Найти тему
Другой путь

Железные дороги Монголии - творческий подход. РЖД стоит поучиться!

Авторская статья о монгольском железнодорожье. Проехал на нескольких поездах, побывал на многих вокзалах, станциях и перегонах. Объективно делюсь увиденным в общей публикации.

Почти все, кто едут в Монголию из России попадают туда через пункты пропуска аймака Сэлэнгэ, административным центром которого является пограничный Сухэ-Батор, а если по железной дороге и подавно. Здесь и начнётся наше знакомство с сетью монгольских железных дорог.

Станция Сухэ-Батор на границе с Россией. Ворота Монголии.
Станция Сухэ-Батор на границе с Россией. Ворота Монголии.

Приятная станция. Современно, но самобытно и со вкусом.

-3

Едем на юг.

Такие виды открываются из окна пассажирского поезда.
Такие виды открываются из окна пассажирского поезда.

Железная дорога Монголии - фактически одна линия, протянувшаяся от севера к югу (из России в Китай), длина которой 1111 км (красивое число), именуемая трансмонгольской магистралью, с множеством ответвлений. Полностью однопутная и неэлектрифицированная.

Она была построена в период с 1947-1955 гг. и принадлежала наполовину СССР, а сейчас РЖД, что в значительной степени определяет её сущность.

-5

На северо-востоке существует изолированная от основной сети ветвь до Чойбалсана: исторически первая полноценная ЖД на территории МНР, построенная в 1939 в рекордные сроки для более успешной борьбы с японской агрессией (см. Халхин гол). Ныне маловостребована.

Имеются тенденции к дальнейшему развитию при помощи китайских инвесторов.

В 2019 праздновался юбилей совместного предприятия. Вместе с билетом в кассе Улан-Батора выдали такую открытку.
В 2019 праздновался юбилей совместного предприятия. Вместе с билетом в кассе Улан-Батора выдали такую открытку.
Типичный вид из заднего тамбура.
Типичный вид из заднего тамбура.

Центр дороги - столичный Улан-Батор. В документах РЖД она так и именуется - Улан-Баторская.

Вокзал Улан-Батор. Почти весь монгольский трафик завязан на данном месте.
Вокзал Улан-Батор. Почти весь монгольский трафик завязан на данном месте.

Через станцию ежедневно проходят десятки поездов. Пассажирских не так много, но они полностью удовлетворяют спрос населения слабоурбанизированной республики.

Поезд в Пекин, станция Улан-Батор.
Поезд в Пекин, станция Улан-Батор.
Поезд в Дархан.
Поезд в Дархан.

Проводницы в новой форме, которая им идёт. Недавно использовалась форма условно "советского" образца. Пока ещё попадаются оба варианта.

-11

Железная дорога по-монгольски - "төмөр зам". "ө" - что-то между "у" и "ю".

Поезд - "галт тэрэг". Произносятся слова в быстром темпе. Монгольский - резкий язык.

Манёвры на станции
Манёвры на станции

Внутреннее пассажирское сообщение развито хорошо и организовано очень грамотно. Из столицы легко без пересадки попасть практически в любую железнодорожную точку страны.

Поезда до двух дальних станций на южной и северной границах имеют большую длину. На многочисленных ответвлениях к ним прицепляют\отцепляют так называемые вагоны беспересадочного сообщения, которые по тупиковым веткам идут отдельным составом, а по магистрали общим с этими самыми поездами.

Станция Дархан. Вокзал.
Станция Дархан. Вокзал.

Так, на станции Дархан от "большого" поезда Улан-Батор - Сухэ-Батор отцепляют вагоны сразу до двух таких тупиков - Эрдэнэта и Шарын-Гола.

Воспользуемся вагоном до Шарын-Гола.

Всё такой же степной пейзаж.
Всё такой же степной пейзаж.

Линия огорожена забором из колючей проволоки, т.к. здесь практикуется вольный выпас скота.

Пейзажи за окном нетипичные, интересные: холмы, юрты, лошади да овцы.

-15

Тупиковая станция Шарын Гол. Прибыли.

-16
Вокзал Шарын-Гол
Вокзал Шарын-Гол

Чтобы удешевить стоимость перевозок пассажирский вагон гоняют с грузовыми (тупиковые линии были построены до крупных добывающих предприятий). В РЖД почему-то отказались от этой идеи и предпочитают компенсировать свои убытки не лучшими способами.

-18

Самое позитивное, что мне очень понравилось на монгольской железной дороге - оформление подвижного состава. Вагоны разных приятных расцветок, с маршрутными досками и другими красивыми элементами, чего с недавних пор так не хватает в России.

Нравится.
Нравится.

Смотрите, как здорово выглядит локомотив - настоящее произведение искусства!

-21
Творческий подход.
Творческий подход.
Внимание к деталям .
Внимание к деталям .

Я так и не понял каков реальный логотип УБТЗ. В равной степени используются как советского образца, так и несколько современных вариантов. Такое ощущение, что "лепят" всё подряд, в т.ч. и государственные символы. Впрочем, получается органично.

-24
А вот ещё один в степи, тоже красивый.
А вот ещё один в степи, тоже красивый.

Технически же — всё как у нас. Колея, организация движения и т.д. Всё схоже, не буду вдаваться в подробности.

Дежурная на станции. Тем, кто связан с российскими ЖД не надо переводить, что тут написано =)
Дежурная на станции. Тем, кто связан с российскими ЖД не надо переводить, что тут написано =)
-27
Вокзальчик Даваны.
Вокзальчик Даваны.

Внутри поездов мне тоже понравилось. Никаких эксцессов. Монголы в массе жизнерадостные, общительны и культурны. Многие европеизированы, знают иностранные языки. Со мной разговаривали на русском и английском. Бывает, попадаются колоритные персонажи в национальных костюмах (не ряженые).

Железная дорога здесь в почёте. Вагонов много и они плотно заполнены, но в общий купить билет, как правило, не составит труда.

Школьники едут домой.
Школьники едут домой.
В дневном поезде Улан-батор - Сухэ-Батор.
В дневном поезде Улан-батор - Сухэ-Батор.

В конце про общественные места и цены.

С вокзалами (по крайней мере теми, куда я заходил) всё в порядке - вывешены расписания (причём не только поездов по этому вокзалу), информация о билетах, есть где отдохнуть. Много где общедоступные электрические розетки и вай-фай. Последний, правда, только для обладателей монгольских сим-карт. Цены копеечные как для монголов, так и для Россиян - около 50-ти копеек за километр на средние расстояния в ценах 2020 года. Имеется понижающий коэффициент (дальше едешь - меньше платишь).

Вокзал Дархан 1
Вокзал Дархан 1

И бонусом привожу расписания почти всех монгольских пассажирских поездов, а для некоторых и прайслист:

Обзор получился позитивным и, надеюсь, исчерпывающим. Желаю железным дорогам Монголии оставаться такими, какими я их увидел. Спасибо.

Больше авторских статей по теме в рубрике 👉 Железнодорожье.
Пассажирские поезда
0