Последний вторник в городе Шанхай. Открываю утром рабочую почту, а там... новое задание от партии и шефа! Погоди, Родина, меня зовет к себе город Циндао и Вейхай. Как я смешно провел начало недели (глава 22), можете прочесть тут.
Ох, зачем я почту открыл? Нет бы, забить, забыть или запить. Открываю свой мейлбокс, а там письмо: "Привет, Дмитрий! Мы шинами занимаемся?! Конечно, занимаемся, только не я, а моя коллега Юлька! Ну не суть важно, главное, что тебе надо к шинникам съездить срочно, посмотреть 2-3 серьезные компании и получить выгодные коммерческие предложения! Без них можешь НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ!
Внутри меня вовсю колотит: "Ежвашумать! А где вы раньше были с этой идеей? Почему сейчас это предлагаете?" Во-первых, у меня 4 дня осталось до окончания месячной визы! Во-вторых, я ни с кем не договаривался о поездке! В-третьих, перспектив выбить хорошие цены на шины у меня невелики из-за ряда обстоятельств!
С поставками шин на конвейер была непростая история. Наш автозавод устанавливал на сборочном конвейере пару типов шин: 225/75R16 и 235/70R16. Найти в Китае шины подобных типоразмеров было возможно, но они были легко-грузовыми! Нам же нужны были для легковых автомобилей, которым являлся, например, внедорожник УАЗ-Патриот 3163. Еще у нас устанавливали шины всепогодные/всесезонные, потому что сложно было поймать момент, когда закончится летний период и начнется зимний.
Далее, проблема перевозки на дальние расстояния. С целью снижения транспортных расходов их надо упаковывать максимально компактно, чтобы не возить воздух.
Ну и еще один нюанс: ставка таможенной пошлины, которая тогда составляла 20%. В итоге, мы еще раз сталкиваемся с ситуацией, что внутри Китая можно найти шины дешевле нашего действующего поставщика! Но: как только шины проедутся по морю и по железной дороге до покупателя, пройдут таможенную очистку, даже самые дешевые шины становятся "золотыми"!
Нашелся способ сэкономить на растаможке - возить шину с диском в сборе! Тогда ставка пошлины будет составлять 5%. АвтоВАЗ освоил подобную поставку китайского бренда "LingLong". УАЗ позже тоже пошел этим путем, а пока я в качестве разведки искал возможных недорогих и опытных шинников в Поднебесной. Все основные производители шин в Китае почему-то собрались в северо-восточной провинции Шаньдун.
От Шанхая до ближайшего крупного города Циндао было около тысячи километров по железной дороге и на нее тратишь целый день. Выходит, надо лететь по воздуху. Бронирую авиарейс Шанхай-Циндао и какой-то недорогой 3-звездочный отель. По электронке успеваю предварительно договориться о встрече с тремя то ли производителями, то ли перекупщиками. Собираю легкий рюкзак, рыльно-мыльные принадлежности, костюм, легкое пальто, визитки, и в путь!
Перелет китайской авиалинией занял около часа. Еще через час я был в гостинице. Быстро покидал вещи, созвонился с первой компанией. Встреча была где-то в кафе недалеко от моего отеля. Уже не вспомню ее названия и имени менеджера. Знаю только, что она уверенно говорила на английском, и сразу призналась, что представляла торговую фирму и неплохо разбиралась в местных шинниках. Взглянув на наши пожелания к поставщику (доставка, отсрочка платежа 60-75 дней, штрафные санкции за простой конвейера по их вине), она усмехнулась: "На такие условия тут никто в Китае не согласится! Тут любой бизнес начинается по предоплате! Только завоевав доверие у поставщика, вы сможете перейти на отсрочку!"
Мое возражение "Как вы, продавцы, сможете контролировать качество и бесперебойность поставок, если умеете только покупать и продавать чужие продукты?" она отпарировала: "Поставщиками на конвейер не рождаются. А производитель автокомпонентов в Китае не всегда имеет лицензию, чтобы совершать сделки по экспорту, и вы вынуждены будете работать с нами!" В общем, уверенная в себе девушка, а еще высокая и спортивная. Если бы не невеста в России и такое ничтожное время для общения, я бы даже с ней замутил, хи-хи! Расстались тепло, но к сожалению с ней и ее компашкой у нас ничего не срослось.
Вечером я встретился с менеджером-переводчицей Ириной Лиу, которая показывала мне ранее фабрику с вакуумниками, и она была родом из Циндао. Она немного показала мне ночной город, а за ужином я в первый раз в жизни попробовал сушеную морскую звезду! У нее отламываются щупальца, а в них икра, напоминающая икру из сушеной воблы. Ирина проводила меня до отеля, мы попрощались как друзья. На следующий день мне предстояли две встречи и выезд на фабрику в город Вейхай.
Статья и фото автора, но кое-что из сети
Как вам высказанные мысли? Сложен ли на ваш взгляд бизнес с Китаем? Буду рад вашим комментариям и лайкам.