Найти тему
Евгений Орлов

Навигация Брандта.

Не в тридевятом царстве, не в заморском государстве, а в стране победившего социализма, развитОго, или точнее, даже постразвитого, ввели талоны на продукты. Было время, в правление царя Михал Сергеича, прозванного в народе Меченым, когда все товары продавались по талонам. Были, например, специальные талоны на мыло или на масло. Бензин в стране, мировом поставщике углеводородов, был в хроническом дефиците. Носки и ботинки, колбаса и сосиски, сахар и мука — буквально всё отоваривалось по талонам. В той действительности, чтоб соответствовать нормам потребления, которые определила партия — руководящая и направляющая сила советского общества — граждане отоваривали талоны или впрок, или совсем им не нужные, порой даже вредные.

Весенняя экзаменационная пора. На завтра экзамен по навигации, а по роте слух разнёсся, что в “Трёх ступеньках” водку “выбросили”. То бишь отоваривают талоны за два последних месяца. Кто не успел, тот опоздал и “прощёлкал” — смекнули двое курсантов, недавно отгулявшие собственные свадьбы, Саня и Вовка. Ответственность за созданную ячейку общества — не иначе, диктовала необходимость принятия срочных мер для обеспечения семейного изобилия и достатка. Посему, презрев всякий риск, друзья отправились к “Трём ступенькам” штурмовать очередь в пол квартала длиной. Сомневаюсь, что это был санкционированный увал, скорее всего, самоход. И ещё больше сомневаюсь, чтоб они пошли в винный перед экзаменом, если б не тот повальный, во многом искусственный дефицит. Потому как навигацию они уважали всемерно. Равным образом предельно уважали и преподавателя данного предмета Брандта Романа Борисовича.

Несколько часов в веренице жаждущих. Наконец толчея очереди выбросила двух приятелей из магазина наружу, на улицу капитана Егорова. Две поллитровки безкозырки с зелёной этикеткой, как драгоценный трофей в руках. Та самая андроповка, по горбачёвской только цене, после нескольких её повышений.

Фотография из интернета иллюстрирует "достижения" антиалкогольной кампании Горбачёва. Те самые "Три ступени" в Мурманске.
Фотография из интернета иллюстрирует "достижения" антиалкогольной кампании Горбачёва. Те самые "Три ступени" в Мурманске.

Теперь дефицитный алкоголь предстояло отнести домой к Саниной супруге и сохранить его до ближайшего праздника. Хотя бы до окончания сессии. Но вышло иначе. Обозначенной особы, звалась она Татьяной, дома не оказалось. Друзья, постояв перед закрытой дверью и прикинув, что нести водку в Систему уж совсем глупо, двинули на восток, в сопки. Метров на сто углубились в мурманский лес, в основном состоящий из низкорослых берёзок. Опорожнили одну бутылку. Следом за первой как-то незаметно прикончили и вторую. Скорый и фееричный улёт в нирвану был обеспечен. Сон на свежем воздухе, сигарета на предрассветном морозце, бодрая пешая прогулка восвояси создали условия для ускоренного возврата к реальностям бытия.

И вот Саня и Володя на экзамене. В руках по-штурмански остро отточенные карандаши. Решают расчётно-графическое задание. Интерполируют по таблице девиации; исходя из заданных: поправки гирокомпаса, ветрового дрейфа, сноса приливо-отливными течениями нанесли счислимую точку. Определили место судна по двум горизонтальным углам, измеренным секстаном, и указали его на карте с помощью протрактора. Из обсервованной точки изменили курс, не забыв про дрейф, течение и поправки. Плавание по счислению, учитывая разность отсчётов лага и поправки оного. Привязка к берегу по двум пеленгам и через полтора часа плавания — крюйс-пеленг. Разность времён по сигналам поверхностных радиоволн 30936 микросекунд, определились с помощью радионавигационной системы “Лоран-С”. По ортодромическим курсовым углам на радиомаяки Склина и Бухольмроса рассчитали направления касательных к изоазимутам. Определили конечные координаты и невязки счисления. Легли в дрейф… Оба красные перевели дух, ибо с прокладкой справились!

Впереди беседа с преподавателем. Дыша в себя, подошли к столу.

— Молодцы, орлы! Старались во время семестра! Ну-кась, расшифруйте мне характеристики маяка, — палец Романа Борисовича указал на первый попавшийся на карте маяк Бухольмроса.

— Высота маяка…, дальность видимости его белого сектора 19 миль, красного — 16 и зелёного…, — начинает Саня. В его голове молнией проносится вопрос: “Что это за "racon B"?”

— Передатчик-приёмник, который срабатывает от сигнала радара и автоматически возвращает радару-излучателю свой отличительный сигнал “В”, тире три точки! — подхватывает Вовка. Саня восторженно глядит на своего просветлённого друга.

— Так, дальше, — экзаменатор явно доволен ответом.

— Затмевающийся, шесть сек период…

— А в чём отличие огня затмевающегося от проблескового или изофазного, к примеру?

Очередь Сани подхватить инициативу и дополнить ответ друга.

— Ладно, Хорошо.

Воодушевлённые успехом друзья теперь даже слегка расстроились четвёркам.

— Учли погрешности, девиацию, поправки, сносы и дрейфы. Вроде ничего не забыли?

— Почему четыРРе? Так хоРРошо отстРРелялись! АккуРРат пятёРРка! — вмешался было Витаха со своего места, перекатывая "р" на  французский лад.

— А знаете, как лягушка прыгает? — спросил Роман Борисович. И тут же продемонстрировал — как. Два пальца: указательный и средний циркулем, а между ними большой палец — прыг! Этим недвусмысленным жестом — фигой — поставил точку в словопрениях. Понизив голос, чтоб другие не слышали, лично для Владимира и Александра добавил: "А про
частный случай практики судовождения забыли! Поправкой на это самое, — и щёлкнул пальцами у горла, — пренебрегли! Смотрите мне, как бы не привело к катастрофе!"

В кубаре, после, все делились острыми впечатлениями от экзамена. Ломали головы: какой это
особый случай практики упомянул Брандт? Коллективный разум второго отделения второй группы всё-таки осилил эту загадку. А вдруг это намёк на мудрость капитана Врунгеля? Кстати, тоже преподавателя навигацких наук, коллеги, стало быть, Брандта. Кто-то зачитал длинную цитату из книжки писателя Андрея Некрасова. 

"Ну, тогда я все понял: в моей каюте, по левому борту, осталась не закупоренная бутылка прекрасного рому. А у Лома редкий нюх на спиртное, и, понятно, его тянуло к бутылке. Это бывает.

А раз так — значит, дело поправимое. В некотором роде частный случай практики кораблевождения. Бывают такие случаи, не предусмотренные наукой. Я не стал даже раздумывать, спустился в каюту и незаметно перенес бутылку на правый борт. Нос у Лома потянулся, как компас за магнитом, судно послушно покатилось туда же, а два часа спустя «Беда» легла на прежний курс. Тогда я поставил бутылку впереди, у мачты, и Лом больше не сбивался с курса. Он вел «Беду», как по ниточке, и только один раз особенно жадно втянул воздух и спросил:

— А что, Христофор Бонифатьевич, не прибавить ли нам парусов?

Это было дельное предложение. Я согласился. «Беда» и до того шла неплохо, а тут полетела стрелой."

Брандт Роман Борисович. Снимок от 22 февраля 2019 года.
Брандт Роман Борисович. Снимок от 22 февраля 2019 года.

16 мая 2023 года.