Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ анализирует актуальные данные официальной статистики о подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также результаты проведенных в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ опросов учащихся и выпускников аспирантуры об их карьерных планах, складывающихся трудовых траекториях и барьерах, возникающих на пути к защите диссертации.
Главные выводы:
- В последние годы в России наблюдается рост основных показателей деятельности аспирантуры, обусловленный как повышением привлекательности научной карьеры для молодежи, так и влиянием внешних факторов. В 2022 г. на обучение принято 45,1 тыс. человек (в 1,6 раза больше, чем в 2021 г.) — это максимальная величина за последние 10 лет. Общая численность аспирантов к концу 2022 г. выросла до 109,7 тыс. человек, увеличившись по сравнению с 2021 г. на 21,7% и достигнув уровня 2015 г.
- Позитивный тренд последних лет — повышение показателей эффективности деятельности аспирантуры. В 2022 г. завершили обучение на таких программах 13,9 тыс. человек, из них 12,9% защитили диссертации в период подготовки, что выше показателя предыдущих пяти лет. Тем не менее до максимального уровня 2011 г., когда с защитой диссертации в нормативный срок выпускался почти каждый третий аспирант (29,1%), пока далеко.
- Большинство опрошенных аспирантов (67,6%) после защиты диссертации хотят продолжить свою карьеру в академической сфере (в вузах и научных организациях). Работа вне науки и высшего образования привлекает менее трети респондентов (27,7%), при этом половина из них хотели бы заниматься исследовательской деятельностью. Абсолютное большинство опрошенных аспирантов (78,3%) планируют свою дальнейшую трудовую деятельность в России. Лишь 6% думают об отъезде из страны на срок более трех месяцев и только 2% хотели бы уехать навсегда.
- Карьерные планы обучающихся в аспирантуре весьма близки к реальным вариантам трудоустройства ее окончивших в последние годы. Среди опрошенных выпускников 61,5% работают в научных организациях и вузах. Остальные 35,1% заняты вне академической сферы, из них 17% занимаются исследованиями, а 18,1% работают на позициях, не предполагающих научную деятельность.
- Среди причин, по которым выпускники не занимаются исследовательской деятельностью, главные — низкий уровень оплаты труда и отсутствие подходящих вакансий (по 41%), а также неясные карьерные перспективы (29,9%).
- Анализ опыта выпускников, окончивших аспирантуру, но не защитивших диссертацию, показывает, что большинству было сложно целиком сосредоточиться на науке прежде всего по финансовым причинам: для 70% они оборачивались необходимостью поиска дополнительного заработка и совмещения обучения с работой. С организационными трудностями на этапе предзащиты / защиты сталкивались более половины (57%). Треть не защитивших диссертацию испытывали сложности во взаимодействии с научными руководителями (34%), среди которых у многих, в свою очередь, нет по-настоящему серьезных стимулов, чтобы в полной мере вести аспирантов, поскольку формально учитываемая нагрузка не соответствует реальным затратам времени и сил.
Более подробные сведения представлены в серии экспресс-информаций: