Найти тему

1890 год РИФ

Оглавление

Броненосец в русском флоте на 1890 год был один, но и тот достраивался, хотя и был принят - "Император Александр II", капитан 1-го ранга П. Юрьев.

Зиму с 1889 на 1890 гг. "Александр II" простоял в доке. На него еще до заморозков начали устанавливать часть плит пояса и до первой половины 1890 г. на броненосец установили все мостики, шлюпбалки, обе мачты с боевыми марсами и рангоут. "Александр II" получил все свои наружные очертания, и к его своеобразному силуэту с этого времени станут привыкать на флоте.

К концу лета работы заметно ускорились. По плану ГМШ испытать корабль предстояло ранней осенью, до наступления морозов. Так 27 августа в заранее собранные станки плавучий кран установил оба 305-мм орудия.

Установка 12-дм орудий на броненосец
Установка 12-дм орудий на броненосец

Затем тот же кран поднял на марсы по четыре 37-мм пушки Гочкиса, и в этот же день "Александр И" встал на якорь на Большом Кронштадтском рейде.

Утром 28 августа с броненосцем произошел случай, сделавший его "героем" всех вышедших на следующий день петербургских газет. Во время выборки левого якоря, в тот момент, когда тот оторвался от грунта, "Александр II", дав малый ход вперед, начал поворот влево. В это время шведский пароход "Олаф", уже поравнявшийся с броненосцем и находившийся у него на траверзе, неожиданно повернув, ударился о его борт кормой. "Олаф" получил сильные повреждения, но остался на плаву. На "Александре II" от удара вдавилась наружная обшивка правого борта в районе кормы. В момент удара крышка кормового аппарата слетела с петель и упала в воду. Ко всему этому продавился спонсон кормовой пушки Готчкиса. Выход отменили, и броненосец вернулся в гавань, простояв там неделю. Только 9 сентября, после устранения всех повреждений, корабль вывели на рейд и начали готовить к всесторонним испытаниям.

В приемную комиссию под председательством адмирала К. П. Пилкина входил и младший флагман Балтийского флота контр-адмирал С. О. Макаров. Проведенные 18 сентября 1890 г. испытания механизмов дали хорошие результаты. И хотя обе машины не добрали до проектного 211 л. с. при общей мощности 8289 л. с. и водоизмещении 8748 т, скорость броненосца составила 15,27 узла.

20 сентября на борт "Александра II" прибыла многочисленная, специально созданная комиссия уже под председательством С. О. Макарова. Целью ее работы являлась проверка артиллерийского вооружения, для его приема в "казну". На следующий день броненосец перешел в Биорке для стрельб, но сильное волнение нарушило все планы. Стрельбы начались только 22 сентября.

Броненосные фрегаты в строю:

1) Броненосный корабль "Адмирал Нахимов", 1890—1893 — капитан 1-го ранга Федотов. Большую часть службы крейсер провёл в дальних плаваниях. 29 сентября 1888 года он ушёл из Кронштадта на Дальний Восток и вернулся назад только три года спустя. После ремонта новый дальний поход — сначала в США, затем на Средиземное море, а оттуда — опять на Дальний Восток.

Наш «Адмирал Нахимов» здесь просто на славу нашему флоту! Когда мы сошлись с «Imperieuse’ом», то командир его с первых же слов просил позволения осмотреть нас и для этого сначала предложил нам осмотреть его. Нам были отворены даже крюйт-камеры. Между "Imperieuse" и «Нахимовым» такая разница, как будто первый из них строился на 15 лет ранее второго, а не на один год… Ни одно иностранное судно не уходит отсюда без того, чтобы командир такового не попросил позволения осмотреть крейсер «Адмирал Нахимов», присылают к нам мичманов смотреть и учиться"
— Из письма одного из офицеров крейсера, написанного во время пребывания в Японии в 1890 г.

2) Броненосный фрегат "Дмитрий Донской" ходит по Средиземному морю.

14 ноября, в частности, Порт-Саид прибыла и ошвартовалась у набережной германская эскадра под флагом контр- адмирала Шредера, состоящая из казематированных броненосцев: "Кайзер" (флаг адмирала), "Дейчланд" "Фридрих Карл" и башенного — "Пройсен". Эскадра плавает в Средиземном море с воспитанниками морского училища и зашла в Порт-Саид на пути из Александрии в Смирну. В тот же день с моря пришел английский минный крейсер 3 класса "Скаут", под командованием принца Луи Баттенбергского, следующий в порт Суаким. Явившись к германскому адмиралу и получив его ответный визит, обменялись затем визитами со всеми командирами вышеназванных судов, прибывшими на фрегат тотчас же вслед за адмиралом.

3) Броненосный фрегат "Владимир Мономах" - возвращался с Дальнего востока, под командованием Дубасова Федора Васильевича.

4) Броненосный фрегат "Минин" - капитан I ранга Ф.П. Энегсльм и Капитан 1 ранга Бирилев Алексей Алексеевич, с 11 июня 1890 г.

по 28 апреля 1890 г., являлись обучение матросов-новобранцсв и испытание новых котлов. “Минин” посетил Брест. Неаполь. Корфу, Бриндизи. Пирей (где корабль принял участие в празднествах по случаю бракосочетания наследника греческого престола), Картахену, острова Мадейра. Вест-Индию (в том числе Кубу и Ямайку). Бермудские острова, а на обратном пути Шербур и Христианзанд.

Совершил практические плавания в Атлантику для обучения учеников-квартирмейстеров.

5) Броненосный фрегат "Герцог Эдинбургский" - на Балтике.

6) Броненосный фрегат "Генерал Адмирал" (капитан 1-го ранга А. К. Деливрон) - тоже на Балтике.

7) Броненосный фрегат "Память Азова". 24 августа 1890 года крейсер вступил в строй и был приписан к гвардейскому флотскому экипажу. В 1890—1891 годах совершил плавание на Дальний Восток, в ходе которого на борту крейсера совершал путешествие цесаревич Николай Александрович, будущий Николай II.

8) Броненосный фрегат "Князь Пожарский". С 12 мая по 6 августа 1890 года выход в море из Кронштадта и обратно под флагом командующего учебной эскадрой контр-адмирала Геркена с младшими кадетами в учебное плавание. Заходы в Бьёрке, Гельсингфорс, и Ревель.

Учебное судно «Князь Пожарский». 1899 г.
Учебное судно «Князь Пожарский». 1899 г.

К 1890 г. из старой артиллерии на его вооружении остались лишь две 203-мм. две 152- мм и четыре 87-мм пушки. Взамен них появились два более скорострельных 64-мм орудия системы Барановского (они, будучи с колесными, лафетами служили и для десанта), две 47-мм и пять 37-мм пятиствольных револьверных пушек Готчкисса. одна 37-мм пушка для установки на марсах, а затем и два надводных торпедных аппарата.

2) Бронепалубный крейсер "Адмирал Корнилов" В апреле 1890 года крейсер начали подготавливать к возвращению из Владивостока на Балтику. После торжеств, посвященных юбилею обороны Петропавловска, «Адмирал Корнилов» покинул Золотой Рог. В середине октября 1890 года крейсер прибыл в Коломбо, и 21 октября направился в Аден. Во время перехода по приказу Александра III крейсер назначен в отряд кораблей контр-адмирала В. Г. БасаргинаПамять Азова» и «Владимир Мономах») с наследником цесаревичем Николаем Александровичем, великим князем Георгием Александровичем и принцем греческим Георгом на борту в плавании в Индию и Японию. 11 декабря отряд из трех крейсеров прибыл в Бомбей. В Бомбее Георгий Александрович серьёзно заболел, и по распоряжению Александра III великий князь перешел на крейсер «Адмирал Корнилов».

Корабли в постройке:

Новое Адмиралтейство деревянный эллинг:

1) Броненосец "Гангут"

К началу 1890 года облик корабля коренным образом изменился: грот-мачту заменили флагштоком (25 октября решили не ставить и его) и отказались от второй дымовой трубы. Именно тогда один из современников дал броненосцу язвительную характеристику:

"Одна мачта, одна труба, одна пушка - одно недоразумение".

Кроме того, изменились расположение механизмов, обводы казематов, уменьшились порты 229-мм орудий, а из-за увеличения диаметра гребных винтов с 4,42 до 5,18 м, ахтерштевень пришлось отнести на 0,91 м,. Несмотря на все переработки проекта, строительство броненосца шло достаточно быстрыми темпами и стапельный период составил всего 33 месяца, что для корабля в 7100 тонн весьма неплохо.

Испытания водонепроницаемости отсеков наливом воды прошли еще в октябре 1889 года, 5 июня 1890 года был осмотрен и испытан форштевень, 13 июля - кронштейны гребных валов, причем отмечалось, что "по качеству металла испытываемая отливка далеко превышает требования, установленные для приема стальных отливок".

23 июня 1890 года комиссия Санкт-Петербургского порта освидетельствовала и испытала гидравлическим давлением четыре паровых котла, еще четыре были приняты менее чем через месяц, 18 июля. Незадолго до этого, 5 июля, успешно прошли освидетельствование изготовленные Балтийским заводом стальные дейдвудные трубы "до обделки их в медную облицовку". 6 октября 1890 года " Гангут" благополучно сошел на воду. Углубление форштевнем составило 3,28 м, ахтерштевнем - 3,43 м, "воды в трюме и перегиби при спуске нет" доложим в МТК командир корабля капитан 1 ранга Скрыдлов.

Новое Адмиралтейство малый каменный эллинг:

2) Канонерская лодка "Грозящий" Строившуюся канонерскую лодку несколько раз посещал управляющий Морским министерством Н.М. Чихачев. После погрузки машин и котлов «Грозящий» 19 мая 1890 года был спущен на воду. В сентябре 1890 года начались испытания. В результате в проекты следующих лодок серии были внесены ряд изменений: изменено основание боевой рубки; приподнята крыша боевой рубки, чтобы увеличить обзор; внесены изменения в жилые помещения; изменено расположение вентиляционных труб и др. Испытания «Грозящего» затянулись, из-за повреждения одной из машин на первом пробеге скорость едва достигла 10,5 уз. После ремонта испытания продолжились в октябре 1890 г.: при волнении 4 балла и суммарной мощности машин 2050 л. с. скорость составила 13,3 уз. По отзыву командира мореходные качества лодки признали удовлетворительными.

Галерный островок - Большой деревянный эллинг:

3) Броненосец "Николай I" - у стенки завода

26 сентября 1890 года броненосец был переведен в Кронштадт с частично установленными броневыми плитами и наскоро собранными главными машинами. В октябре были проведены ходовые испытания, которые выявили необходимость существенной доработки энергетической установки. Установка броневых плит возобновилась только 1 ноября и продолжалась еще более полугода.

4) Броненосец "Наварин"

Оговаривались и штрафные санкции: за каждую недостающую л.с. высчитывалось по 200 руб. А при условии, если общая мощность окажется меньшей, чем 8000 л.с., министерство отказывалось от них, а заводу предстояло изготовить новые. Предусматривался штраф и за лишний вес по 9000 руб. за 1 %. Договором определялось: установка забортного оборудования и проведение всего комплекса испытаний (до середины июля 1891 г.) и окончательная сдача корабля в казну в июне 1892 г. После этого в течение 12 месяцев шел гарантийный срок, во время которого все неполадки, произошедшие не по вине экипажа, бесплатно устранялись Обществом.

В январе 1890 г. с установленных бимсов носовой и кормовой палуб сняли шаблоны и по ним на Невском Механическом заводе начали изготавливать 42 стальных листа броневой палубы (общий вес 81 т). Официальная закладка состоялась 21 мая 1890 года, одновременно с закладкой на Балтийском заводе броненосного крейсера “Рюрик” и спуском яхты “Полярная звезда” и канонерской лодки “Грозящий”. Торжество началось в 11 часов дня с прибытием к эллингу гостей, где их встречали почетный караул, оркестр и моряки 2-го флотского “Ея Величества Королевы Эллинов” экипажа.

Летом 1890 г. корпус довели до жилой палубы. После передачи Обуховскому заводу рабочих чертежей расположения палуб и переборок на нем начали проектировать двухорудийную башенную установку под тридцатипятикалиберные 305-мм орудия. Приняв за основу орудийную установку “Александра II”, к февралю 1891 г. завод подготовил свой проект. Недостатком этого проекта оказалось то, что центр тяжести башни отстоял от оси вращения на 1,3 м к лобовой части, что вызывало давление в 47 тонн на вращающие катки и затрудняло наведение. Но, по требованию МТК передвинув в башне некоторые узлы, свели до минимума смещение центра и значительно облегчили наведение орудий. В это время наблюдающим за изготовлявшимися машинами назначили вернувшегося из дальнего плавания на фрегате “Владимир Мономах” старшего инженер-механика Ф. Сидорова.

Балтийский завод (кап-лейт Кази):

5) Броненосный крейсер "Рюрик".

07 июня 1890 года была готова спецификация по корпусу, теоретический чертёж, чертёж мидель-шпангоута и до 10 чертежей внутреннего расположения и вооружения. Строить броненосный корабль, было поручено Балтийскому заводу в г. Санкт-Петербурге. Наблюдающим за строительством стал корабельный инженер Н.В. Долгоруков.

Корпус броненосного крейсера изготавливался из листовой и профилированной сименс-мартеновской стали, методом клепания и набирался по бракетной ("клетчатой") системе набора. Корабль имел вертикальный и горизонтальный кили, кильсон, стрингеры, фор- и ахтерштевни, бушприт, полубак, верхнюю, батарейную и жилую (броневую карапасную) палубы, трюм и двойное дно.

6) Яхта "Полярная Звезда"

Руководил строительством судна младший судостроитель Н.Е.Титов.

Корпус яхты выполнялся клёпанным из "сименс-мартеновской" стали и имел небольшую седловатость в носовой части. Во всю длину судна простиралось второе дно, которое отстояло от обшивки и разделялось водонепроницаемыми отделениями. Второе дно служило своеобразным фундаментом для двух вертикальных паровых машин тройного расширения проектной мощностью по 3000 л.с. каждая и 10 котлов. Всего в постройку корпуса яхты до её спуска на воду было употреблено 1098 тонн металлов. Подводная часть корпуса яхты защищалась от обрастания обшивкой из медных листов. Снаружи предусматривались скуловые кили, располагавшиеся в средней части корпуса и служившие для уменьшения бортовой качки. Иллюминаторы нестандартной, прямоугольной формы, разместили в два ряда вдоль борта судна. На верхней палубе располагались две надстройки, две дымовые трубы и три мачты с парусным вооружением общей площадью парусов 709,5 м2. Носовая надстройка состояла из двух ярусов и имела ходовой мостик. Через первый ярус носовой надстройки можно было спуститься в носовую часть яхты, а второй ярус носовой надстройки являлся ходовой рубкой. Кормовая надстройка была одноярусной, и из неё можно было попасть в кормовую часть яхты. Ровная верхняя палуба обшивалась сосновыми досками. Между палубами устанавливались трубчатые пиллерсы диаметром 63,5-мм, которые обеспечивали дополнительное подкрепление. Помещения судна освещались электричеством. Имелся водопровод и вспомогательные механизмы, включая привод руля. Яхта была отделана с большой роскошью, а императорские покои по своей художественной ценности и комфорту не уступали дворцовым. Огромный царский салон был инкрустирован ценными породами дерева. Обшивка помещений и мебель изготовлялись петербургской фабрикой А. Ф. Свирского по эскизам созданным художником Н.В.Набоковым и его помощником Н.Д.Прокофьевым (в будущем академиком архитектуры и известным художником-акварелистом). Кубрики нижних чинов яхты (313 человек), были тесными с простой отделкой. Силуэт яхты имел три мачты облегчённого типа с гафелями и коротким бушпритом в носовой части, а так же две дымовые трубы, незначительно скошенные назад.

Рулевое устройство включало паровую рулевую машину, управление которой осуществлялось со штурвальных колёс через передаточную систему. Машина управляла 1 полубалансирным рулём, для определения положения которого служили специальные электрические указатели.

Спасательные средства яхты включали 2 больших паровых катера красного дерева, 2 больших баркаса, 2 восьмивёсельных яла, 2 шестивёсельных яла и одну 4-вёсельную гичку.

Главная энергетическая установка паро-парусная, с 10 котлами и двумя паровыми машинами индикаторной мощностью по 3000 л.с. каждая, которые вращали два бронзовых винта. Паровая машина вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения с одним цилиндром низкого давления, одним среднего давления, одним высокого давления и механизмом парораспределения с функцией реверса. Полная стоимость яхты составила 3 557 100 руб.

Перевооружение

В конце октября 1890 года было решено сменить 30-калиберную 305-мм пушку на наиболее сильную 35-калиберную на строящемся броненосце "Гангут".

Барбетная установка броненосца «Георгий Победоносец» с 12"/35 пушками
Барбетная установка броненосца «Георгий Победоносец» с 12"/35 пушками

Новое орудие было гораздо мощнее установленных на "Александре II" и "Николае I".

Боекомплект 12"/35 морских пушек состоял из лёгких и тяжёлых снарядов. Лёгкие снаряды весили по 331,7 кг и имели длину 2,6—2,8 калибра. Тяжёлые снаряды весили по 455 кг и имели длину 4,2 калибра. При этом бронебойные снаряды обоих типов изготавливались из стали, фугасные из обыкновенного чугуна. Снаряды первоначально снаряжали чёрным порохом, к концу XIX века перешли на пироксилин. Тяжёлый фугасный снаряд содержал 24,5 кг ВВ или 5,4 процента от веса.

Для тяжёлых снарядов был принят заряд из 147,4 кг бурого пороха. Он обеспечивал снаряду начальную скорость 610 м/с или
84,6 мегаджоуля. Для лёгких снарядов применялся заряд бурого пороха массой 153—155 кг и обеспечивал начальную скорость 637 м/с или 63,7 мегаджоуля. Дальность стрельбы при угле возвышения +6° — 6039 м (32,6 кабельтова), при угле +15° — 10614 м (57 кабельтовых). Поскольку сражаться в то время предполагали на ближних и средних дистанциях, таблицы стрельбы были составлены лишь до 7320 м (39,5 кабельтовых). В начале XX века к орудиям был принят заряд бездымного пороха массой 68,8 кг, баллистические характеристики остались прежними. На дистанции 1852 м лёгкий бронебойный снаряд мог пробить железную броню толщиной 280 мм

Здесь возможна альтернатива ...

Сравнительное испытание плит , состоявшееся в России (в ноябре 1890 г)


Согласно отчета Комиссии Морских Артиллерийских опытов от 8 ноября на опытной батарее испытывались четыре 10-дм плиты: сталежелезная Ижорского завода, сталежелезная завода Брауна (Англия), стальная завода Виккерса( Англия) , стальная завода Шнайдера ( Франция). Все четыре плиты , навешанные на одинаковых срубах, были установлены на расстоянии 110 м от дула
6-дм/35  орудия 1877 г., таком образом по нормали к снаряду.

6-дюймовая 190-пудовая пушка образца 1877 года в Финском артиллерийском музее города Хямеэнлинна
6-дюймовая 190-пудовая пушка образца 1877 года в Финском артиллерийском музее города Хямеэнлинна

Стрельба производилась стальными снарядами Путиловского завода [по Таймс -то же , кстати, снарядами Хольцера] длиной 2,65 калибров,, приведенными песком и опилками к весу в 99 фунтов. Всего было сделано в каждую плиту пять выстрелов. Первые два выстрела с зарядами в 53 фн. шлиссельбургского бурого пороха ( 594-608,3 м/с), а последние три - зарядами в 54 фн. охтенского бурого пороха выделки 1890 г.( 630-638,2 м/с). После отстрела плиты не должны оголить сруба.

1) Наихудшей была признана плита Броуна из Англии. Все снаряды хорошей закалки при заряде в 54 фн. охтенского пороха пробили плиту и сруб насквозь и улетели в поле на 350-400 саж., оставшись целыми.

2) Сталежелезная плита Ижорского завода оказалась значительно лучше. Хотя третий снаряд прошёл её на вылет, но он улетел только на 150 саж. и притом разбился. Кроме того , два первых снаряда углубились на 2,5 дм., т.е. меньше чем , чем в плиту Броуна. Кроме того,  наша плита не дала совсем сквозных трещин .Всё это , несомненно, указывает на лучший способ выделки наших сталежелезных плит по сравнению с таковой же плитой английского производства. Обе эти сталежелезные плиты отличаются весьма хорошим изготовлением и могут быть признаны как образцовые при современном состоянии техники при изготовлению сталежелезных плит. Тем не менее обе стальные плиты оказались сравнительно лучше сталежелезных, но это преимущество должно быть в целом отнесено к значительным успехам в технике изготовления сплошных стальных плит.

3) Лучше из всех испытанных плит по сопротивлению прониканию снарядов, несомненно, должна быть признана
стальная плита Шнейдера. В эту плиту снаряды хорошей закалки при заряде в 54 фн. углубились только на величину 9,75 дм, когда снаряды разбивались , и на 11,5 дм, когда оставались целы. Из-за большего, сравнительно с другими плитами, числа сквозных трещин плита Шнейдера, в отличии от других, остались на срубе только благодаря крепёжным болтам.

4) Второй по сопротивлению должна быть поставлена
плита Виккерса. Она по характеру своих пробоин и трещин выказала себя излишне мягкой, а потому легче сравнительно с плитой Шнейдера пробиваемой.То, что она пропустила снаряды в деревянную подкладку на глубину 11 дм, не разбив их, не говорит в пользу мягких мягких плит, в особенности имея в виду разрывные снаряды. Но снятая со сруба плита Виккерса представляла одно целое, хотя и имела трещины, а плита Шнайдера состояла из частей, совершенно отделённых одна от другой.
Испытание показало безусловное превосходство стальной брони над сталежелезной....

Проектирование:

1) Трех броненосцев типа "Полтава"

В ноябре 1890 года очередной управляющий Морским министерством, вице-адмирал Н.М. Чихачев, приказал Морскому техническому комитету (МТК) разработать эскизные проекты таких броненосцев. За прототип корабля первого класса требовалось взять броненосец «Император Николай I», увеличив водоизмещение до 10 500 т и установив на корме, «если позволит вес», вторую башню главного калибра.
Причем у будущих кораблей и бортовое бронирование по первоначальному проекту выглядело подобно тому, какое было принято для броненосца «Император Александр II»: главный броневой пояс по ватерлинии простирался от носа до кормы! На четырех броненосцах типа "Екатерина II" тоже был установлен полный броневой пояс.

Однако выше него бронирование отсутствовало, что не обеспечивало защиту от фугасных снарядов новых скорострельных пушек среднего калибра. В связи с этим проект бронирования переработали, взяв за образец считавшийся самым сильным броненосцем того времени английский «Royal Soverein».

В это время в С.-Петербурге, на Галерном островке, арендованном Франко-Русским заводом, строился броненосный корабль «Наварин» (заложен 19 мая 1890 г.), в основу проекта которого легла конструкция английских броненосцев «Nile» и «Trafalgar» (водоизмещение — по 11 940 т; скорость — 15 уз (на практике около 13,5 уз); вооружение: четыре 343-, шесть 152-мм и восемь 6-фн). Построенные в 1886–1890 годах, эти корабли и определили на два десятилетия классический тип броненосца.

Вот «Наварин»-то в МТК и взяли в качестве прототипа для проектирования нового броненосца, который в рабочих проектных документах того времени первоначально так и называли — «Наварин» № 2, 3 и 4.
К концу
1890 года в чертежной МТК завершили разработку эскизного проекта «броненосного корабля в 10 960 тонн водоизмещения»

2) Проектирование русского броненосца 2-го класса (будущий "Сисой Великий").

В качестве прототипа броненосца второго класса водоизмещением 8400 т Н.М. Чихачев определил броненосный корабль «Гангут», но также с установкой второй башни главного калибра, — им стал броненосец «Сисой Великий», водоизмещением 8880 тонн.
Руководство министерства считало необходимым, чтобы будущие броненосцы первого класса, как и английский
«Sans Pareil», имели скорость 17 уз, а дальность плавания, на случай их посылки на Дальний Восток при обострении отношений с Китаем и Японией, задавалась в 7000 миль. Величина осадки кораблей не должна была препятствовать проходу Суэцким каналом, а размерения — докованию в Константиновском доке Кронштадта. Хотели учесть все факторы.

Эти рисунки русского линкора Сисой Великий были представлены на листе 79 в Военно-морском ежегоднике Брасси за 1896 год.
Эти рисунки русского линкора Сисой Великий были представлены на листе 79 в Военно-морском ежегоднике Брасси за 1896 год.

Эскизный проект очередного балтийского броненосца был подготовлен в Морском техническом комитете (МТК) к сентябрю 1890 года. Хотя в качестве основного прототипа был выбран первый из броненосцев 20-летней судостроительной программы — «Император Александр II», многими чертами новый корабль походил на строящийся броненосец «Наварин». По этому проекту «Гангут № 2» (так именовался корабль до присвоения ему названия, поскольку он строился в Новом Адмиралтействе вслед за броненосцем «Гангут») должен был иметь следующие основные характеристики:

  • водоизмещение — 8500 т;
  • длина между перпендикулярами — 101,04 м, по грузовой ватерлинии (ГВЛ) — 104,73 м, ширина по ГВЛ — 20,42 м, осадка на ровный киль — 6,4 м;
  • скорость полного хода — 16 уз;
  • дальность плавания полным ходом — 1585 миль, экономическим 10-узловым — 3047 миль;
  • силовая установка — две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 7320 л. с.;
  • вооружение: три 305-мм орудия с длиной ствола 35 калибров в двух барбетных установках, четыре 152-мм орудия с длиной ствола 35 калибров в каземате на жилой палубе, четыре 120-мм пушки Армстронга в каземате на батарейной палубе, шести 47-мм одноствольных и четырёх 37-мм пятиствольных пушек Гочкиса;
  • бронирование: пояс по ватерлинии длиной 69,49 м, высотой 2,13 м (из них 0,91 м выше ватерлии) и толщиной 406 мм в средней части, 356 мм в носу и 305 мм в корме; носовой траверз толщиной 241 мм, кормовой — 216 мм; барбеты орудий главного калибра — от 178 до 305 мм, их прикрытие сверху — 63,5 мм; каземат — 127 мм (его длина для 152-мм орудий составляла 41,46 м, а для 120-мм — 27,12 мм); броневая палуба — 63,5 мм в пределах каземата и 51 мм вне его; палуба над казематами — 38 мм; боевая рубка — 152 мм.

Мнения известных адмиралов об этом проекте оказались противоречивыми:

1) Так, А. А. Пещуров и С. О. Макаров предлагали в кормовом барбете установить не одно, а два 305-мм орудия - что было реализовано.

2) а П. П. Пилкин считал возможным вовсе отказаться от кормового барбета, установив в корме две 229-мм пушки в казематах, то есть вернуться к схеме вооружения «Императора Александра II».

3) С. О. Макаров, П. П. Пилкин и В. П. Верховский желали увеличить мощность машин и скорость хода, уменьшив толщину броневой защиты.

4) С. О. Макаров предлагал отказаться от 152-мм пушек, заменив их на два 229-мм орудия,

5) В. П. Верховский считал, что артиллерийское вооружение слишком разнообразно.

6) Но самый удивительный отзыв прислал вице-адмирал Н. В. Копытов: он рекомендовал вовсе отказаться от броненосца, построив крейсер, проект которого им предлагался ещё в 1869 году; главным же оружием корабля он считал таран.

В итоге МТК решил увеличить число 305-мм орудий до четырёх и поднять мощность машин до 8500 л. с., однако сделать это в рамках водоизмещения 8500 т не удалось.

Но, вопрос усиления Балтийского флота никто не отменял. Всего в рамках "ускоренной" программы усиления 1890 года вместо представленных 13 было заказано 10 кораблей - 3 эскадренных броненосца типа "Наварин" (будущие "Севастополь", "Полтава" и "Петропавловск"), 2 эскадренных броненосца типа "Гангут", 3 броненосца береговой обороны типа "Адмирал Ушаков", 2 броненосных крейсера типа "Рюрик" (Будущие "Громобой" и "Россия"). Строительство трёх эскадренных броненосцев типа "Наварин" отменили из-за экономии бюджета.

События в мире

Получив назначение, П.Н. Назимов, в отличие от многих предшественников, отправился в Тихий океан не на французском пароходе, а на крейсере «Адмирал Корнилов». По пути ему довелось столкнуться со множеством отрицательных черт как консулов, так и поставщиков. Обратив на них внимание, он писал Н.М. Чихачеву 29 января 1890 года:

«Цены на продукты поднимаются только для приходящих военных судов всех наций известной кастой лиц, которые специально следят за военными судами, так например, в Сингапур приезжает родственник известного Вам еврея Гинцбурга, который не имея никакого торгового заведения заявляет себя официальным поставщиком русских военных судов и этим способом заставляет одного из настоящих контракторов поставщиков принять его в долю, вот этот % добавочного компаньона и есть возвышенная ценность»

У Японии вошел в строй крейсер "Цукуси"

Крейсер "Цукуси" купленный Японией
Крейсер "Цукуси" купленный Японией

Добровольный флот Российской империи

Госпитальное судно Орёл
Госпитальное судно Орёл

Вошел в строй новый пароход "Орел".