Чтобы разрушить коммунизм, надо сначала его построить.
Владимир Николаевич Войнович, русский писатель
Первобытная община, рабство, феодализм, и капитализм. Таковы четыре общественно-экономические формации, сформулированные и описанные Карлом Марксом.
Последней же, заключительной стадией, по гипотезе марксистов является коммунистическая, или коммунизм. Что особенного можно сказать о данной модели общественно-экономического устройства?
В советское время людей учили верить в то, что коммунизм абсолютно реален, и в обозримом будущем будет построен. Сейчас же коммунизм большинством рассматривается как утопия, неосуществимая мечта, которой не место в реальном мире. Посмотрим, какой же смысл вкладывался в само понятие "коммунизм".
О коммунизме
До сих пор, писав об общественно-экономических формациях, я вел рассказ о чем-то осязаемом, существовавшим и существующим в реальной жизни.
Мы можем не соглашаться с самой идеей Маркса, чрезмерно обобщающей исторический опыт человечества, стремящейся "запихнуть" ее в универсальную всеобъемлющую схему.
Но можно не сомневаться, что например, капитализм, хоть он и не одинаков в разных частях света, есть и был реально существующим явлением. Все предыдущие формации также абсолютно реальны.
А коммунизм - это нечто, чему посвящено множество цитат, стихов, изображений и других упоминаний, но он никогда не существовал в реальной жизни. Коммунизм так и остался невоплощенной идеей, этакой притчей во языцех, которую мир никогда так и не видел.
Собственно, общественно-экономическую формацию под названием "коммунизм", которая следует после капитализма, следует отличать от социализма, о котором также нужно сказать несколько слов.
Социализм является не отдельной общественно-экономической формацией, а своеобразной подготовкой к коммунизму, его предварительной фазой, поэтому пятую стадию в пятичленке Маркса так и называют "социализм-коммунизм".
Социализм - это такая модель общественно-экономического устройства, при которой государство создает условия для комфортной жизни и всестороннего развития людей.
В перечень мер государственной поддержки населения входит и прямая материальная помощь - выплата пособий, пенсий, обеспечение граждан жильем. В Конституции РФ прямо так и указано, что Российская Федерация является социальным государством.
Ст. 7
1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, социальное государство - это государство, стремящееся к созданию комфортных материальных условий жизни своих граждан.
Но в то же время, в социальном государстве сохраняется неравенство разных слоев населения и товарно-денежные отношения, которые коммунизм стремится ликвидировать полностью.
Потому можно сказать, что социализм - это несколько сглаженный капитализм, сохраняющий его недостатки, но нивелирующий их за счет программ поддержки населения.
По этой причине ничто не мешает капиталистическим странам с рыночной экономикой, таким как Швеция или Норвегия, быть при этом социальными государствами, дающими широкую материальную поддержку своим гражданам.
В СССР же социализм воспринимался именно как промежуточный этап, мостик на пути к коммунизму.
Так, правление Леонида Брежнева (1964-1980) называлось эпохой развитого социализма, в котором все для народа - бесплатный транспорт, медицина, образование, достойные условия труда и гарантированное устройство на работу. И уже на этой базе предполагалось построить и коммунизм.
А теперь прямо о коммунизме. Его основные черты можно представить в виде списка:
1. Общенародная собственность на средства производства (земля, предприятия, орудия и т.д.). При этом коммунизм не отрицает право личной собственности на вещи, которые нужны для личного пользования, а не накопления капитала (например, личный автомобиль, телефон и т.п.)
2. Отсутствие социального неравенства. Это вытекает из предыдущего пункта. Из-за отсутствия частной собственности на средства производства у одних членов общества пропадает возможность стать богаче других, имущественное расслоение ликвидируется.
3. Определенный моральный облик человека коммунистического общества. Человек при коммунизме должен относится к труду не как к способу выживания и наживания богатства, а как к общественно и лично полезному благу. Человека должно волновать не количество заработанных им денег, а приносимая обществу польза.
4. Высокий уровень развития производительных сил. Это связано с предыдущими пунктами. Самоотверженный и энтузиастический труд людей должен помочь ускорить технический прогресс и сделать производство вещей массового потребления полностью автоматизированным. Это также позволит сделать труд не способом выживания, а духовной потребностью человека, поскольку материальная база уже будет поддерживаться трудом машин, а не людей.
5. Отказ от использования денег. Это также связано с написанным выше. Деньги будут утрачивать свою роль по мере того, как будет ускоряться технический прогресс и обеспеченность людей материальными ресурсами. Известен лозунг коммунизма:
От каждого по способностям, каждому по потребностям.
Это значит, что человек будет трудиться для самовыражения и оказания помощи другим людям, а не для заработка и приобретения каких-либо вещей. Все базовые потребности людей будут удовлетворены за счет автоматизации производства.
6. Отмирание государства. При коммунизме государство должно исчезнуть как явление. В марксизме государство считается лишь средством управления людьми с целью поддержания существующего общественно-экономического строя. Например, рабовладельческие государства управлялись рабовладельцами, феодальные - королем и его вассалами. При исчезновении имущественного расслоения людей государство будет не нужно.
С оговорками, по пунктам 1,2 и 4 Советскому Союзу удалось достичь примерного соответствия идее коммунизма. Частную собственность ликвидировали, люди имели примерно одинаковые возможности к труду и условия жизни, развитие производительных сил шло, во всяком случае, в первые десятилетия.
Но по остальным пунктам - полный провал. От денег не отказывались, а наоборот, их количество в обороте только возрастало. Моральный облик советского человека сместился из духовной сферы в материальную.
"Квартира, машина, дача" - вот потребительский идеал позднесоветского человека. О пользе своего труда и прочих благих идеалах постепенно забыли.
Ну и государственный аппарат не только не отмирал, а лишь расширялся. Кадры, руководящие советской политикой (опять же, после Сталина) - это в большинстве своем откровенные карьеристы, желавшие вытянуть как можно больше из своего положения.
В заключение хочу сказать, что возможно коммунизм и не нужно было именно строить. Правильнее было бы идти к нему эволюционным путем, чтобы вышеперечисленные пункты стали актуальны в свое время, а не были искусственно навязаны сверху.