Найти тему
Вячеслав Звягинцев

О массированном авианалете на Курск

Оглавление

На моей малой родине, на здании железнодорожного вокзала в Курске, висит мемориальная доска в честь подвига, совершенного воинами-железнодорожниками. Это напоминание о страшном массированном авианалете, совершенном 2 июня 1943 года и о беспримерном подвиге советских воинов, которые за 35 часов восстановили движение воинских эшелонов.

Мемориальная доска
Мемориальная доска

В годы войны фашисты полностью вывели из строя крупнейший железнодорожный узел в городе Курске - разрушили паровозные депо, водонапорные башни, угольные эстакады, станционные пути, технические и служебные здания. Их требовалось восстановить в кратчайшие  сроки.  И воины-железнодорожники сделали это.

17 марта 1943 года, через месяц с небольшим, после освобождения Курска, на станцию прибыл первый воинский эшелон с боеприпасами для Центрального фронта.

22 мая на железнодорожную станцию вновь совершили нападение 170 немецких бомбардировщиков. Но наиболее мощный и разрушительный по своим последствиям авианалет на Курский железнодорожный узел был совершен 2 июня 1943 года. Это был самый крупный налет гитлеровской авиации за всю историю Великой Отечественной войны. Он продолжался 22 часа.

Железнодорожный вокзал г. Курска. 1943 г.
Железнодорожный вокзал г. Курска. 1943 г.

В авианалете участвовали более 500 немецких самолётов. Было сброшено более двух тысяч авиабомб и снарядов, которыми были повреждены или полностью уничтожены: несколько паровозов, более сотни вагонов, практически все здания железнодорожного узла, около 12 километров станционных путей. Рельсы и шпалы были буквально выворочены с корнем. Казалось, для восстановления узла потребуется значительное количество времени.

Когда командующему Центральным фронтом генералу армии Константину Константиновичу Рокоссовскому доложили об этом налете, он спросил:

- Сколько недель потребуется, чтобы восстановить движение?

Понадобилось всего 1,5 суток. За 35 часов герои-железнодорожники совершили невозможное - они восстановили движение, совершив настоящий подвиг во имя Победы!

Об этих людях - наш рассказ.

Петр Алексеевич Шубин, начальник станции Курск.

П.А. Шубин
П.А. Шубин

Петр Шубин родился в семье железнодорожника, уроженец Курской области. С 16 лет он работал на железнодорожной станции Курск: телеграфистом, оператором, диспетчером, старшим помощником начальника и начальником станции (с 1939 г.).

В феврале 1943 года Петр Шубин был назначен старшим оперативной группы по восстановлению станции Курск. С апреля по август того же года был начальником распорядительной станции Курск военно-эксплуатационного отделения (ВЭО-14).

В период Курской битвы П.А. Шубин проделал огромную работу по восстановлению железнодорожных объектов и бесперебойному пропуску воинских эшелонов - был обеспечен прием 2513 и отправление 2732 железнодорожных составов.

П.А. Шубин умер в 1968 году, похоронен на Никитском кладбище г. Курска.

Генерал-лейтенант технических войск Бакарев Петр Иванович, командир 5-й железнодорожной восстановительной бригады.

П.И. Бакарев
П.И. Бакарев

Петр Бакарев до войны окончил Военно-транспортную академию, с первых дней войны служил военным комиссаром 5-й железнодорожной бригады.

В 1943 году, железнодорожная бригада подполковника Бакарева вела восстановительные работы, нередко под огнем врага, на участках железной дороги: Воронеж - Касторная, Касторная - Старый Оскол, Касторная -Курск и многих других.

В июне 1945 года П.И. Бакарев стал генерал-майором технических войск, занимал должность главного инженера железнодорожных войск.

П.И. Бакарев умер в 1970 году, похоронен в г. Москве на Пятницком кладбище.

Генерал-майор Коршунов Павел Иванович, командир 77-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона.

П.И. Коршунов
П.И. Коршунов

С начала 1943 года батальон майора Павла Коршунова вел восстановительные работы на нескольких железнодорожных участках. Особо они отличились при восстановлении Курского железнодорожного узла. Работали без сна и отдыха, проявив мужество и бесстрашие, собранность и выдержку.

Позже П.И. Коршунов вспоминал:

"За годы войны я видел много разрушений, но таких, как в Курске летом 1943-го, видеть мне ранее не приходилось. Все лежало в руинах, и казалось, что восстановить движение поездов под бомбежкой, в условиях рвавшихся в вагонах мин и снарядов, невозможно и за несколько недель"...

Первый поезд им удалось пустить уже через 11 часов и 30 минут после бомбежки. А через 35 часов движение было восстановлено полностью.

П.И. Коршунов умер в 1987 году, похоронен в г. Харькове.

Железнодорожный вокзал г. Курска. Наши дни
Железнодорожный вокзал г. Курска. Наши дни

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, Шубину Петру Алексеевичу (первому из курян), Бакареву Петру Ивановичу и Коршунову Павлу Ивановичу были присвоены звания Героев Социалистического Труда.

5 июля - 80 лет назад - началась Курская битва, включавшая несколько стратегических оборонительных и наступательных операций. Битва, обеспечившая коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, продолжалась 50 дней. По своим масштабам, напряжённости и последствиям она до сих пор не имеет аналогов. И весомый вклад в достижение успеха в этой битве внесли воины-железнодорожники.

Светлая память!