(Карелия – оз. Вендюрское, Сяргозеро, р. Кулапдеги, Сяпчозеро, оз. Торос, оз. Мярандукса, р. Нурмис, Линдозеро, р. Суна, Викшозеро)
23 июля – 7 августа 2012 года
День 2. 27 июля. Температура днем +23. Пройдено 7 (всего 22) км.
Сплав в этот день выдался очень коротким, по сути, мы этот день могли бы и сэкономить, но, как вы помните, команда зароптала, и пришлось остановиться раньше. Буквально через час мы подошли к протоке, которая соединяла Сяпчозеро и озеро Торос. Протока была такая же - очень узкая и мелкая, тоже прокопанная искусственно. При прохождении приходилось внимательно смотреть вниз, чтобы случайно не задеть корягу или доску. Шли осторожно.
После протоки началось озеро Торос, оно небольшое, гребли всего полчаса. Очень любопытно оно соединялось со следующим – Мярандуксой. Представьте себе высокий гребень с деревьями шириной метров 10, он и разделял оба озера. Но в одном месте гребень резко спускается вниз, как будто кто-то специально его здесь срыл, и озера разделяет совсем короткая и узкая протока. Катамаран еле поместился по ширине, да и по дну чиркал.
И сразу же после — крупное озеро Мярандукса, и мы увидели впереди стоянку. Всего несколько минут, и как только мы ее увидели поближе, сразу поняли – это наша дневка. Ведь на дневку хочется стать в хорошем и интересном месте. Здесь было много ровных площадок под палатки, у нас ведь в этот раз ставился большой палаточный городок, а кроме того, стоял оборудованный стол, что тоже очень удобно для приготовления пищи. На самом озере, слева от стоянки, имелся неплохой мелководный заливчик с травой, очень подходящий для рыбалки.
После того, как мы разбили лагерь, я отправился с помощниками на катамаране в залив и поставил несколько сеток на мелководье. Но жажда рыбалки этим не была удовлетворена, а потому я и Алексей снарядили удочки, и… чуть не сказал «накопали червей». Но червей мы добыли другим способом - я обратил внимание, что в лесу, за лагерем, есть небольшие кучки камней, словно их кто-то специально тут сложил. Зачем они, мы так и не поняли, но, так как между камнями было много перегнивающей органики, то и червей там оказалось много. Мы просто перебирали эти камни и вытаскивали их.
Как только с червями вопрос был решен, мы вышли на катамаране на озеро, на открытую воду, и в свое удовольствие наловили разнообразной мелочи - попадалась в основном плотва, а кроме нее, окуньки и красноперки. Вот такая веселая рыбалка мне нравится.
А вечером мы обнаружили, что на этой стоянке еще и сотовая связь в определенном месте ловит!
День 3. 28 июля. Температура днем +22. Дневка.
Дневка. Как много приятных моментов в этих словах для туристов. Можно подольше поспать, с утра никуда не собираться, весь день ничего не делаешь, и этот список можно продолжать!
С утра пошли снимать рыбу, улов был неплох. Решили закоптить, а окуньков пожарить на костре на палочках. Отдали девчонкам почистить, и через некоторое время слышим непонятный возглас — то ли расстроились, то ли обрадовались… Но одно можно было понять точно – случилось что-то необычное.
Неужели что-то нашли?!
Поскольку я читаю в вузе зоологию беспозвоночных, там есть целый ряд тем о разных типах червей, и я рассказываю, в том числе, и о паразитах, встречающихся в человеке, и животных, с которыми человек контактирует. И в теме «Цестоды (ленточные черви)» всегда есть пример такого вида, как Ligula intestinalis (ремнец, солитер). И вот, наконец, он попался в рыбе! Было приятно, что про него все вспомнили, и что для нас не опасен, и латинское название. Многие делали с ним фото, оставляя встречу в памяти. Я теперь всегда, когда прохожу со студентами тему, вспоминаю эту встречу, и то, как все обрадовались, когда нашли паразита самостоятельно!
Все-таки профдеформация — страшная сила. Если бы такую находку обнаружил другой человек в обычной рыбе, купленной на рынке или в магазине, он бы либо не понял, что это такое, либо с воплями выбросил бы рыбу целиком. Но уж точно не стремился бы сделать селфи.
Закоптить рыбу решили прямо в котле (подобное проделывалось раньше в ведре), настругали щепок (не совсем мы еще были готовы ко встрече с рыбой), засыпали дно. В котле из палочек сделали решетку и положили на нее рыбу. Алексей предварительно добросовестно наколол ее солевым раствором с помощью шприца. Вся конструкция с плотно закрытой крышкой ставится на угли. Ждем минут сорок, снимаем, и ….
Разочарование. Рыба оказалась не копченая, а фактически вареная. Стенки котла по сравнению с ведром были гораздо толще, лежащие на дне опилки не тлели, а от нагрева из них просто выделялась вода, и рыба, таким образом, приготовилась на водяном пару. Ну и ладно, съели вареную, а на будущее хороший урок!
Окуней, которых мы не клали в копчение, пожарили на палочках на костре.
После обеда была дана команда продолжить традицию, и девчонки отправились в лес за черникой. Как же без вареников, и как же без заветного колечка в нем! Оно в этот раз досталось Борису. Но его действие проявилось только спустя много лет.
Недалеко от нашего лагеря были развалины одноименной деревни – Мярандукса, кому хотелось погулять, сходили туда и посмотрели на развалины. Кто-то занялся наукой, кто-то отдыхал. А вечером еще достали рыбу — теперь Карелия начала оправдывать свою славу озерной и рыбной земли.
День 4. 29 июля. Температура днем +25. Пройдено 20 (всего 42) км.
Отдохнув и переварив рыбу, мы с новыми силами отправились снова в путь. Сначала надо было преодолеть несколько километров по озеру Мярандукса, благо, что ветер был не встречный. Гребли вдоль берега, любовались прибрежными красотами, густым лесом, красивыми валунами вдоль берега. На озере изредка попадались живописные островки, смотрели мы на это все и думали – так ли мы это себе все представляли, когда думали о Карелии? Наверное, так, первые впечатления, киношный и книжный образы совпадали. И это было приятно.
Особенно много вдоль берегов попадалось зарослей черники, правда, еще слегка зеленоватой. Хотелось плыть лежа, и, откидывая руку, срывать эти темные ягоды и опускать их себе в рот, ощущая нежный кисло-сладкий вкус.
Наконец показалось на горизонте окончание озера, тут надо было попасть в речку Нурмис, которая из озера вытекает. В таких случаях хорошую помощь оказывает навигатор, а иначе придется много времени потерять, чтобы понять, где тут река, а где тут просто заводь.
Дальше наш путь пролегал по реке Нурмис, извилистой и болотистой. В отличие от Кулапдеги, здесь попадались и участки с плотным грунтом, сухие, и даже с местами под стоянки. Сама река неширокая, в основном метров 10-15, кое-где встречались небольшие шиверки (перекаты). Плыть по реке интересно — поворот за поворотом, лесистые участки сменяются болотистыми, кустарники – лугами, и так на протяжении многих километров. Плывешь и не знаешь, что за поворотом.
Все это удовольствие продлилось до первого препятствия. Ближе к вечеру мы подошли к деревянному мосту, перекинутому через речку. Команда первого катамарана, прикинув расстояние между мостом и палубой, решила проплыть под мостом, лежа на спине. Это удалось.
За ними шел катамаран 2. Он имел более высокую посадку на воде, поэтому при прохождении под мостом зацепил ряд вещей, а те — девчонок, и все это было выброшено в речку. Вещи понесло течением, Яна смело кинулась вдогонку за веслом, потому что не хотелось терять оборудование. Ничего серьезного не произошло, все, что попало в реку, мы быстро собрали. Катамаран прошел под мостом и стал рядом с нами.
Чтобы таких неприятностей не случилось дальше, следующих предупредили, и они проходили уже без людей, придерживая катамараны руками и медленно их проводя.
После короткого отдыха, связанного с прохождением препятствия, мы поплыли дальше. И через полчаса опять видим мост через реку. И этот мост уже располагался значительно ниже над уровнем воды, и пройти под ним было невозможно. Пришлось подплыть к правому берегу перед мостом и выгружать вещи. Выгрузили, а катамаран мы решили протащить под мостом, чтобы еще и с ним не заморачиваться.
Зря мы это сделали! Катамаран упорно не хотел проплывать под мостом, приходилось упираться в него и притапливать, и так сантиметр за сантиметром продвигаться вперед. И вот, когда большая его часть прошла, и мы уже находились с другой стороны моста, GPS-навигатор упал в воду.
Сам момент мы практически не уловили, только на видео потом увидели, так как из-за бурного потока воды ничего не было слышно. Несколько секунд ушло на осознание, и потом только злость и сразу вопрос – а что делать-то? Карта, конечно, есть, но без навигатора теряем многие возможности. И тут же мысль – а он-то кафедральный (из вуза), т.е. еще за него потом расплачиваться.
Во время всех этих мыслительных процессов, проходящих в голове, бурный поток воды сбивает меня с ног, я падаю, снова встаю, и меня снова сбивает вода. Сила ее непреодолима, мощный бурный поток, выбрасываемый из-под моста, понес меня по течению, и хорошо, что еще никто, и я в том числе, не снял спасжилет. Остальные сплавщики кинулись к берегу и потянули руки и весла на спасение, но поток был слишком быстрый, и меня унесло вниз. Впрочем, через сто метров река стала мелкой, бурный поток ослаб, и я спокойно зацепился за валуны на дне, остановился, встал, и вышел из воды. В эти моменты, когда меня несло по воде, я не испытывал никакого страха, напротив, как бы это ни было странно, мне стало очень смешно от своего положения. Когда я встал и пошел по воде назад, то буквально сдерживал себя, чтобы не расхохотаться. Видимо, проявилась такая реакция на стресс. Когда все это прошло, снова всплыла мысль - что же делать без навигатора? Но, вернувшись к мосту, я его нашел-таки между камнями на дне. Он хоть и тонет (вообще странное свойство, ведь приборы такого рода тонуть не должны), но вода внутрь не проникает. С прибором все хорошо.
После этого, успокоившись, мы установили, что остальные катамараны протягивать не будем, просто их поднимем и перенесем. И на фоне всех этих событий решили остановиться на этом месте еще и на ночевку. Лагерь разбили недалеко от моста, прямо на поляне, устланной мхом — кстати, самое лучшее ложе под палатками, мох всегда мягкий и хорош для усталого тела. Недалеко от этого места, ниже по течению, мы нашли рыбацкую стоянку. Там был небольшой навес, остатки сетей — видимо, есть период на реке, когда хорошо идет рыба. Сети, кстати, были с крупной ячейкой. Попытки найти грибы не очень удались — их практически не было, только черничкой можно было побаловаться. Эта стоянка еще запомнилась тем, что Миша Астахов принес своему тайному другу к палатке целую сосну.