Найти в Дзене

Как воронежские разведчики боролись с немецкими шпионами в годы войны

Партизаны в годы Великой Отечественной войны были довольно массовым явлением на территории нашей страны. Брянские леса, Беларусь, территория современной Украины. В лесах прятались целые отряды, у которых было свое командование, вооружение, личный состав, свои агенты в деревнях. У некоторых даже присутствовало тяжелое вооружение в виде пушек или танков, но такое было скорее исключением. На территории Воронежа с этим были небольшие сложности - лесов вокруг города не густо, а те которые есть, были заполнены либо нашими войсками, либо фашистами. Оставалось одно - развивать агентурную сеть внутри города и по деревням, чем, кстати, успешно пользовались еще и фашисты. Ну а боролись с такими органы НКВД.

Как известно, когда фашисты подошли к городу, первыми их встретили как раз бойцы четырех полков НКВД, находившихся тогда в Воронеже. Сражались они отчаянно, несмотря на то, что многие современные историки рассказывают будто город бросили на произвол судьбы. Немцы в своих мемуарах упоминают войска НКВД не иначе как "Стальной дивизией". Все из-за того, что фашисты понесли от их рук довольно серьезные потери - около 6 тысяч солдат и офицеров, более 10 танков и еще несколько орудий. Тем не менее, город был в итоге захвачен и фашисты практически сразу организовали здесь "Абвергруппу-105". Штаб-квартира у этой группы находилась в Сомово, а в каждом из оккупированных районов области было свое подразделение в подчинении. Чуть позже правда они перебазировались в Курск.

-2

Занималась эта группа, в том числе, разведывательной деятельностью с целью выявлять шпионов, партизан и подпольщиков. Была организована собственная служба безопасности и полевая жандармерия. Более того, в Нижнедевицком районе была даже создана специальная школа по подготовке диверсантов из числа всевозможных предателей, перешедших на сторону фашистов. Агенты, прошедшие обучение в данной школе, под видом беженцев и отступающих красноармейцев входили в доверие к местным жителям, ну а далее готовили диверсии и распространяли панические слухи из разряда "Москва уже захвачена, Сталин в плену" и все в таком роде. Судя по воспоминаниям переживших оккупацию, за неимением достоверных источников информации в разрушенном городе, такие слухи разлетались моментально.

-3

Но, наши тоже не дремали, и для борьбы с таким контингентом были созданы специальные группы УНКВД, разведотделы и опергруппы из числа красноармейцев. Причем созданы были с самым началом войны, когда враг до Воронежа еще даже не дошел. Также была широко развернута и сеть резидентов, которые внедрялись в аналогичные группы фашистов и доставляли информацию уже нашим. Только вдумайтесь в цифры - на территории Воронежской области органами НКВД было создано около 300 резидентур в различных населенных пунктах. За период с октября 1941-го по октябрь 1942-го года нашими, воронежскими, чекистами было подготовлено 693 разведчика. Из них 398 человек были направлены в немецкий тыл, а 174 - в те районы области, которые были оккупированы фашистами. Это была своеобразная тихая война, когда одни разведчики пытались вычислить других.

-4

К слову сказать, у наших это получалось довольно успешно. Только за 1941 год, в том числе и до оккупации, органами НКВД в Воронежской области было задержано около 17 тысяч лиц, вызывавших подозрение. 9 тысяч из них оказались дезертирами, бежавшими в первые дни войны, 4 тысячи - те, кто уклонялся от призыва в армию и всячески прятался, еще полторы тысячи - солдаты, которые реально шли на фронт, просто отстали от своих частей. А вот остальные были в той или иной степени диверсантами, врагами народа, разведчиками и прочими криминальными элементами. Понятное дело, что многие дела по тем временам засекречены до сих пор, но, тем не менее, кое-какие официальные цифры имеются. Всего за годы войны, в том числе уже и после освобождения Воронежа, нашими чекистами было задержано 547 агентов иностранных разведок. Замечу, не только немецкой. 424 человека из них были как раз шпионами и диверсантами, которые планировали теракты на территории города. Остальные - обычные наблюдатели и разведчики.

Были даже такие случаи, когда воронежские разведчики внедрялись в те самые, немецкие школы по подготовке диверсантов. Одним из таких разведчиков был Андрей Колупов. Сам он являлся нашим земляком, прошел подготовку в разведшколе, внедрился в аналогичную, но уже немецкую, а затем втерся в доверие и к начальнику школы. Правда эта школа базировалась уже под Полтавой. Тем не менее, именно наш земляк вовремя сообщал о том, какие агенты, куда и во сколько будут переброшены. А из под Полтавы большую часть перебрасывали как раз к нам в Воронежскую область.

-5

Был и еще один случай, когда наш с вами земляк, тоже подготовленный в одной из разведшкол Воронежа, ради будущей Победы пожертвовал своей судьбой. В общем, была такая разведчица в Кантемировском районе, которую звали Минна Ярцева. У нее был несовершеннолетний сын, который тоже прошел разведшколу в ускоренном режиме с первыми днями войны. Вот как раз он и внедрился в местную фашистскую комендатуру. Оттуда он уже поставлял все данные нашим разведчикам и партизанам. Ну а для местных он являлся обычным прислужником фашистом. Каково было удивление односельчан, когда пришли наши войска. Ведь Ярцева не то что не наказали по высшей мере, его даже не арестовали за пособничество фашистам. Это логично, потому как разведчики знали, кто он на самом деле. Много лет затем он жил в полном презрении односельчанами. Его никуда не хотели брать на работу, никто с ним не общался. В общем, ушел в затворничество. Но, все изменилось после того, как в газете "Коммуна" однажды о нем была напечатана большая статья, в которой и говорилось о всех его подвигах.

Об обоих разведчиках, мы уже напишем подробно в одной из будущих статей, там можно целое кино снимать по их жизненному пути...

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов