Постpоение какого-либо общества в условиях России — дело глубоко безнадежное, и наша истоpия служит неопpовеpжимым тому свидетельством. В свое вpемя мы, как явствует из трудов Сергея Михайловича Соловьева, не смогли достpоить феодализм; попытки постpоения капитализма кончились Октябpьской pеволюцией; кpах стpоительства коммунизма пpоизошел на наших глазах.
Евгений Лукин, писатель
В данной статье я хочу продолжить тему пяти общественно-экономических формаций, которые должно проходить любое общество по идее Маркса и его последователей.
Напомню, что первые две - это первобытно-общинная и рабовладельческая формации. Эта же статья посвящена следующей стадии - феодализму.
В школах, на уроках истории изучают устройство феодальной системы, но у многих возникают трудности, когда нужно объяснить, что такое феодализм. Попробуем выявить его основные особенности.
Феодализм
Классический европейский феодализм сформировался в эпоху Средневековья. Общепринятыми хронологическими рамками Средневековья являются 476-1453 гг.
Как раз в 476 г. прекратила существование Западная Римская Империя, это событие историки считают точкой отсчета Средневековья. Римская империя ранее была некогда крупнейшим рабовладельческим государством в истории, но рабство было эффективным до поры до времени.
Рабовладельческую формацию сменила феодальная, или просто феодализм. Что же он собой представляет?
Не территории бывшей Римской империи образовывались варварские королевства, - например, Франкское государство, - предок известной всем Франции.
У королей варварских государств не было как устойчивого обоснования своей власти, так и сложившейся системы престолонаследия.
Когда король умирал, у него могло быть несколько сыновей, желавших единолично утвердиться на престоле, а также находились претенденты на власть и среди знати. В общем, власть приобреталась силой и удерживалась силой, на то это и варварские королевства.
Чтобы заручиться поддержкой своей кандидатуры, и просто союзниками на случай конфликта, король мог пожаловать земельное владение тем лицам, в чьей поддержке нуждался. Такое земельное владение называется феодом, отсюда и название феодализм.
Король, предоставляющий земельное владение, в данном случае называется сеньором, а тот, кто получает от него землю - вассалом.
Вассал должен был проявить себя как верный советник и союзник короля, помогающий ему войском. В свою очередь, за это он и его семья пользовались земельным наделом, покровительством и защитой сеньора.
Таким образом, феодализм можно определить как систему социально-экономических отношений, в основе которых лежит возмездная передача права пользования землей.
Если посмотреть на данную схему, то становится ясно, что король мог быть не единственным сеньором в государстве. Переданный им феод затем мог перераспределяться между другими лицами.
Так, герцог - это второй по значимости землевладелец после короля, получающий землю непосредственно от него, и состоящий у него на службе.
Герцогство, в свою очередь, делилось на графства. Граф стоял ниже герцога и служил ему, а не лично королю. В его задачи входило следить за порядком и развитием владений герцога, а также и военная служба на его стороне.
Еще на более низкой ступени после графа стоял барон, следивший за развитием отдельных городов и деревень, входивших в графство. Если искать аналогию барону в современных реалиях, то он был кем-то вроде современного муниципального управляющего.
Ну и на последней ступени - рыцарь, чей непосредственной задачей было участие в войне на стороне сеньора. Хотя рыцарь и находился в самом низу феодальной лестницы, непосредственно работой на земельных наделах занимались крестьяне.
Крестьянин сам по себе не имел земли, он лишь трудился на земле сеньора, за что расплачивался с ним, платя продуктами или деньгами (натуральный или денежный оброк), или же отрабатывая барщину.
Барщина - это трудовая повинность, которая означает, что крестьянин работает определенное время (скажем, две месяц-полтора) на земле сеньора, и все результаты его работы будут собственностью сеньора.
Все продукты, что оставались у крестьянина помимо барщины и оброка, были уже его собственностью, и крестьянин мог, например, продать и заработать на этом, и приобрести что-то на эти деньги.
Таким образом, положение крестьянина было все же лучше, чем раба, который без ведома хозяина не мог даже вступить в брак. Феодал владел землей, на которой трудились крестьяне, но не владел самими крестьянами.
Наконец, феодализм включал в себя определенные ритуальные действия.
Вассал давал своему сеньору клятву верности (фуа) и приносил оммаж - ритуал, при котором вассал становился перед сеньором на одно колено, вкладывал в его руки сложенные ладони и устно подтверждал свою клятву. Письменно вассальный договор не оформлялся, соблюдение клятвы было делом чести.
Если говорить о точке зрения марксистов на феодализм, то они считали его не чисто европейским, а универсальным явлением, через которое проходили абсолютно все общества. Хотя, например, в России или Китае не было классического феодализма, да и в отдельных странах той же Европы не все было одинаково.
Читайте также
✅✍🏻Записаться на пробный бесплатный урок по обществознанию