Ох, сколько копий сломлено, сколько яду пролито, и сколько черных списков пополнено за последние месяцы по поводу свежего предзаказа от Choo Choo games. Если кто не в курсе, так это про игру «Возвращение в Темную башню» - переиздание игры лохматых годов с огромным куском (в форме, не поверите, чего) гремящего жужжащего пластика, кидающегося в вас черепами!
Начнем с азов – почему это именно «возвращение», а не поход, набег или какая-либо иная отглагольная словоформа? Все потому, что это современный ремейк игры «Dark Tower», выпущенной в далеком 1981 году. Уже тогда, в те лохматые годы это была едва ли не первая игра (расскажите мне теперь, что современные настолки с приложениями убивают индустрию), которая использовала цифровые технологии – башня сорокагодовалой давности была оснащена небольшим компьютером с цветным экраном и небольшой клавиатурой, с помощью которого вы настраивали сложность своего приключения, определяли количество игроков за столом и отыгрывали рандомные события в игре. Ну и, конечно же, этот древний девайс уже тогда компьютер воспроизводил музыку и зажигал огни на башне.
Сейчас же маститые авторы Роб Давью («Пандемия», «Unmatched», «Ктулху: Смерть может умереть») и Айзек Чилдрес («Мрачная гавань») переработали старую игру, которую мы и имеем определенное удовольствие обозревать.
А все началось с чего? С того, что падкие глаза Дмитрия Александровича упали на вот это гремящее, ворчащее и плюющееся в тебя черепами нечто. Он и сам себе заказал коробку, так еще и остальных начал заманивать и убеждать приобрести себе это огромное, гремящее, ворчащее и плюющееся нечто. И, когда мы уже все поняли, что помимо вот этого тридцатисантиметрового монумента оверпродакшену в эту огромную коробень утрамбовали пристойную игру…. Тут и локализация подоспела!
Ну, по порядку. Что это теперь за игра? Это кооп/компететив американской школы, в котором львиную долю возни и фиддлинга на себя берет эта самая башня, управление которой ведется с приложения на смартфоне/компьютере. На старте вы будете играть либо в этакий страдательный кооператив, а-ля Древний ужас, либо же в не менее страдательную гонку вроде Рунбаунд. И соответственно, от этого будет зависеть ваша главная цель в игре, либо в одиночку выполнить энное количество персональных квестов, а затем пройти в тёмную башню и забороть там главгада единолично (и все это время ваши оппоненты будут пытаться вам мешать, двигать поближе чудищ, отгонять вас от сладких квестовых локаций, этсетера). И нужно помнить, молодцом станет не тот, что первым вбежит в башню - а сможет с почестями оттуда выйти. Иначе говоря — если вы начнёте квест, поубиваете там половину приспешников, вскроете половину ловушек, но не сможете завершить это грандиозное приключение, вы проторите дорожку следующим игрокам. В кооперативном режиме страдания гораздо больше, потому что игра стремится компенсировать отсутствие соперничества и карает вас куда серьёзнее. В процессе игры сыпется невероятное количество задач, словно игра возомнила себя эффективным менеджером, и если одни квесты призваны дать вам упрощающую жизнь награду, вторые нацелены на то, чтобы все не пошло прахом еще быстрее.
«Сетапите» вы игру при помощи приложения: вначале вы выбираете могущественного демона, иноземного завоевателя, дракона или иного из огромной пачки монстров и злодеев. По сути, это «древний» от Ужаса Аркхема, который определяет вашу главную цель на игру и множество случайных событий, что в ней произойдет. До кучи к этому гаду нужно выбрать три вида монстров, которые будут присутствовать в вашей игре. А их там десятки — скелеты, тролли, стрыги, големы, какие-то горгульи, и каждый из этих монстров обладает своими какими-то характеристиками (и боевыми особенностями) и отличаются разными признаками типа «нежить», «волшебное создание», «гуманоид». От этого вы сможете выстраивать свою тактику и подбирать предметы и навыки, необходимые в приключении.
Геймплей в башне достаточно простой - с вашего позволения, я его сравню с играми по вселенной товарища Лавкрафта. В вход вы можете исполнить несколько действий в произвольном порядке: это а) перемещение (без комментариев), б) героическое действие, например, очистить территорию от выпавших черепов (символизируют негативные поползновения башни и распространение скверны), сразиться с врагом, попытаться выполнить квест и в) выполнить действие постройки на той территории, где вы остановились: в это цитадели можно покупать зелья или открывать новые перки, в деревнях - нанимать войска, на рынке - приобретать снаряжение и артефакты, а в святилищах - повышать боевой дух (второй ресурс помимо войск) и снимать с себя проклятья.
Каждый раз, когда вы провернёте все свои действия в ходу, вы должны опустить в башню 1 череп из запаса. Таким образом вы добавляете в пул ресурсы для негативных эффектов и даёте башне и приложению понять, что герой сходил, и необходимо активировать какой-либо эффект. Считайте это «Фазой мифа». А дальше начинает твориться магия. Может случиться (при невероятном везении), что не произойдёт ничего, но, как правило, на поле может появиться ещё больше монстров, может активироваться главный злодей - например, ледяной демон сковывал землю льдом и понижал предел использованного снаряжения и преимуществ в боях и квестах, а Иса Завоеватель — монотонно шел по карте и ломал здания. Может случиться так, что башня начнёт вертеться, и из неё посыпятся черепа - вы обязаны их положить на здания, и если они скопились в количестве 4 штуки и более - здание уничтожается безвозвратно, а вы получаете проклятие - накопив несколько таких, вы автоматически проигрываете либо единолично, либо весёлой и дружной толпой. При этом если в какой-то момент в башню нужно будет положить череп, а в запасе их нет - это означает неминуемое поражение. Кроме того, периодически башня будет требовать снять 1 из защитных печатей. Во первых, снятие глифа может открыть ещё дырку для разбрасывания черепов (уж простите, что таким простым крестьянским языком), во-вторых, под ними скрываются печати, которые вешают дебаффы на территорию, куда указывают.
Ну и, непосредственно о нашем главном герое. Многие говорят, что сама башня излишня, что башня — это чистый оверпродакшн, она сделана исключительно как вещь в себе, не выполняет никакой полезной функции, а только удорожает настолку, создана для понта, перекрывает вид на поле, требует постоянно покупать батарейки (о существовании перезаряжаемых почему-то в комментариях не знают) и вообще, А ВДРУГ СЛОМАЕТСЯ?
Ну давайте, разберёмся по порядку. Во-первых, огромный, пластиковый, светящийся, урчащий, гремящий, плюющий в тебя черепами кусок пластика у тебя на столе это красиво, это освежает антураж в игре, это придаёт ей масштабы эпичности атмосферы и всего такого да, он как бы погружает тебя в мир игры и прочее, и прочее, да, когда башня вертится, из неё сыпется черепа, она горит красным пламенем, издаёт страшные, дикие, урчащие звуки…ка. Ну вы понимаете, первые 40 лет детства у мужиков самые сложные, и потому нас такое привлекает.
Во вторых, башня выступает очень большим подспорьем в части сетапа и проведения игрового процесса. Вот ближайший пример -это какой-нибудь Ужас Аркхема или рыцарь маг, или fallout — во многих играх вы вынуждены постоянно тасовать колоды с разными эффектами, с проклятиями, с рандомными событиями. Здесь функцию десятка колод, кубика, накладками с дебаффами для поля, отдельных полей подземелья… все это выполняет башня. Она является триггером для событий, потому что после каждого своего хода вы опускаете в жерло этого пластикового черепного вулкана черепок. Она же является средством для доставки на поле тех самых черепов. И каждый ход башня перестраивается внутри, и слоты внутри нее меняются местами, таким образом варьируя вероятность того, на чью территорию упадёт всякая гадость, и куда «ляжет» проклятие. Башня определяет, куда и какие монстры перейдут и будут активироваться, и в целом она выполняет огромное количество работы, без которой вам пришлось бы гораздо дольше раскладывать игру, оперировать огромным количеством колод с картами, с плашками, с эффектами, постоянно кидать кубики на то, в какую территорию что пойдёт. И башня избавляет вас от огромного количества работы, и позволяет просто брать и наслаждаться процессом, ну или страдать, если вы играете на очень высоком уровне сложности в кооперативный режим.
Теперь что касается геймплея и классической претензии «продакшен положили, а игры - не положили».
Дисклеймер: я не раз говорил, не стоит ждать от башни невероятно глубокого и сложного геймплея, подобно какому-нибудь «Острову Духов», подобно «Рыцарю магу», а про всякие евро от португальского мастера Виталия или зубодробительные варгеймы я и вообще молчу. Это, если угодно, «семейный кооп» или «семейный америтрэш», где достаточно простые правила, которые не изобилуют диким количеством нюансов и уточнений (Примет, КиК!). Да, у башни не суперизысканный лор, ради поверхностного изучения которого надо пройти игру трижды, мучая себя постоянным гриндом ресурсов и шатанием туда-сюда, превозмогая механику ради сюжетных Поворотов (привет, Грааль!). Башня это в целом действительно механически простая игра. Поэтому ждать от неё какого-либо опус магнум от мира настолок не стоит.
Однако, при всем при этом Башня - невероятно разнообразная игра. Я сразу оговорюсь, мы играли в башню и в кооперативный, и в соревновательный вариант (и знаю, что владельцы коробок наиграли и без меня немало) - и никто, как говорится, не ушел обиженным. Вы ручками настраиваете себе партию, и количество возможных комбинаций монстров, злодеев, сценариев - уйма. Мы играли несколько раз, и постоянно открывали для себя что-то новое - и из событийных/квестовых твистов не повторилось. Поэтому геймплея даже базы башни вам хватит даже без дополнений на очень долгое время.
Ну и конечно же, надо сказать о том, что игра, при всей её простоте не такая уж и легкая. Вам не получится, как в особняках или как в ужасе аркхема или вот как в каких-то Максимум Апокалипсисе пойти и на мужика лихо выполнить главный квест. Башня так не работает — вы не можете прийти к ледяному дракону, лихо накидать успехов на кубиках и выйти победителем. Здесь игра наказывает тебя максимально больно - у тебя нет фиксированного количества ходов (подозреваю, что игра определяет длительность игровых месяцев твоими успехами), ты постоянно не знаешь, какие пакости на тебя нашлёт босс, ты не знаешь, какие события стриггерятся, может быть, на твоей территории пойдёт проклятие, и оно запретит тебе делать 2 действия в ход или усилит стоимость активации зданий. Тебе кровь из носу нужно бегать по карте, выполнять какие-то рядовые квесты, привлекать на свою сторону союзников, набирать армию, набирать скиллы, снаряжение и прочее — у тебя постоянно дикий цейтнот, и даже в соревновательном режиме приходится хоть как-то кооперироваться, чтобы вы не проиграли всей дружною толпой. Как я люблю говорить, показатель хороший игры в том, что она дарит эмоции. А это достаточный аргумент чтобы брать вот это 30-сантиметровое чудо.
Конечно же, в башне не обошлось и без минусов (они есть у каждой игры, даже у моего любимого «Столкновения цивилизаций». Вам придется либо постоянно покупать батарейки, либо купить аккумуляторы. Для игры в башню вам потребуется приложение и лучше, если оно будет выводиться на большой монитор или телевизор, ну или хотя бы планшет, который вы будете передавать по кругу. У игры достаточно простенькие бои с существами, которые не особо отвечают принципам америтрэша. Вы выбираете монстра, которого хотите постукать, приложение определяет для него энное число боевых карт с различными эффектами, для нивелирования которых нужно потратить некое количество ресурсов, а с помощью ваших предметов и вашего обмундирования вы сможете понизить «плату» на эти карты. И, как правило, бой оборачивается в «потратьте пять войск и 1 дух» и «потратьте 2 духа, получите 2 войска» и потому становится похожим на какой-то менеджмент ресурсов. Ну и, наконец, для соревновательного режима не очень хватает возможностей нагадить оппоненту. Да, вы можете двигать других персонажей при помощи зелий/предметов, ломать им здания при помощи падающих черепов, воровать что-то из инвентаря….и на этом вроде как все.
Ну а закончить хотелось бы так, ребятушки. На предзаказе башня стоит 10 тысяч рублей. Да, за эти деньги можно купить две ласерды и ходить, понтоваться, какой ты ценитель крутых сложных игр. Можно купить коллекцию УАЗа (Ужас Архэма 3), и говорить, С КАКИМИ ТИТАНИЧЕСКИМИ УСИЛИЯМИ ВЫ ПРЕВОЗМОГЛИ ИЗГОНЯТЬ АЗАТОТА. Можно набрать огромное количество других хороших игр - вот, например, кооп «Проект Элита» в реальном времени или «Капитан сонар» на командные бои подлодок. Но вот не будет там огромного, пластикового, светящегося, урчащего, гремящего, плюющегося в тебя черепами куска пластика. А этот кусок за примерно 7-8 тысяч (во столько диванные аналитики оценивают саму башню) позволяет вам разложить игру за считанные минуты, и усадить играть далеких от настолок людей, и получать удовольствие. И люди не будут говорить вам «А давай вон в ту игру, где еще башня черепами плюется». И не будете вы орать, как безумные, когда в ваше королевство падает россыпь черепов, и твои здания взрываются, как новогодний фейерверк. А эмоции, еще раз скажу, многого стоят.