В наши дни нетерпеливые матери и отцы, ожидающие внуков, часто напоминают своим взрослым детям, которым перевалило за 20-25 лет, что тем пора уже рожать. Мол, мы в ваши годы уже за вторым в роддом шли.
Может показаться, что каждое новое поколение рожает все позднее, однако, исторические данные говорят об обратном: на самом деле ничего особо не изменилось за последние 250 000 лет — люди в основном в одном и том же возрасте рожают первенцев (среднестатистически, конечно же! Тетя Люба, родившая в 14, не показатель!).
Ученые из Университета Индианы сообщают, что средний возраст зачатия детей за последние 250 000 лет составляет 26,9 лет. Важно отметить, что отцы, как правило, старше (в среднем 30,7 лет) по сравнению с матерями (в среднем 23,2 года). При этом разница в возрасте между мамами и папами несколько сократилась за последние 5000 лет. Исследователи говорят, что самые свежие оценки материнского возраста в пределах последнего века составляют в среднем 26,4 лет.
Помимо этой сравнительно «молодой» тенденции среди матерей, авторы исследования отмечают, что средний возраст первородительства примерно 10000 лет назад даже повысился.
Эти результаты стали возможными благодаря новому методу, который использует мутации ДНК. Исследовательская группа утверждает, что эти результаты могут помочь нам лучше понять экологические проблемы, с которыми сталкивались наши предки, и одновременно позволяют нам потенциально предсказать последствия будущих изменений окружающей среды для человеческого общества.
«Благодаря нашим исследованиям, мы заметили, что можем предсказать возраст, в котором люди рожают детей, по типам мутаций ДНК, которые они оставили своим детям. Затем мы применили эту модель к нашим предкам, чтобы определить, в каком возрасте наши предки произвели потомство», — говорится в пресс-релизе .
Эти мутации из прошлого накапливаются с каждым поколением и существуют у людей сегодня. Теперь мы можем идентифицировать эти мутации, посмотреть, как они различаются между родителями мужского и женского пола и как они меняются в зависимости от возраста родителей.
ДНК, которую дети наследуют от своих родителей, содержит от 25 до 75 новых мутаций, что позволяет ученым сравнивать родителей и их детей, а затем классифицировать по типу мутации. Наблюдая за мутациями у тысяч детей, авторы исследования заметили закономерность: мутации, проявляемые ребенком, зависели от возраста его матери и отца.
Более ранние генетические стратегии для оценки исторического времени поколений зависели от комбинированных эффектов либо рекомбинации, либо мутации расхождения последовательностей ДНК современного человека с древними образцами. Эти результаты, однако, всегда усреднялись как по мужчинам, так и по женщинам, и охватывали только период от 40 000 до 45 000 лет назад.
Авторы исследования построили новую модель, в которой используются мутации de novo. Это генетическое изменение, которое первоначально возникает у одного члена семьи в результате варианта или мутации в зародышевой клетке, полученной одним из родителей, или которое появляется в оплодотворенной яйцеклетке в ходе раннего эмбриогенеза. Модель позволила им отдельно оценить время мужского и женского поколений в разные моменты времени за последние 250 000 лет.
Первоначально исследовательская группа не собиралась делать эти выводы. Они разрабатывали более масштабное исследование относительно количества мутаций, передаваемых от родителей к их детям. Возрастные закономерности мутаций были замечены случайно.
«История человеческой истории состоит из самых разных источников: письменных свидетельств, археологических находок, окаменелостей и т. д. Наш геном, ДНК, найденная в каждой из наших клеток, представляют собой своего рода рукопись истории эволюции человека. Результаты нашего генетического анализа подтверждают некоторые факты, которые мы знали из других источников (например, недавнее повышение возраста родителей), но также предлагают более глубокое понимание демографии древних людей. Эти выводы способствуют лучшему пониманию нашей общей истории».