Анафилактический шок – чрезвычайно сильно выраженная аллергическая реакция, которая, к счастью, встречается относительно редко. Не каждый врач может вспомнить хотя бы один случай из своей практики. Мне приходилось разговаривать со многими опытными врачами, много лет работавшими в неотложной медицине, но ни разу не встречавшихся с такими пациентами.
Лично мне пришлось оказывать помощь при анафилактическом шоке всего три раза в жизни. Каждый из них запомнился навсегда. Таких пациентов просто невозможно забыть – они всегда оставляют яркие воспоминания из-за необычной, чрезвычайной тяжести своего состояния.
Больше всех мне запомнился самый первый пациент. Оказывать помощь ему мне пришлось, когда мой врачебный стаж составлял всего несколько месяцев.
Диспетчер передала мне вызов, сообщив, что вызывает бабушка 23-летнего парня, сообщить толком ничего не может, говорит только, что внуку очень плохо, просит приехать поскорее. Ну, к тому времени я уже понимал, что все родственники, особенно пожилые, считают, что скорая должна приехать как можно раньше, поэтому по дороге на вызов не сильно волновался.
Но, войдя в квартиру, я понял, что ситуация более чем серьёзная. На диване в комнате лежал молодой человек с отёчным синюшным лицом. Он был в сознании, но сказать ничего не мог - лишь издавал хриплые звуки, звучавшие как «У-у-у-ух». Ноги были поджаты к животу (он был болезненный и напряжённый), руки согнуты в локтях. Кожные покровы холодные, синеватые и влажные. Чтобы измерить давление, разогнуть руку удалось с большим трудом. Давление не определялось. В лёгких выслушивалось жёсткое дыхание с многочисленными сухими свистящими хрипами, как бывает при бронхиальной астме. В общем, складывалось впечатление, что пациент умирает, причём причина этого совершенно непонятна.
Бабушка пациента ситуацию не прояснила. Она лишь сказала, что внук со своим другом сидел в комнате и смотрел телевизор, потом друг в ужасе выбежал из комнаты, а бабушка, войдя в неё, застала внука в таком состоянии. Она сразу поняла, что происходит что-то необычное и страшное, и сразу вызвала скорую. Бабушка уверяла, что внук запрещёнными веществами не балуется. Локтевые сгибы действительно, были чистыми, что косвенно подтверждало её слова. В общем, после общения с ней ясности не прибавилось.
Непонятен был диагноз, непонятно, какую именно помощь надо было оказывать пациенту. Вены на руках, естественно, «спались» - при низком давлении в вену сложно ввести лекарство. Тем не менее, заподозрив аллергическую реакцию, я сумел ввести пациенту практически весь запас гормональных средств, которые были во врачебной укладке. После этого наступило небольшое улучшение, на локтевых сгибах проступили вены. Появилась возможность поставить периферический венозный катетер, чтобы начать инфузию препарата из группы адреномиметиков. На фоне капельницы пациенту на глазах стало лучше, на периферических артериях появился пульс, начало определяться артериальное давление (сначала примерно 70/40 - это уже что-то!) но продуктивному контакту он всё ещё не был доступен.
И вдруг у него началась обильная рвота. Я бросился осматривать рвотные массы, и обнаружил среди них следы подсолнечных семечек, некоторые из которых были целыми. После рвоты пациент на глазах начал приходить в себя, и буквально минут через десять его состояние полностью пришло в норму. Нормализовался цвет лица, прошёл отёк, дыхание стало свободным, без хрипов.
Пациент рассказал, что принимал в гостях своего друга, который принёс в качестве гостинца козинаки из подсолнечных семечек. «Раньше у меня бывала аллергия на семечки – то чихание, то глаза слезятся,» - вспоминал пациент. «Но я не думал, что на козинаки случится такое!».
На мой закономерный вопрос «Зачем же ты их ел?!» он ответил, что постеснялся отказаться.
Кстати, я неоднократно оказывал помощь пациентам, которые съели опасный для себя продукт, руководствуясь именно таким сомнительным мотивом – боялся отказаться и показать себя невежливым.
В общем, эта история закончилась благополучно. Пациента, конечно, я госпитализировал, но буквально через день его выписали здоровым.
Подсолнечные семечки, в большом количестве попавшие в организм, вызвали тяжёлую аллергию. Улучшение самочувствия на фоне введения противоаллергических средств было неполным, но после их удаления из организма состояние быстро пришло в норму.
Эта история, кстати, имела интересное и неожиданное продолжение. Через некоторое время я встретился со своими одноклассниками, и речь зашла о работе. Я рассказал, что на одном из дежурств на скорой помощи оказывал помощь пациенту с анафилактическим шоком, и в красках рассказал описанную выше историю. Одна из одноклассниц назвала адрес, и я подтвердил, что да, действительно, этот случай произошёл именно там. «Значит, это ты моего мужа вылечил», - сказала она. Оказалось, вскоре после описанных событий этот молодой человек женился на моей однокласснице.
Подписывайтесь на меня в Телеграм, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev
Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста.