Найти в Дзене
История живописи

Опушки леса на картинах русских художников

Наверное, спустя еще какое-то время и это слово постепенно отойдет в раздел устаревших, как и многие другие его синонимы, которые можно прочесть, например, в словаре Даля "улесок, взлесок, облесье". Думаю, что большинство из вас знают (или интуитивно догадываются), что речь идет о крае леса, когда он переходит в "другой тип растительности", то есть поле, луг, болото и тому подобное. Так что именно такие пейзажи мы с вами сегодня и рассмотрим подробнее в этой статье.

Начать, конечно, нужно с "царя леса", а как же может быть иначе? В творческом наследии Ивана Ивановича Шишкина подобных картин, естественно, немало, так что есть из чего выбрать, но сегодня я остановился на данных работах:

"Опушка леса", И.И. Шишкин, 1870-е. Художественный музей, Череповец.
"Опушка леса", И.И. Шишкин, 1870-е. Художественный музей, Череповец.
"Опушка леса", И.И. Шишкин, 1884. Национальная галерея Армении, Ереван.
"Опушка леса", И.И. Шишкин, 1884. Национальная галерея Армении, Ереван.
"Опушка соснового леса", И.И. Шишкин.
"Опушка соснового леса", И.И. Шишкин.

Кстати говоря, возвращаясь к ныне позабытым терминам, на последней картине изображено так называемое "подборье", именно так называли опушку соснового леса в Архангельской губернии, да и сейчас это слово можно услышать от жителей тех мест.

Далее продолжим академическими картинами, написанными приблизительно в одно и тоже время. Первая принадлежит барону Михаилу Константиновичу Клодту, который несмотря на свое аристократическое происхождение был активным участником Товарищества передвижников и даже одним из его членов-учредителей.

"Опушка леса", М.К. Клодт, 1870-е. Частное собрание.
"Опушка леса", М.К. Клодт, 1870-е. Частное собрание.

Но так было не до самой его смерти (как это вообще частенько бывало у передвижников), а только до его серьезного разлада с Архипом Куинджи, как вы помните, если читали одну из моих статей (а если нет, то рекомендую прочитать, история любопытная):

О втором художнике я тоже вам уже рассказывал подробно, а, если быть точным, нам о нем подробно рассказал Константин Коровин, оставивший о Льве Львовиче Каменеве весьма интересные воспоминания.

"Пруд на опушке леса", Л.Л. Каменев, 1870-е. Частное собрание.
"Пруд на опушке леса", Л.Л. Каменев, 1870-е. Частное собрание.

Каменев тоже был одним из активных передвижников, хотя под конец своей жизни он и удалился в Саввинскую слободу и в выставках Товарищества практически не участвовал.

Далее у нас будет картина замечательного пейзажиста и снова передвижника, весьма требовательного к себе и зачастую, на мой взгляд, излишне критичного по отношению к своему таланту. Если вы читали мои статьи регулярно, то наверняка уже догадались, что речь идет об Андрее Николаевиче Шильдере.

"Опушка", А.Н. Шильдер, 1896. Частное собрание.
"Опушка", А.Н. Шильдер, 1896. Частное собрание.

И даже то, что вскоре после смены веков ему присудят звание академика пейзажной живописи, не изменило его отношения к себе. Впрочем, мне представляется, что это достаточно спорный вопрос - должен ли творец сомневаться в своих силах, критически осматривая свои достижения или должен быть уверенным в себе и незыблемым как Шишкин, который "врос в землю и крепко стоял на своих мужицких ногах", по меткому выражению Якова Минченкова.

О следующем художнике я тоже уже успел вам рассказать подробно, если вдруг вы пропустили давнишнюю мою статью, то рекомендую ознакомится, при желании, конечно:

"Опушка елового леса", И.А. Вельц, 1906. Частное собрание.
"Опушка елового леса", И.А. Вельц, 1906. Частное собрание.

На этом пейзаже Ивана Августовича Вельца мы видим не только редеющую к опушке чащу елового леса, но и замечательных представителей "царства грибов", как их принято называть в биологии. Заядлых грибников (коим я тоже являюсь, кстати говоря) эта картина наверняка порадует больше всех остальных.

И закончим единственной (на сегодня) "осенней" работой пейзажиста, пейзажи которого регулярно появляются в моих публикациях. Речь идет о Станиславе Юлиановиче Жуковском.

"Опушка березовой рощи", С.Ю. Жуковский. Ростовский музей изобразительных искусств.
"Опушка березовой рощи", С.Ю. Жуковский. Ростовский музей изобразительных искусств.

В принципе неудивительно, что именно его работа показывает нам золотую осень - ведь как я вам уже однажды поведал, более всего Жуковский любил "фиксировать" на своих полотнах не летние времена года, приговаривая "самое интенсивное наслаждение природой для меня кончается в мае".

Надеюсь, вам было приятно рассматривать эти полотна вместе со мной сегодня. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть мнение, которым вы хотите поделиться - пишите в комментариях.