Фрэнк Алджерон Каупервуд - герой романов Теодора Драйзера "Фининсист", "Титан", "Стоик", объединённых в "Трилогию желания".
Главный герой желал не только финансового успеха и общественного положения. Красивые женщины тоже были предметом его желаний. И этих красивых женщин у Каупервуда было много.
Очень интересно читать, как менялись требования и предпочтения мужчины к противоположному полу в разные периоды жизни.
Несмотря на все свои деловые качества, при выборе женщин Каупервуд руководствовался не разумом, а чувством.
Только начинающий свою финансовую карьеру расчётливый, твердый и умный молодой человек мог бы присмотреть себе невесту, выгодную как по материальному, так и по общественному положению. Пример - Паратов из "Бесприданницы" - "золотые прииски беру в приданое".
Но Фрэнк Алджерон Каупервуд это не Сергей Сергеевич Паратов, желающий поправить своё пошатнувшееся материальное положение за счёт некрасивой и нелюбимой жены.
Свой капитал герой романов Драйзера сделает сам, и он волен выбирать только любимых женщин. Может быть и зря.
Мне всегда казалось странным, что первой настоящей любовью Каупервуда стала безэмоциональная Лилиан Сэмпл. Для меня основная характеристика миссис Сэмпл - именно безэмоциональная.
Вторая характеристика, которая приходит на ум - обычная серая мышка. Не внешне - Драйзер называет Лилиан прелестной - внутренне. Как Фрэнк мог влюбиться в неумную, поверхностную женщину? Скидка только на возраст - ему было 19 лет, когда он познакомился с миссис Сэмпл. Но ведь он не разочаровался в ней и через несколько лет.
И вот Лилиан осталась вдовой. Фрэнк женился на ней, несмотря на то, что вся его семья считала его избранницу неподходящей партией для подающего огромные надежды молодого человека. Каупевуда редко интересовало чужое мнение, если оно шло вразрез с его желаниями. Такой мужчина может заинтересовать любую женщину, даже такую безмятежную, как Лилиан Сэмпл.
Интересно - как бы сложилась жизнь Лилиан, если бы не брак с Фрэнком? Наверное, лет через 5, где-нибудь в церкви или у общих знакомых, она познакомилась бы с немолодым вдовцом, возможно даже с детьми, вышла бы замуж и вела размеренную жизнь добропорядочной матери семейства. И, честно говоря, такая судьба была бы для неё самой подходящей.
Каупервуд подарил ей несколько лет яркой, незабываемой жизни. Только вряд ли первая миссис Каупервуд считала эту жизнь яркой и незабываемой. Даже светские приёмы в новом красивом доме не привлекали её. Она так и не понимала за какого человека вышла замуж, никогда не стремилась подняться до его уровня, даже не задумывалась об этом, потому что ей это было ненужно и недоступно.
Что ей было нужно и понятно?
Предсказуемый, пусть даже и не особо любимый, муж, проводящий с ней тихие спокойные вечера. Церковь по воскресениям, семейные обеды, хлопоты о детях, визиты к знакомым. Все внешние приличия соблюдены. Никаких страстей, никаких бурь. Спокойствие и безмятежность.
Вот только Фрэнку Каупервуду надо было совсем другое. Брак с Фрэнком был планкой выше уровня Лилиан.
Волею судьбы, попав в другую жизнь, Лилиан, со свойственной ей способностью плыть по течению, пыталась привыкнуть и приспособиться. Даже несмотря на своё несколько фальшивое уже положение, зная, что муж вскоре бросит её, она всё же навещала Фрэнка в тюрьме, стараясь до конца соблюсти приличия.
Думаю, что развод с мужем стал для неё своего рода избавлением от жизни с мужчиной, которого она так и не поняла, несмотря на многолетний брак.
Теперь она могла посвятить всю себя заботе о детях. Думается, что сочувствие общества, которое покинули Фрэнк и Эйлин, было тоже на стороне брошенной жены.
Но вот если бы Каупервуд приехал в Филадельфию именно с Лилиан, а не с Эйлин, то к ней лицемерное филадельфийское общество не было бы настроено также негативно, как к Эйлин.
Во-первых, она - законная жена. Она мать. Она - самоотверженная женщина, не бросившая мужа в сложный период его жизни. Да, не очень умна, да, не очень молода и уже не очень красива, но Лилиан - женщина с безупречным прошлым. На первых ролях в обществе она бы не была, возможно, к ней относились бы снисходительно, но не игнорировали бы так явно, как Эйлин. Возможно, что она даже нашла бы себе подходящих подруг, с которыми обсуждала все новости и сплетни.
Только вот Фрэнку Алджерону Куперу для нового этапа жизни нужна была другая женщина. К сожалению, следуя своему желанию, он снова выбрал спутницу не своего уровня.
Романы Теодора Драйзера из серии "Трилогия желания" никогда не были экранизированы. Читая книгу, обычно стараешься представить себе как мог бы выглядеть тот или иной герой.
В роли первой миссис Каупервуд, Лилиан, мне почему-то представлялась Наталья Белохвостикова. Так сложилось с тех пор, когда я впервые прочитала роман "Финансист". Может быть у моих уважаемых читателей будут другие ассоциации.