Найти тему
КиноПсихолог

Равнодушный Афоня – хороший человек, но никому от этого не легче

"Афоня" (реж. Г. Данелия, 1975)

Главный порок, в котором обвиняется герой фильма, Афанасий, это равнодушие.

– Знаешь, что в тебе самое плохое, Борщов? То, что ты равнодушный.
– Да? ну и что здесь плохого? Я равнодушный, Коля, вон, женой затюканный, вы – угрюмый. Все разные, ну и что?
– А вот где-то читал, Борщов, что не так страшны предатели или убийцы (потому что они могут только предать или убить), а страшны равнодушные. Это с их молчаливого согласия происходят все преступления.

Это, конечно, вопрос дискуссионный, однако сам Афоня от своего равнодушия не отказывается, из этого и будем исходить.

"Афоня", скриншот.
"Афоня", скриншот.

Равнодушие, прежде всего, проявляется в безразличии, безучастности, в отсутствии интереса, в пассивности по отношению к людям и событиям. Собственно, человек и не обязан проявлять участие или кем-то, чем-то интересоваться. Да, хорошо было бы, с точки зрения социума, но всё же не обязан.

Другое дело, что эта позиция распространяется человеком и на самого себя. Если присмотреться, как живет Афоня, то несложно заметить признаки хаоса, разрухи, беспорядка, необустроенности. А Борщову всё равно. К своей жизни он так же относится – безучастно, пассивно. Собственно, имеет право. Но всё-таки, зачем ему это?

"Афоня", скриншот.
"Афоня", скриншот.

Равнодушие вполне можно рассматривать, как защитный механизм психики. Люди, подсознательно решившие защитить себя от боли и новых психотравм, бывает, действительно становятся равнодушными. Равнодушие к себе, к своей жизни, позиция "я к вам не лезу и вы меня не трогайте" зачастую указывает на психологическую роль жертвы – она не живет, а так, существует, в не комфортных, но безопасных условиях.

На то, что Афанасий находится в этой роли, косвенно указывают и его пассии – первая преследователь, вторая, Катя – спасатель. Только жертва может привлечь в свою жизнь людей в таких ролях. Афоня искренне удивляется:

– Помочь... Ну почему это все мне хотят помочь? Вот я-то ни к кому не лезу!

Ну, во-первых, не все ему хотят помочь, а только "спасатели", а, во-вторых, жертве и не надо ни к кому лезть за помощью – она всем своим видом и образом жизни таких спасателей провоцирует и привлекает.

"Афоня", скриншот.
"Афоня", скриншот.

Жертва на многое идет ради своей сомнительной "безопасности". Собственно, и агрессивное поведение Афанасия – еще одна форма защиты. Чтобы не ранили, чтобы не причинили новую боль, лучше выпустить вокруг себя колючки. Отсюда и его хамоватость, и острословие, и балагурство.

"Афоня", скриншот.
"Афоня", скриншот.

Многие признаки указывают на то, что Афоня действительно жертва, человек, убегающий от боли и травмирующего опыта. Но что это был за опыт? Нам этого не показали, не рассказали. Если постараться "понять", войти в его положение, можно увидеть, что Афоня человек, скорее всего, даже хороший ("в принципе", как сказала Катя), но из-за своих психотравм это скрывающий.

Когда в жизни попадается вот такой "афоня", можно не сомневаться в том, что есть там что-то травмирующее в прошлом. Сильные защиты говорят лучше всяких слов. Но... кому от этого понимания легче? Людям, которых он обманывает, использует, которыми он пренебрегает?

"Афоня", скриншот.
"Афоня", скриншот.

Спасателю-то что? Спасатель как раз живет надеждой на то, что хороший человек "внутри" победит колючего ежика "снаружи" – надо только окружить его заботой и любовью, верой в него и терпением. А если человек не находится в позиции спасателя? Не всё ли равно, облапошили тебя из злого умысла или из психологической защиты?

Прошлое многое объясняет в человеке, но не оправдывает. Взрослый человек всегда может принять решение о том, кем он хочет быть, каким он хочет быть. И выбор в пользу защитных механизмов во многих случаях – тоже именно выбор. Да, бывают критические психотравмы, ломающие психику, но не похоже, что у Афони было именно такое прошлое.

"Афоня", скриншот.
"Афоня", скриншот.

Вероятно, мы никогда не узнаем, что сделало Афоню таким, каков он есть. Но мы можем лучше его понять, а на его примере – и лучше понять реальных людей из своего окружения, если они похожи на этого героя.

А вот в чем я с Афоней полностью согласна, так это в том, что все разные, и это нормально. Во всяком случае, естественно. Покопаться, так у каждого найдется и боль, и психотравма, и защитные механизмы, и негативный опыт. Так что на любую жертву всегда найдется свой спасатель, и будут они жить долго и по-своему счастливо.

Еще статьи о фильме:

Все статьи по советским фильмам в этой подборке:

Советская классика