаж устройств и дельных вещей: стопоров, битенгов, якорных клюзов, швартовых кнехтов, рулевой машины, румпеля, иллюминаторов. Одновременно шел монтаж спускового устройства, выполненное с учетом всех замечаний. 21 октября спусковое устройство освидетельствовала комиссия Петербургского порта. Предложив несколько страховочных мер, комиссия решила: «Рюрик» к спуску готов.

Малый деревянный эллинг

Броненосец береговой обороны "Адмирал Ушаков"

Заказ на постройку броненосца Балтийский завод получил в январе 1892 г.

После рассмотрения представленной ГУКиС документации, управляющий заводом М.И. Кази взялся построить корабль по цене 285 руб. за тонну водоизмещения (всего на сумму 1 млн 175,91 тыс. руб.), за исключением башенных установок, дейдвудных труб, устройства ватер-клозетов, умывальников и ванной в машинном отделении, боевой мачты, парового отопления и минного вооружения.

13 марта 1892 г. завод получил первый платеж — ассигнование в 300 тыс. руб. Наблюдавший за постройкой Д.В. Скворцов включился в разработку подробных практических чертежей. Первоначальную разбивку частей корпуса вели на изготовленной в масштабе 1:48 полумодели корабля. Параллельно с работами на плазе (разбивка в натуральную величину) составлялись ведомости поставки стали, которую заказали Путиловскому заводу.

Быстрая подготовка стапеля в деревянном эллинге позволила уже 16 июня 1892 г. приступить к сборке корпуса. На стапель-блоках установили первую деталь вертикального киля, которая вскоре была продолжена в нос и в корму и стала обрастать поперечными элементами набора — шпангоутами.

Артиллерия флота

152-мм 45 калибра образца 1892 была русской военно-морской пушкой, разработанной в те годы до русско-японской войны на вооружении различных военных кораблей Императорского российского флота во время русско-японской войны и Первой мировой войны .

Все три орудия использовали фиксированные боеприпасы QF , которые обеспечивали скорострельность 15 об / мин для орудия 75/50, 12 об / мин для орудия 120/45 и 10 об / мин для орудия 152/45. Русские были впечатлены, и в 1892 году они договорились о лицензии на производство всех трех орудий.

На практике скорость стрельбы 10 об / мин была труднодостижимой из-за трудностей с обращением с боеприпасами.

В 1892 году при Главном артиллерийском управлении была образована комиссия из представителей сухопутного и морского ведомств для разработки береговых орудий с использованием пироколлоидного бездымного пороха. Комиссия пришла к выводу о необходимости разработки орудия калибра 10 дюймов (254 мм), при том: «Чтобы извлечь всю пользу из бездымного пороха и получить возможно большую начальную скорость, длина пушки назначена в 45 калибров». «ДЕСЯТИДЮЙМОВКИ». 10/45-дм (254/45-мм) пушка была принята на вооружение 7 августа 1895 года. Однако организация серийного производства затянулась.

Проектирование кораблей:

1) Проектирование «Рюрика № 2», как назвал его управляющий Морского министерства адмирал Н. М. Чихачев, началось ещё до спуска «Рюрика». Новый крейсер должен был, сохранив прежние размеры, характеристики и вооружение, отличаться от первого более полным бронированием: при 203-мм толщине главного броневого пояса по ватерлинии требовалось предусмотреть выше её второй пояс и траверзы в оконечностях. Использование мирового опыта привели к ряду принципиальных изменений. А именно: увеличение скорости с 18 до 19 узлов, по настоянию Н. Е. Кутейникова применили водотрубные котлы и, следуя модным течениям крейсеростроения, установили добавочную вспомогательную машину, действующую на собственный (третий) гребной вал.

По предложению управляющего Морским министерством заменили шесть 120-мм пушек на четыре 152-мм. С помощью перемещения пушек и боевой рубки удалось обеспечить нормальные углы возвышения носовых 203-мм орудий. Кормовую 152-мм пушку с батарейной палубы перенесли на палубу юта, но погонную 152-мм пушку переносить из-под полубака на его палубу не стали (это было сделано лишь в 1904 году). Разнокалиберность артиллерии ещё более усугубили установкой только что появившихся патронных 75-мм пушек.

Между орудиями в казематах установили разделительные полупереборки из 37-мм брони, увеличили до 305-мм бронирование боевой рубки, а незащищённые на «Рюрике» кожухи элеваторных шахт прикрыли 76-мм бронёй.