На моей малой родине, на здании железнодорожного вокзала в Курске, висит мемориальная доска в честь подвига, совершенного воинами-железнодорожниками. Это напоминание о страшном массированном авианалете, совершенном 2 июня 1943 года и о беспримерном подвиге советских воинов, которые за 35 часов восстановили движение воинских эшелонов.
В годы войны фашисты полностью вывели из строя крупнейший железнодорожный узел в городе Курске - разрушили паровозные депо, водонапорные башни, угольные эстакады, станционные пути, технические и служебные здания. Их требовалось восстановить в кратчайшие сроки. И воины-железнодорожники сделали это.
17 марта 1943 года, через месяц с небольшим, после освобождения Курска, на станцию прибыл первый воинский эшелон с боеприпасами для Центрального фронта.
22 мая на железнодорожную станцию вновь совершили нападение 170 немецких бомбардировщиков. Но наиболее мощный и разрушительный по своим последствиям авианалет на Курский железнодорожный узел был совершен 2 июня 1943 года. Это был самый крупный налет гитлеровской авиации за всю историю Великой Отечественной войны. Он продолжался 22 часа.
В авианалете участвовали более 500 немецких самолётов. Было сброшено более двух тысяч авиабомб и снарядов, которыми были повреждены или полностью уничтожены: несколько паровозов, более сотни вагонов, практически все здания железнодорожного узла, около 12 километров станционных путей. Рельсы и шпалы были буквально выворочены с корнем. Казалось, для восстановления узла потребуется значительное количество времени.
Когда командующему Центральным фронтом генералу армии Константину Константиновичу Рокоссовскому доложили об этом налете, он спросил:
- Сколько недель потребуется, чтобы восстановить движение?
Понадобилось всего 1,5 суток. За 35 часов герои-железнодорожники совершили невозможное - они восстановили движение, совершив настоящий подвиг во имя Победы!
Об этих людях - наш рассказ.
Петр Алексеевич Шубин, начальник станции Курск.
Петр Шубин родился в семье железнодорожника, уроженец Курской области. С 16 лет он работал на железнодорожной станции Курск: телеграфистом, оператором, диспетчером, старшим помощником начальника и начальником станции (с 1939 г.).
В феврале 1943 года Петр Шубин был назначен старшим оперативной группы по восстановлению станции Курск. С апреля по август того же года был начальником распорядительной станции Курск военно-эксплуатационного отделения (ВЭО-14).
В период Курской битвы П.А. Шубин проделал огромную работу по восстановлению железнодорожных объектов и бесперебойному пропуску воинских эшелонов - был обеспечен прием 2513 и отправление 2732 железнодорожных составов.
П.А. Шубин умер в 1968 году, похоронен на Никитском кладбище г. Курска.
Генерал-лейтенант технических войск Бакарев Петр Иванович, командир 5-й железнодорожной восстановительной бригады.
Петр Бакарев до войны окончил Военно-транспортную академию, с первых дней войны служил военным комиссаром 5-й железнодорожной бригады.
В 1943 году, железнодорожная бригада подполковника Бакарева вела восстановительные работы, нередко под огнем врага, на участках железной дороги: Воронеж - Касторная, Касторная - Старый Оскол, Касторная -Курск и многих других.
В июне 1945 года П.И. Бакарев стал генерал-майором технических войск, занимал должность главного инженера железнодорожных войск.
П.И. Бакарев умер в 1970 году, похоронен в г. Москве на Пятницком кладбище.
Генерал-майор Коршунов Павел Иванович, командир 77-го отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона.
С начала 1943 года батальон майора Павла Коршунова вел восстановительные работы на нескольких железнодорожных участках. Особо они отличились при восстановлении Курского железнодорожного узла. Работали без сна и отдыха, проявив мужество и бесстрашие, собранность и выдержку.
Позже П.И. Коршунов вспоминал:
"За годы войны я видел много разрушений, но таких, как в Курске летом 1943-го, видеть мне ранее не приходилось. Все лежало в руинах, и казалось, что восстановить движение поездов под бомбежкой, в условиях рвавшихся в вагонах мин и снарядов, невозможно и за несколько недель"...
Первый поезд им удалось пустить уже через 11 часов и 30 минут после бомбежки. А через 35 часов движение было восстановлено полностью.
П.И. Коршунов умер в 1987 году, похоронен в г. Харькове.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, Шубину Петру Алексеевичу (первому из курян), Бакареву Петру Ивановичу и Коршунову Павлу Ивановичу были присвоены звания Героев Социалистического Труда.
5 июля - 80 лет назад - началась Курская битва, включавшая несколько стратегических оборонительных и наступательных операций. Битва, обеспечившая коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, продолжалась 50 дней. По своим масштабам, напряжённости и последствиям она до сих пор не имеет аналогов. И весомый вклад в достижение успеха в этой битве внесли воины-железнодорожники.