Найти в Дзене
Умный Фломастер

Почему мраморные скульптуры так популярны?

Оглавление

Когда вы впервые думаете о мраморной скульптуре, на ум приходят произведения греческой и римской античности. Однако уникальные свойства этой метаморфической породы позволили ей перешагнуть через тысячелетия, и сегодня она продолжает доминировать в искусстве как один из ведущих скульптурных материалов.

Приветствуем всех на нашем канале! С вами Умный Фломастер! Что же такого в этом роскошном камне, перед которым не могли устоять скульпторы всех веков? Почему именно мрамор, а не резное дерево, обожженная глина или литая бронза? Подписывайтесь на канал и мы совершим путешествие во времени, чтобы исследовать привлекательность мраморных скульптур.

Что делает мрамор таким уникальным?

Замечательные свойства мрамора восхищали скульпторов на протяжении веков. Его податливость при добыче, а также затвердевание поверхности по прошествии времени позволяют скульпторам создавать практически любые фигуры, какие только можно себе представить. Мелкая зернистость позволяет создавать сложные детали скульптур, а способность поглощать и преломлять свет отличает его от других пород.

Александрос Антиохийский, Венера Милосская, около 150 г. до н.э.
Александрос Антиохийский, Венера Милосская, около 150 г. до н.э.

Таким образом, достигается мягкая прозрачность, которая кажется одновременно камнем и кожей. Очевидно, что уникальные качества мрамора оказали глубокое влияние на художников от Микеланджело в эпоху Возрождения до Роланда Массона сегодня. Таким образом, мы можем понять, почему мраморные скульптуры были так популярны во все века!

Почему классическая древность была так одержима мрамором?

От работ Фидия и Поликлеита до колонны Траяна и Августа из Прима-Порто - мир классической древности изобиловал прекраснейшими мраморными скульптурами. Однако в искусстве, где доминировали керамика, живопись и архитектура, как мрамор стал средством скульптуры высшего качества?

Микеланджело, Давид, 1501-1504 гг.
Микеланджело, Давид, 1501-1504 гг.

В Древней Греции мрамор впервые получил признание в классический период (500 г. до н. э. — 323 г. до н. э.), а его уникальные качества позволили создавать реалистичные скульптуры богов. Это привело к серьезному прорыву в технике ваяния, которую затем переняли римляне, хотя и для других целей. Греки создавали свои божества с идеальными человеческими формами, тогда как римляне стремились придать своим правителям божественный вид; таким образом, бюсты и копии греческих бронзовых скульптур использовались для украшения колонн и представления таких фигур, как императоры, генералы и политики».

Таким образом, римляне предпочитали использовать скульптуру для назидания людей, в то время как греки сосредоточились на воплощении своих богов. Таким образом, очевидно, что цель, которой служил мрамор, была различной в этих двух обществах. Однако их страсть к мрамору создала важную преемственность во всей античности и свидетельствует о его популярности.

Мраморная статуя раненой амазонки, Поликлейтос, 1-2 век н.э.
Мраморная статуя раненой амазонки, Поликлейтос, 1-2 век н.э.

Как любовь к мрамору продолжилась в эпоху Возрождения?

Мрамор использовался в средние века и в эпоху Возрождения для создания стилизованных религиозных сцен. В эпоху Возрождения возродилось классическое искусство и натурализм, и мрамор использовался очень широко.

Микеланджело привлекли природные свойства мрамора, такие как его светимость, элегантность и неподвластность времени, и он использовал его для изображения кожи в своем искусстве. Благодаря этим качествам мрамор был популярен среди скульпторов эпохи Возрождения.

Микеланджело, Пьета, 1498-1499 гг.
Микеланджело, Пьета, 1498-1499 гг.

Пережила ли мраморная скульптура революцию авангарда?

Если вернуться к 1800-м годам, то границы современного искусства были раздвинуты. Бунтовали против традиционного академизма и росло стремление к личному самовыражению. Это касалось и мраморной скульптуры, которая была в значительной степени забыта в последние годы. Огюст Роден был намерен возродить ее, используя технику Микеланджело, но с дополнительным акцентом на эмоции. Он исследовал это, освещая свои скульптуры сзади и создавая ощущение страсти, что особенно заметно в его шедевре «Поцелуй».

Огюст Роден, "Поцелуй", 1901-1904 гг.
Огюст Роден, "Поцелуй", 1901-1904 гг.

В начале двадцатого века в мире искусства произошел заметный сдвиг: появился авангард. Константин Бранкузи стал ключевой фигурой, отвергнув концепции Родена и сосредоточившись на абстракции, примитивном дизайне и исследовании внутренней сущности форм. Это был радикальный отход от традиционной мраморной скульптуры или реализма Микеланджело.

Он побуждал зрителей задуматься о том, чем на самом деле является скульптура, манипулируя мрамором в полную силу. В свою очередь, другие скульпторы начали экспериментировать с этим материалом, в результате чего он остался популярным, хотя и в измененном виде, благодаря своим авангардным корням.

Муза, Константин Бранкузи, 1912 год, мультимедийная скульптура из мрамора и резьбы по дереву
Муза, Константин Бранкузи, 1912 год, мультимедийная скульптура из мрамора и резьбы по дереву

В царстве поп-арта и современной визуальной культуры сохраняет ли мраморная скульптура свое место?

Авангардные творцы, несомненно, вызвали новую волну инноваций, заставив современных скульпторов пересмотреть этот проверенный временем материал. Мрамор обладает богатыми природными свойствами и тысячелетней историей и художественными традициями.

Работы современных художников, таких как Массимилиано Пеллетти и Патриция Гиноис Мессика, демонстрируют, как классические формы могут быть переосмыслены для создания чего-то действительно уникального. В своих работах они стремятся бросить вызов традиционным условностям, одновременно позволяя камню выразить свою собственную душу через нетрадиционные виды мрамора.

Сын пустыни, Патриция Гинуа Мессика, 2022 г.
Сын пустыни, Патриция Гинуа Мессика, 2022 г.

Мрамор пережил века. Он принимал различные формы, имел разное назначение и вдохновлял поколения скульпторов бесчисленными способами. Однако неизменным на протяжении тысячелетий остается уникальная способность этого камня казаться одновременно живым и неживым. Популярность мрамора связана с этой историей двух камней. Прочный, но мягкий. Легкий и одновременно тяжелый. Камень и в то же время кожа.

Друзья, Умный Фломастер по-настоящему благодарен вам за подписку и за ваши лайки! А чтобы открыть для себя море вдохновения и эксклюзивного контента, который нельзя пропустить, присоединяйтесь к нашему каналу в телеграмм!

Там вы найдете вдохновляющие картины, истории о художниках, работы фотографов, уникальный арт-гороскоп, свежие новости, анонсы выставок и мероприятий, а также розыгрыши интересных призов. Присоединяйтесь к нам, чтобы получать еще больше вдохновения!