Найти тему

Какие пять этапов должно пройти человечество? Часть первая - первобытная община и рабство

Оглавление
Социалистическая революция стала первым шагом человечества на пути к новой общественно-экономической формации, к посткапиталистическому мироустройству

Олег Комолов, российский экономист

В прошлый раз я в общих чертах изложил идею Карла Маркса, что любой общественно-экономический строй содержит два элемента: базис и надстройку.

В школах на уроках обществознания проходят т.н. "марксовую пятичленку". По идее ее создателей, вся история человечества проходит пять этапов, пять общественно-экономических формаций, в ходе которых меняется устройство производственных отношений (базиса) и соответствующей ему надстройки.

Схематически это можно изложить так:

Марксовая пятичленка, Схема нарисована автором
Марксовая пятичленка, Схема нарисована автором
По мысли Маркса и его последователей, именно таким путем шла и должна идти история человечества, обязательно проходя эти пять стадий, где начало лежит в первобытно-общинной формации, а конечная цель - достижение коммунистического устройства.

Давайте подумаем, какими были базис и надстройка на каждой формации? В этой статье разберу две первые формации - первобытно-общинную и рабовладельческую.

Первобытно-общинная формация

Это самый первый этап. Производственные отношения (базис) были устроены таким образом, что люди, жившие в общинах, производили необходимые себе блага самостоятельно, и большую их часть тоже потребляли сами.

Это необычно, поскольку в наше время, например, производство и потребление отделены друг от друга: одни люди производят блага для других. Если мы хотим что-то приобрести, то идем в магазин и покупаем то, что сделано чужими руками.

Тогда же торговые отношения были развиты слабо, ибо далеко не всегда был излишек продуктов на продажу. Основой производства было слаборазвитое сельское хозяйство с применением примитивных орудий труда, что и объясняло его низкую производительность.

Общество управлялось старейшинами - старшими членами общины, которых считали наиболее опытными и мудрыми. Образ жизни людей и правила ведения хозяйства базировались на проверенных веками традициях, которые считались непреложными. Это-то традиции вполне подходят под понятие надстройки.

Первобытно-общинная формация. Базис - это труд самих членов общины. Обществом управляли старейшины, опиравшиеся на традиции. Это надстройка. Картинка из открытого доступа
Первобытно-общинная формация. Базис - это труд самих членов общины. Обществом управляли старейшины, опиравшиеся на традиции. Это надстройка. Картинка из открытого доступа

Рабовладельческая формация

Как несложно догадаться, основой производства на данном этапе был рабский труд. Если в эпоху первобытно-общинного строя члены одной общины работали преимущественно на равных, то здесь на первый план вышли отношения командования и подчинения.
Рабы в Древнем Египте. Картинка из открытого доступа
Рабы в Древнем Египте. Картинка из открытого доступа

Дело в том, что общины постепенно укрупнялись за счет объединения друг с другом, и естественного прироста населения. Соответственно, усложнялось само хозяйство, которое стало более разноплановым, не сосредоточенным на производстве одних продуктов питания. Получили развитие торговые отношения, разделение труда, и (особенно важно) частная собственность.

Вследствие этих процессов, углубилось и социальное неравенство. Выделились привилегированные слои населения, к которым можно отнести военных, жрецов, и просто наиболее успешных хозяйственников, которые пользовались своими ресурсами для порабощения более слабых членов общества.

Все более разраставшиеся коллективы людей сформировывали первые государства, такие как Египет, Междуречье, в которых рабство было развито повсеместно. В 18 в. до н.э. вавилонским царем Хамураппи даже был написан целый свод законов, которые дошли до нашего времени. Большая часть этих законов посвящена рабству. Приведем несколько статей (статьи приведены не дословно, а для понимания общего смысла).

15. Если человек вывел за городские ворота либо
дворцового раба, либо дворцовую рабыню, то он должен быть убит.
16. Если человек скрыл в своем доме беглых раба или
рабыню, то хозяин дома должен быть казнен.
219. Если врач, делая тяжелый надрез бронзовым ножом рабу вольноотпущенника, причинит ему смерть, то он должен отдать раба за раба.

Как можно заметить, законы о рабстве предусматривали суровые наказания для их нарушителей, ведь увечье или бегство рабов причиняло экономический ущерб их хозяевам. Сам же раб считался лишь собственностью хозяина, его труд и вся жизнь не регулировалась законами, а была целиком в руках хозяина.

Таким образом, базис на данном этапе был представлен рабским трудом, а надстройка выражалась, в том числе, в политике, поскольку даже создавались специальные законы, охраняющие рабовладельческий строй.
Рабы в Древнем Риме. Их труд был базисом, а надстройка - это соответствующее законодательство. Картинка из открытого доступа
Рабы в Древнем Риме. Их труд был базисом, а надстройка - это соответствующее законодательство. Картинка из открытого доступа

Крупнейшим рабовладельческим государством в истории был Рим. Римская республика за несколько веков расширилась от территории собственно Рима и его окрестностей до масштабов всего Средиземноморья.

Римская республика в 44 г, до н.э. Карта из открытого доступа
Римская республика в 44 г, до н.э. Карта из открытого доступа

Рабство изначально было эффективным, ведь новые захваченные земли нужно было кому-то обрабатывать, а рабы делали это абсолютно бесплатно.

Нужны были только незначительные расходы, чтобы прокормить раба и не дать ему сбежать. Кроме того, был и отличный источник рабства - это военные походы римлян, в ходе которых рабами становились их пленники.

Но так не могло продолжаться вечно. Во 2 в. н.э. Рим достиг максимального расширения, приток новых рабов перестал быть таким, как прежде.

Кроме того, римское государство раздирали набеги варваров и другие проблемы, из-за чего цены в нем росли буквально на все, и в том числе, содержание рабов становилось все дороже. Были и рабские восстания, из которых самым известным стало восстание раба Спартака в 74-71 гг. до н.э.

Кадр из фильма "Спартак" 1960 г. о данном восстании, с Кирком Дугласом в главной роли. Фото из открытого доступа
Кадр из фильма "Спартак" 1960 г. о данном восстании, с Кирком Дугласом в главной роли. Фото из открытого доступа

Еще одна причина неэффективности рабства - это незаинтересованность раба в своем труде. Все, что сделает раб, станет собственностью хозяина, поэтому рабы были лишь безынициативными исполнителями, которые работали "для галочки", но не имели мотивации делать это качественно.

Нередко бывало и так, что хозяева рабов добровольно отпускали их на волю, и став свободными, бывшие рабы приносили больше пользы обществу и своему бывшему хозяину, чем когда были несвободными.

Можно сказать, что рабство прошло тот этап, когда оно было эффективным, и встал вопрос о трансформации рабовладельческого общества, во что-то более эффективное. С окончательным распадом Римской империи в 476 г. н.э. Европа шагнула в новую эпоху - Средневековье, а вместе с тем рабский строй сменился на феодальный.

Читайте также

✅✍🏻Записаться на пробный бесплатный урок по обществознанию