Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне. 2 июня 2002 года.
Сегодняшнее воскресенье называется неделей о самаряныне, потому что читается Евангелие от Иоанна, отрывок из четвёртой главы, где повествуется о том, как Господь проходил город, называемый, как сказано в Евангелии, Сихарь. Может быть, это какое-то местное название, потому что множество исследователей считают, что это был город Сихем, но это не так уж и важно. Такие реалии, как одежда, монеты, меры веса, географические понятия, время, какую-то роль, конечно играют, но очень незначительную, потому что это всё преходящее. Горы меняют свою конфигурацию, реки меняют свои русла, климат так же непостоянен, даже на протяжении жизни одного человека бывает, оазис в пустыню превращается и прочее. Духовные же вещи вечные, незыблемые. Почему это так? Это связано с тем, что, хотя есть и отрицательная духовность, мы её так называем в кавычках, но истинная духовность связна с Богом. Бог есть Дух, поэтому духовное – это то, что непосредственно имеет отношение к Богу, причём к единому и истинному Богу.
Люди веруют во всяких дурацких богов, часто сами сочиняют, часто пользуются услугами дьявола. Дьявол внушает, и человек этому внушению верит, как откровению Божию. Дальше он думает, что исполняет волю Божию, а на самом деле служит непосредственно дьяволу. Господь однажды в Евангелии сказал, что придёт время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу (Ин. 16, 2).
У нас даже в Николо-Заяицком храме был такой случай. Cреди штукатуров попался один мусульманин. Не то, что мусульманин, конечно, такой же мусульманин, как мы в большинстве православные, честное слово. Он залез на леса и выцарапал глаза на изображении Христа Спасителя. Истинный мусульманин не стал бы этого делать, потому что Коран почитает пророка Иисуса. Историки даже говорят, что на Софии Константинопольской, когда она была обращена в мечеть, крест стоял чуть ли не до XIII века, даже позже. Вот подлинное отношение мусульман к святыне. Раз это место свято, никогда, как большевики, храмы не уничтожали. Только в случае военных действий, а специально – нет. Почему? Потому что считалось, что это место святое, и его обращали в мечеть, но никак не надругаться, осквернить тем более. Так предписывает вероучение. Происходит это от невежества, даже в той религии, которую как бы человек исповедует. Ну а кем может быть внушена такая мысль? Это же религиозный акт. Почему мы говорим, что коммунизм – это есть религия? Ну если Бога нет, зачем храмы уничтожать? Ну нет и нет, живи себе спокойно, пей пиво, ешь хлеб. Зачем взрывать-то? Раз взрывать, значит ты имеешь к этому какое-то отношение негативное, ты таким образом его выражаешь. Ты с этим каким-то образом борешься, выражаешь свою ненависть. Ну если Бога нет, ты Кого ненавидишь, пустое место? Нет, не пустое место. Это косвенное признание веры, только искажённое таким восприятием неправильным. Очень часто дьявол внушает людям всякие мысли. Они по своему неразумению, потому что не чувствуют духовный мир, перестают чувствовать, что такое есть добро и зло, попадаются в такую тяжёлую ловушку. Человек может думать, что он делает что-то хорошее, допустим, хочет надругаться над святыней враждебной ему веры. Человек совершает вот такой религиозный акт, который противоречит даже собственной вере, оказывается. Не понятно, кому от этого радостно. Ни реставраторам, ни верующим, никому, только одному дьяволу. Даже Мухаммед, наверное, в гробу своём переворачивается от таких совершенно чудовищных актов. Никакого благочестия в этом нет, просто сердце исполнено злобой, таким образом она выражается. Это, безусловно, дьявольская работа.
Поэтому большинство людей не следуют за истиной, следуют каким-то самым странным предрассудкам, сочиняют какой-то себе образ мысли, поведения собственной умственной деятельностью в соответствии с какими-то слухами, сплетнями, мнениями других людей, часто совсем не авторитетными. “Мне одна бабушка на пороге церкви сказала”. А что, эта бабушка доктор богословских наук, что ли? Или она окончила хоть самую паршивенькую семинарию? На каком основании ты какой-то бабушке веришь? Она хоть восемь классов окончила, показала тебе свидетельство об окончании воскресной школы? Ну почему мнение какой-то бабушки для тебя авторитетно? А если бы эта бабушка сказала: “Пакет молока вылей, а сам пакет съешь, тогда выздоровеешь”. Ты тоже так будешь делать? Ну хотя бы прикинь, ведь то, что она говорит, это же абсолютная чушь. Почему человек верит? Потому что мы грешные люди, у нас ум поражён страстями, как болезнью. Поэтому всякую такую ахинею он очень легко воспринимает. “Вы знаете, мне приснилось...” Ну хорошо, перевернись на другой бок и спи дальше. Если никак не засыпаешь, прими полтаблеточки и спи. “Вы знаете, мне бабушка приснилась”. А мне вчера зелёный крокодил вот такой, что же из этого следует? Человека охватывает мистический ужас, надо что-то делать. Хорошо ещё, что в церковь пришёл, может быть, его здесь успокоят и образумят, а может, он обратится к очередной бабушке, потому что дедушки в большинстве своём, как правило, уже умерли от пьянства, поэтому обратиться к дедушке затруднительно. А у бабушек продолжительность жизни на двенадцать лет больше, поэтому они всегда вроде как под рукой. Тут, к сожалению, бывают вот такие ошибки, иногда очень трагические, потому что дьявол пользуется таким душевным состоянием испуга человека, и в этом состоянии человек бывает очень внушаем. У людей бывают такие пограничные состояния, что он вводит сам себя в состояние истерии, депрессии и других страшных вещей, которые уже без медикаментов никак нельзя остановить. Это, конечно, весьма и весьма печально.
Вот Господь пришёл в этот город. Он по рождению Своему и воспитанию был правоверный иудей и Сам сказал, что пришёл не нарушать закон, но исполнить (см. Мф. 5, 17). У нас сейчас “исполнить” в русском языке стало иметь значение, как “выполнить”. Тогда, когда совершался этот перевод, тогда ещё было ближе к славянскому, поэтому “исполнить” было в значении “наполнить”. Господь даже приводил такую притчу о мехах, наполненных вином (см. Мф. 9, 17), то есть Он пришёл чтобы наполнить Ветхий Завет новым, но уже духовном содержанием. В Ветхом Завете, кто читал, там духовного практически ничего нет. Это очень религия материалистическая, которая регулирует правилами жизнь человека. Почему так? Понятно, что на протяжении не одной тысячи лет, которые прошли со времён Адама до Авраама и до Моисея, человек весьма одичал и свою духовность полностью утратил. Об этом говорит этот языческий мир, в котором человек жил. Безумие людей дошло до того, что начали люди повсеместно приносить своим выдуманным, высосанным из пальца богам человеческие жертвы.
Представьте себе, Господь говорит: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет (Мф. 12, 25). Практически каждый народ, живущий на земле в то время, вёл гражданскую войну против самого себя. Как и сейчас каждый европейский народ – русский народ, как всегда, впереди планеты всей – тоже ведёт гражданскую войну, причём более масштабную, чем тогда в двадцатых годах. Восемь миллионов детей матери с помощью отцов и врачей убивают в своей утробе. Несмотря на то, что не хватает ни рабочих рук, ни мозгов, солдат даже не хватает. Не только европейский, но и канадский народ, и американский народ, и любой другой. Даже ирландский народ, где это запрещено. Просто женщина уезжает в Англию и там приканчивает своего ребёночка. Ну может это устоять? Ну конечно, нет. Конечно, это всё рухнет, потому что, наоборот, надо стараться, чтобы как можно больше было детей, чтобы они были здоровые, все силы бросать на их воспитание, на их физическое, умственное, духовное, интеллектуальное и культурное развитие. Тогда да, в условиях такой конкуренции можно ещё как-то прожить. А если самих себя уничтожать, тем более именно в младенчестве, когда ещё не понятно, это Менделеев, Суворов, Бетховен или ещё кто-нибудь? Ещё не понятно, каких гениев уничтожают.
Тогда в тех условиях была такая совершенно дикая ситуация. Конечно, человечество погибло бы, но Богу было его жалко, поэтому Он нашёл одного человека, Авраама, который ещё веровал, у него остались остатки веры в единого Бога. Хотя Авраам тоже жертвы Богу приносил, но не человеческие. В то же время, когда Бог, чтобы его испытать, повелел ему в жертву собственного сына принести, Авраам ничуть не засомневался, пошёл приносить Исаака в жертву. Если бы Господь его не остановил, он бы его прикончил. Почему? Потому что он был ещё человек дикий, потому что вокруг все так делали. Раз Бог мне повелевает, я не могу Его ослушаться. Вместо того чтобы задуматься, а что это за Бог, Который заставляет меня убивать собственных детей? Господь знал, что он не может даже задаться таким вопросом. Когда Господь его остановил, он ещё крепче уверовал в Него. И это нужно было Богу, чтобы из этого человека создать народ, жизнь которого Он будет регламентировать даже в мелочах: вот это ешь, вот это не ешь, туда ходи, туда не ходи, это делай, так не делай. Всё обсыпать правилами, чтобы воспитать, довести до взрослого состояния.
Вот это состояние пришло. На выращивание этого состояния было потрачено полторы тысячи лет, чтобы научить народ не воровать, не прелюбодействовать, почитать отца с матерью, еженедельно посвящать один день Богу, приобщить его к Храму, научить поститься, научить отдавать часть своего имения на Божественное. Полторы тысячи лет, а уже потом пришёл Христос, чтобы эту подготовленную чашу наполнить духовным содержанием. До этого никакой духовной жизни тут не было, это просто чтобы сохранить этот народ живым, чтобы из него пришёл Христос Спаситель для всех остальных. Конечно, в этом воспитании были издержки, потому что когда разумные мама или папа хотят воспитать своего ребёнка, они говорят: “Ты знаешь, ты с этим мальчиком дружи, а с этим не дружи”. Почему? Они вынуждены говорить, что тот мальчик поступает нехорошо. Кто менее разумный, говорят: “Тот мальчик плохой, а ты с этим дружи, он хороший”. Хотя так нельзя о человеке говорить, но тут для краткости. Этот плохой потом может превзойти хорошего. Человек привыкает к осуждению, поэтому в этом народе развилось такое чувство превосходства, что все остальные вокруг – это вообще не люди, что на самом деле было близко к истине. Ну разве можно назвать человеком того, кто убивает собственных детей не для самозащиты? Я понимаю, пьяный сыночек с топором – случайно выстрелил и убил. А тут совсем невинный ребёнок, за что его убивать? Чтобы жить немножко полегче, чтобы он не занял жилплощадь, чтобы он дал закончить институт, чтобы он не помешал очередному новому роману, чтобы не объел, потому что нужно ежемесячно тридцать рублей тратить на детское питание. Практически его съедают, потому что проблема в том, что он отнимет денежный эквивалент, на который я могу себе серьги купить, косметику, чаще ходить в кинотеатр. Он орёт всё время, ему что-то надо, его подмывать надо, кормить. От него жизни нет. Я жить хочу полной жизнью, а он мешает. Конечно, условно вроде человек двуногий, разумный, сердце у него есть и лёгкие, а всё-таки немножечко не то.
Народ, потомки Авраама, жили не так. Конечно, были грехи, всё было, но в меньшем масштабе. Всё упирается в масштаб. Всегда говорят, что раньше все были верующие, но также была и каторга, и кандалы. Нет, частота преступлений была меньше. Пили всегда, конечно, но на душу населения сейчас выпивается каждым человеком от младенца до старика в пятнадцать раз больше, чем в 1913 году. Да, пили всегда, но представьте себе, выпить бутылку или тринадцать бутылок. Серьёзная разница, не всякий организм это выдержит. А это же распределяется по всем – и по младенцам, и по старикам, и по женщинам, которые пьют меньше, значит на остальных приходится в двадцать раз больше, в тридцать раз больше. Конечно, человек от этого обезумеет, с ума сходит буквально. И вот Господь сохранил единственный народ и хотел восполнить. Вот Он пришёл, не воспринимают Его слово, не понимают даже, почему Он пошёл через Самарию, ведь иудеи с самарянами не общались (см. Ин. 4, 9). Самаряне тоже хоть и веровали в единого Бога, но у них были какие-то свои обряды, они были наполовину язычниками. Нормальный иудей был воспитан, не так, как мы. Мы-то вроде и православный народ, но когда в доме покойник, поминки ахинейные, то водку хлебушком накрывают, ставят для покойника. Он что, придёт сейчас рюмку махнёт? Это же язычество. Среди иудеев представить невозможно, что какой-то языческий обряд выполнялся. Как в египетской пирамиде находят остатки пищи для мумии, чтобы она встала, вечерком или с утра поела и опять замоталась и легла. И это люди серьёзные, которые книги читают, иероглифы пишут, историю сочиняют, летописи на камне выбивают, имеют рабов до миллиона человек, строят гигантские сооружения, и вот они верят в эту чепуху, что человек встанет, поест и ему там на том свете будет лучше. Вот я сейчас куличика покрошу, птички поклюют, они полетят, и там покойничек поест. Вот как в этот бред человек может верить? Такое сознание странное – чем бредовей, тем лучше, тем человеку проще. Когда касается подлинной истины, человек сразу скучнеет, мрачнеет, начинает зевать, и это всё становится неинтересным. Опять же почему? По испорченности восприятия.
Господь ничтоже сумняшеся пошёл через Самарию. Апостолы, конечно, смутились, потому что их так с детства приучали, что этой помойки лучше не касаться. Самарянина увидишь – это вообще страшный человек. Поэтому Господь для притчи и избрал милосердного самарянина (см. Лк. 10, 30-35). Два иудея прошли, причём не просто иудеи, а иудеи из иудеев – один священник, другой левит, то есть люди, имеющие отношение к Храму, прошли мимо израненного, а самарянин помог. Истинная духовность в этом выражается. Не в том, что человек какие-то правила выполняет, хотя правила святые, правильные, их никто не отрицает, а в том, что он видит, что человек нуждается, наклонился, промыл ему раны, посадил на своё животное, отвёз, заплатил за него и сказал: “Ничего, пусть он живёт и выздоравливает. Трать, я вернусь, тебе ещё дам”. Вот что такое подлинное христианство. Ветхий Завет до этого никак не дотягивает, поэтому им было не понятно, почему Христос идёт через Самарию. А Он уже, конечно, предвидел, что повстречает эту грешную женщину, которая была простая. Почему так утверждается? Женщины не простые тоже могут иметь по пять мужей, даже по пятьдесят, у них к этому возможностей больше материальных. А потому что она сама ходит за водой. Женщина не простая ходить за водой не будет, за неё будут другие ходить. Она так устроит непросто всё. А эта идёт сама. Вот Господь с ней говорит о самых высших откровениях духовной жизни, очень подробно, очень внимательно, таким образом, что эта беседа была апостолами очень в уме зафиксирована, а Иоанн Богослов её изложил для нашего назидания во веки веков.
Хорошо бы ещё домой прийти и ещё раз её отдельно почитать, каждое слово. Что же в этом самое важное, в чём тут восполнение вот этого Ветхого Завета? В том, что всякая материальная жизнь наша, к сожалению, имеет такое свойство, что заканчивается. Чего бы мы в этой жизни не достигли, всё это на том свете не понадобится, а жизнь очень короткая. Почему же человек этой бессмыслицей занимается, стремится чего-то достичь в жизни внешнего, что-то приобрести, причём часто во что бы то ни стало? Некоторые из-за этого даже других людей убивают или, как сейчас модно говорить, подставляют под что-то дурное, грабят друг друга, приносят разные неприятности. Всё равно умрёшь. Даже в этой жизни замечено, что неправедно нажитое впрок не идёт. Почему же люди стремятся? Опять же, потому же, это такая простая вещь, которая очевидна для всех. Среди богатых людей дураки редко встречаются, чтобы заработать много денег, нужно умишком, конечно, очень быстро располагать, подсуетиться надо насчёт денежек. Без этого не получится. А почему же так? Потому что ум опять искажён страстями. Очень хочется вот этого всего, что, во-первых, грешно, во-вторых, и плохо, и временно, поэтому истина ускользает.
Господь ей говорит: вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14). Вот это есть благодать Духа Святаго. Если человек приобретёт благодать Святаго Духа, будет жить ею, то не понадобятся никакие суррогаты. Все мы знаем по своему опыту, что не бывает денег вдосталь, не бывает земли вдосталь. Всегда люди друг другом недовольны, всегда что-то между ними происходит. Есть один пиджак, хорошо бы и другой, хорошо бы и третий. Все любят подарки. Даже когда вещь совершенно не нужна, а всё равно человеку приятно, потому что стяжать – это есть наше свойство. У каждого из нас дом захламлён избыточно теми вещами, которые совершенно не нужны. Более того, когда они понадобятся, они будут забыты. Если начать переезжать, то выяснится, что там кубометры всяких вещей, которые никогда не будут востребованы, но их всё равно не выбрасывают. Почему? А потому что жалко. Каждый человек, когда умирает, от него остаётся столько вещей, которые иначе как барахлом не назвать. В могилу фараона хоть что-то клали, сейчас-то вообще ничего не кладут, хотя некоторые норовят что-то в гроб положить, передать туда. Причём думают передать на небо, хотя хоронят в землю. Это никак неистребимо. А если духовное приобрести, то это вечное, причём духовное в любом плане — и в Божественном, и в дьявольском. Если человек приобрёл Божественную доброту, она с ним остаётся вечно. А если человек приобрёл бесовскую злобу, она с ним тоже остаётся вечно. Вот ты умер завистливым, вот так завистью и будешь мучиться всегда. Пока ты живёшь здесь, ты можешь ещё как-то зависть победить, а когда ты умер, уже всё, все возможности исчерпаны. Поэтому, если у тебя много барахла, ты любишь его, и умер, будешь лежать там, в гробу, и переживать за своё барахло, а что там с ним делают наследнички. Не волнуйся, всё выбросили. А тебе будет обидно. Сколько я ни в коем случае не разрешал это выбрасывать, а теперь уже всё. И всё это будет известно, всё на сердце будет ложиться. Поэтому Господь так премудро устроил, что человек к старости приобретает опыт жизненный, он меньше привязан, очень много уже друзей отошли в мир иной. Часто он чувствует, что особо он никому не нужен тут, даже и мешает. Даже предлагает какие-то свои услуги, а ему говорят: “Что там с тебя взять, у тебя уже руки трясутся и глаза плохо видят. Ты уже сиди там, не мешай”. Человеку очень трудно, он вздыхает, говорит: “Ну уж скорей бы прибраться на тот свет”. Так премудро, чтобы ничего здесь не привязывало, чтобы душа была от всего свободна. Эту душу надо освобождать не просто привитием развития в себе равнодушия ко всему земному, нет. Должно замещаться благодатной жизнью.
Вот об этом Господь говорил с этой женщиной иносказательно, а потом прямо. Она это всё восприняла и соседям своим рассказала, какого она встретила человека. Она не столько умом, сколько душой убедилась в истинности Его слов. Вот и каждому из нас нужно душой убедиться в истинности слов Иисуса Христа, для того чтобы насколько возможно нам в данный момент нашего развития (потому что завтра может быть всё по-другому с нами), постараться сделать вот эти необходимые шаги в направлении к духовной жизни. Помоги нам в этом, Господи!
Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.
https://www.dimitrysmirnov.ru/blog/donation/