Авторская статья о монгольском железнодорожье. Проехал на нескольких поездах, побывал на многих вокзалах, станциях и перегонах. Объективно делюсь увиденным в общей публикации.
Почти все, кто едут в Монголию из России попадают туда через пункты пропуска аймака Сэлэнгэ, административным центром которого является пограничный Сухэ-Батор, а если по железной дороге и подавно. Здесь и начнётся наше знакомство с сетью монгольских железных дорог.
Приятная станция. Современно, но самобытно и со вкусом.
Едем на юг.
Железная дорога Монголии - фактически одна линия, протянувшаяся от севера к югу (из России в Китай), длина которой 1111 км (красивое число), именуемая трансмонгольской магистралью, с множеством ответвлений. Полностью однопутная и неэлектрифицированная.
Она была построена в период с 1947-1955 гг. и принадлежала наполовину СССР, а сейчас РЖД, что в значительной степени определяет её сущность.
На северо-востоке существует изолированная от основной сети ветвь до Чойбалсана: исторически первая полноценная ЖД на территории МНР, построенная в 1939 в рекордные сроки для более успешной борьбы с японской агрессией (см. Халхин гол). Ныне маловостребована.
Имеются тенденции к дальнейшему развитию при помощи китайских инвесторов.
Центр дороги - столичный Улан-Батор. В документах РЖД она так и именуется - Улан-Баторская.
Через станцию ежедневно проходят десятки поездов. Пассажирских не так много, но они полностью удовлетворяют спрос населения слабоурбанизированной республики.
Проводницы в новой форме, которая им идёт. Недавно использовалась форма условно "советского" образца. Пока ещё попадаются оба варианта.
Железная дорога по-монгольски - "төмөр зам". "ө" - что-то между "у" и "ю".
Поезд - "галт тэрэг". Произносятся слова в быстром темпе. Монгольский - резкий язык.
Внутреннее пассажирское сообщение развито хорошо и организовано очень грамотно. Из столицы легко без пересадки попасть практически в любую железнодорожную точку страны.
Поезда до двух дальних станций на южной и северной границах имеют большую длину. На многочисленных ответвлениях к ним прицепляют\отцепляют так называемые вагоны беспересадочного сообщения, которые по тупиковым веткам идут отдельным составом, а по магистрали общим с этими самыми поездами.
Так, на станции Дархан от "большого" поезда Улан-Батор - Сухэ-Батор отцепляют вагоны сразу до двух таких тупиков - Эрдэнэта и Шарын-Гола.
Воспользуемся вагоном до Шарын-Гола.
Линия огорожена забором из колючей проволоки, т.к. здесь практикуется вольный выпас скота.
Пейзажи за окном нетипичные, интересные: холмы, юрты, лошади да овцы.
Тупиковая станция Шарын Гол. Прибыли.
Чтобы удешевить стоимость перевозок пассажирский вагон гоняют с грузовыми (тупиковые линии были построены до крупных добывающих предприятий). В РЖД почему-то отказались от этой идеи и предпочитают компенсировать свои убытки не лучшими способами.
Самое позитивное, что мне очень понравилось на монгольской железной дороге - оформление подвижного состава. Вагоны разных приятных расцветок, с маршрутными досками и другими красивыми элементами, чего с недавних пор так не хватает в России.
Смотрите, как здорово выглядит локомотив - настоящее произведение искусства!
Я так и не понял каков реальный логотип УБТЗ. В равной степени используются как советского образца, так и несколько современных вариантов. Такое ощущение, что "лепят" всё подряд, в т.ч. и государственные символы. Впрочем, получается органично.
Технически же — всё как у нас. Колея, организация движения и т.д. Всё схоже, не буду вдаваться в подробности.
Внутри поездов мне тоже понравилось. Никаких эксцессов. Монголы в массе жизнерадостные, общительны и культурны. Многие европеизированы, знают иностранные языки. Со мной разговаривали на русском и английском. Бывает, попадаются колоритные персонажи в национальных костюмах (не ряженые).
Железная дорога здесь в почёте. Вагонов много и они плотно заполнены, но в общий купить билет, как правило, не составит труда.
В конце про общественные места и цены.
С вокзалами (по крайней мере теми, куда я заходил) всё в порядке - вывешены расписания (причём не только поездов по этому вокзалу), информация о билетах, есть где отдохнуть. Много где общедоступные электрические розетки и вай-фай. Последний, правда, только для обладателей монгольских сим-карт. Цены копеечные как для монголов, так и для Россиян - около 50-ти копеек за километр на средние расстояния в ценах 2020 года. Имеется понижающий коэффициент (дальше едешь - меньше платишь).
И бонусом привожу расписания почти всех монгольских пассажирских поездов, а для некоторых и прайслист:
Обзор получился позитивным и, надеюсь, исчерпывающим. Желаю железным дорогам Монголии оставаться такими, какими я их увидел. Спасибо.
Больше авторских статей по теме в рубрике 👉 Железнодорожье.