Фильм начинает сцена с открытием туннеля в горе, знаковым в ней является поранившийся чиновник, который пугается своей крови, но в будущем подобные ему утопят в этой крови свой народ без малейших угрызений совести. А инструмент для этого приносит на красной подушке сам народ в лице маленькой девочки.
Далее нам показывают ситуацию в стране. Одна половина населения пьёт, другая бежит из страны. Бытовой национализм. Государственной валюты нет, вместо нее набор европейских. К официальной власти не доверия - "Расстели эту газету на земле, встань на колени перед ней и читай". Потом видим ситуацию в армии, за убийство сослуживцев никакого наказания, расстрел мирного населения, сжигание деревень.
В итоге отряд главных героев попадает в засаду и вынужден отступить в туннель. На этом и будет строится дальнейший сюжет. Персонажи попадают в замкнутое пространство, и по мере нахождения там раскрываются их характер и предыстория. Изначально можно увидеть концепт истории, который будто уже где-то был - интеллигент, шутник-наркоман, бывалый вояка, вор в прошлом, репортерша из "союзного" блока, который позже разбомбит соседнюю страну, и главный герой, который отражает в себе все смятение разваливающегося государства. Но несмотря на то, что на каждого раскрытие каждого героя уходит не более 5 минут, от этого они не представляются менее живыми и настоящими.
Безликий враг испытывает их человеческие качества во время всего их пребывания в пещере. Безликий потому, что врага ни разу не показывает в лицо. Героям противостоят облики, тени и голос из рации, который издевательски кличет их четниками. Безликий еще и потому, что отражает в себе самих героев, они воюют сами с собой. И герои не проходят эти испытания - они ломаются, поддаются провокациям, поочерёдно кончая жизнь самоубийством. Их сводит с ума не жестокость противника и ужасы войны, они сами потворники подобного. Их сводит с ума то, что они уничтожают свой народ, таких же людей как и они сами. Когда маска расчеловеченного пропагандой "врага" спадает, узники пещеры не могут выдержать осознания родной крови на своих руках. Но ненависть от этого никуда не исчезла, зловещий образ боснийца-муслима только крепчает в безумных головах сербов, угроза всему православному миру должна быть уничтожена любой ценой.
Фильм переполнен критикой войны, высказываниями о ее бессмысленности, об ужасе братоубийства - "Война выявляет самые плохие и самые хорошие качества человека. Скажи, что в нас хорошего?" и тд. Лента впринципе переполнена запоминающимися фразами и кадрами , художественными решениями, сценарием ходами. Тут вам и падение интеллигенции и исповедь наркомана, и сравнение чести вора с честью капитана государственной службы, обмен анекдотами между враждущими сторонами.
Лучшее что есть в фильме - это наглядное пособие по развязыванию гражданской войны на почве национализма и ксенофобии. Все как по рецепту: нужны политики, которые дадут свободу националистическим веяниям, бравые генералы, не гнушающиеся убийством мирного населения, и вплетение религий в бойню, чтобы сделать войну священной и конфессиальной, ведь так потомки не осудят. В картине как и на деле практически у каждого есть родственник или знакомый на стороне врага. В фильме есть и виновники этой бойни - самый что ни на есть правящий класс, сосредоточивший в своих руках капитал. "Раньше вы трахали лучших баб, ездили на лимузинах, а когда прижало заговорили о чести и доблести" (Универсальная, кстати, фраза, описывающая каждого политика на планете). Брат убивает брата, разжигая ещё большую ненависть, и эта цепная самподдерживающаяся реакция уничтожает целую страну.
Кому же нужны такие жертвы? Политикам, который пользуются агрессивные настроениями народа, чтобы заполучить власть над их действиями, ведь разьяренным, готовым убивать любого другого "чужого" народом гораздо легче управлять. Достаточно только дать волю и снять ответственность с себя. Такие войны самые действенные, чтобы устроить хаос в той или иной многонациональной стране и происходят постоянно. Поддерживают этот огонь со стороны (Украина, Сирия, Ирак, Югославия, Афганистан, Чечня, Корея, Вьетнам) или он разгорается самостоятельно (Босния, Герцеговина), он всегда приводит к одному результату - страна откатывается на десятилетие назад и выходит из экономической гонки. (Югославию после развала Союза называли одной из самых перспективных в экономике, Ирак и Сирия - нефть). Ведь дело не в стране и не в людях, как убеждают в эфирах госканалов, а в ресурсах и потенциальном богатстве, которые может предоставить государство. Кто-то заработает на вооружении, кто-то на восстановлении разрушенного, кто-то сможет выйти на новый рынок сбыта, а кто-то поднимет рейтинги и доверие народа.
И пока такие фильмы как этот пропадают в пучине забвения, мы все больше будем верить в то, что война может начаться из-за альтруизма безвозмездно очистить другую страну от нацизма и фашизма, из-за стремления помочь какой-то стране установить демократию, и чтобы не дать отнять у православного (исламского, католического, протестантского) народа веру их отцов.
"Вот красивые деревни красиво горят, а уродливые и горят уродливо"
Но деревни то одинаковые...