ЗамАсквАрецкая кАмедия (а именно так именуется жанр спектакля в репертуаре театра «У Моста») «Бальзаминов» создаёт полное ощущение Москвы из середины девятнадцатого века. Деревянные изгороди, здесь же беседка с колоннами, а фоном – храм. Это крошечная и уютная Москва, где всё рядом – буквально за забором или в двух шагах, мирок, где для исполнения желания достаточно хорошенько помечтать, посмотреть сны и погулять по уличкам, а там, глядишь, и в Эрмитаже начнут с уважением кланяться (очевидно, имеется в виду московский сад Эрмитаж).
В центре действия слегка засидевшийся в женихах Миша Бальзаминов (играет Илья Бабошин). За душой у Бальзаминова ничего нет, зато в силу почти фантастической наивности у него есть непревзойдённая способность мечтать и готовность жениться на любой невесте, лишь бы у неё было богатство. Это последнее обстоятельство ставит перед нашим героем непростой выбор: жениться ли на Анфисе Пеженовой (Татьяна Голендухина), которая томится вместе с сестрой и только ждёт, чтобы её вызволили из вынужденного братского заточения (прямо классическая принцесса из сказки, не иначе), или выбрать куда более богатую невесту – вдову Белотелову Домну Евстигнеевну (Анастасия Перова).
Примечательно, что в обоих случаях Бальзаминова подталкивают другие действующие лица: Лукья Лукич Чебаков (Александр Шаманов) готовится организовать побег для своей пассии – Раисы Пеженовой (Алёна Войтенко), а Бальзаминов ему нужен в качестве рабочей силы: кто-то же должен передавать письма и разбирать заборы! Сваха Красавица Акулина Гавриловна (Регина Шнигирь) ожидает, что от успешного предприятия с женитьбой ей тоже что-то перепадёт от бессчётного состояния (в прямом смысле!) невесты. Так Бальзаминов за один день дважды объясняется в любви, но оба признания кажутся неубедительными. Впрочем, его это мало смущает, так что возвращается он домой с полной уверенностью, что теперь-то будет ему счастье. Желательно, конечно, с обеими, но, как известно, это никак не возможно, а стало быть, надо делать выбор.
Самое удивительное, что и тут всё происходит как-то само собой, а выбор делается внешними обстоятельствами. Развязка спектакля создаёт сильное комическое впечатление за счёт неожиданности и буквальности гротеска.
В целом спектакль окутывает зрителя ощущением домашнего уюта, когда после бани чай с баранками и сахаром, а по вечерам огонёк свечи, при котором так хорошо мечтается. И хотя пассивный образ жизни представленных персонажей вызывает лёгкую насмешку осуждения, именно скука становится отправной точкой развития этой истории.
«Скучно одной-то ничего не делать, – говорит Белотелова, – а вместе веселее». И Бальзаминов с ней соглашается. Но надо сказать, зрительское впечатление такое, что Миша вытянул счастливый билет, во всяком случае, получил ровно то, что ему так хотелось. Ну, что тут сказать, дуракам везёт.
Автор: Марина Щелканова