Наверное, спустя еще какое-то время и это слово постепенно отойдет в раздел устаревших, как и многие другие его синонимы, которые можно прочесть, например, в словаре Даля "улесок, взлесок, облесье". Думаю, что большинство из вас знают (или интуитивно догадываются), что речь идет о крае леса, когда он переходит в "другой тип растительности", то есть поле, луг, болото и тому подобное. Так что именно такие пейзажи мы с вами сегодня и рассмотрим подробнее в этой статье.
Начать, конечно, нужно с "царя леса", а как же может быть иначе? В творческом наследии Ивана Ивановича Шишкина подобных картин, естественно, немало, так что есть из чего выбрать, но сегодня я остановился на данных работах:
Кстати говоря, возвращаясь к ныне позабытым терминам, на последней картине изображено так называемое "подборье", именно так называли опушку соснового леса в Архангельской губернии, да и сейчас это слово можно услышать от жителей тех мест.
Далее продолжим академическими картинами, написанными приблизительно в одно и тоже время. Первая принадлежит барону Михаилу Константиновичу Клодту, который несмотря на свое аристократическое происхождение был активным участником Товарищества передвижников и даже одним из его членов-учредителей.
Но так было не до самой его смерти (как это вообще частенько бывало у передвижников), а только до его серьезного разлада с Архипом Куинджи, как вы помните, если читали одну из моих статей (а если нет, то рекомендую прочитать, история любопытная):
О втором художнике я тоже вам уже рассказывал подробно, а, если быть точным, нам о нем подробно рассказал Константин Коровин, оставивший о Льве Львовиче Каменеве весьма интересные воспоминания.
Каменев тоже был одним из активных передвижников, хотя под конец своей жизни он и удалился в Саввинскую слободу и в выставках Товарищества практически не участвовал.
Далее у нас будет картина замечательного пейзажиста и снова передвижника, весьма требовательного к себе и зачастую, на мой взгляд, излишне критичного по отношению к своему таланту. Если вы читали мои статьи регулярно, то наверняка уже догадались, что речь идет об Андрее Николаевиче Шильдере.
И даже то, что вскоре после смены веков ему присудят звание академика пейзажной живописи, не изменило его отношения к себе. Впрочем, мне представляется, что это достаточно спорный вопрос - должен ли творец сомневаться в своих силах, критически осматривая свои достижения или должен быть уверенным в себе и незыблемым как Шишкин, который "врос в землю и крепко стоял на своих мужицких ногах", по меткому выражению Якова Минченкова.
О следующем художнике я тоже уже успел вам рассказать подробно, если вдруг вы пропустили давнишнюю мою статью, то рекомендую ознакомится, при желании, конечно:
На этом пейзаже Ивана Августовича Вельца мы видим не только редеющую к опушке чащу елового леса, но и замечательных представителей "царства грибов", как их принято называть в биологии. Заядлых грибников (коим я тоже являюсь, кстати говоря) эта картина наверняка порадует больше всех остальных.
И закончим единственной (на сегодня) "осенней" работой пейзажиста, пейзажи которого регулярно появляются в моих публикациях. Речь идет о Станиславе Юлиановиче Жуковском.
В принципе неудивительно, что именно его работа показывает нам золотую осень - ведь как я вам уже однажды поведал, более всего Жуковский любил "фиксировать" на своих полотнах не летние времена года, приговаривая "самое интенсивное наслаждение природой для меня кончается в мае".
Надеюсь, вам было приятно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.