ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
-Нет. Здесь совершенно невозможно жить. Тем более для таких почтенных женщин. - сказала Михримах, оглядывая почти нищенскую убогую хибару. Как и обещала Зияту-аге, принцесса приехала к тем самым старушкам, которые помогли евнуху. Две сестры Айнура-хатун и Рефет - хатун были уже в очень преклонном возрасте. Они были просто ошеломленны, когда их дом посетила дочь султана Сулеймана. Принцесса привезла хорошую добротную одежду, самые лучшие продукты, а так же по большому кошелю денег. Старушки потеряли дар речи при таких бесценных для них дарах. Но, когда Михримах с Зиятом-агой и своей верной служанкой Амарой ступили на порог, то убогая обстановка опечалила их.
-Я говорил вам, госпожа, что женщины очень бедствуют. - вполголоса произнёс евнух. Принцесса сокрушенно покачала головой. Она распросила сестёр-старушек и узнала, что родственников у них не осталось.
-Госпожа! У нас была ещё сестра Эмина, но мы недавно её похоронили, потратив на погребение последние деньги. - сказала Рефет-хатун, силясь поклониться. Михримах остановила её и усадила на потрепанный диван. Две женщины сели и с благоговением взирали на неожиданных гостей.
-Ваш слуга говорил нам о том, что служит дочери султана, но мы подумали это он бредит. Ведь мы нашли его в плачевном состоянии, без сознания. - подала голос вторая сестра Айнура. Михримах видела, что старушки до сих пор не могут поверить в такой поворот событий.Они так смотрели на неё, будто сам пророк явился перед ними. Девушка весело улыбнулась.
-Больше вы ни в чем нуждаться не будете. Вы спасли моего верного слугу, а я таких поступков не забываю. - мягко произнесла принцесса. Ей тяжело было смотреть на изможденных, сморщенных, но таких милых и добрых женщин. Чем то они напоминали ей Афифе-хатун, хотя были гораздо старше её. Михримах ещё раз оглядела бедное жилище. Вдруг ей в голову пришла одна мысль. Нет, вернее она и раньше её посещала, когда они ехали сюда в экипаже, но сейчас дочь султана окончательно убедилась в правоте своих действий. Надо только узнать, захотят ли эти простые бедные женщины провести остаток своей жизни в хорошем, а главное спокойном благословенном месте.
-Рефет-хатун,Айнура-хатун,я хочу вас отблагодарить по настоящему. - сказала Михримах. - Моя матушка Хюррем-султан на острове Бююкада, в провинции Адалар создала приют для одиноких пожилых людей. Этим домом заведует Фюлане-хатун бывшая наложница моего отца султана Сулеймана. Я буду очень рада, если вы согласитесь переехать туда. Мы с матушкой каждую субботу посещаем приют. Поверьте, вы ни в чем не будете нуждаться. Там тихо и спокойно, прекрасный морской климат, рядом деревушка с молочной фермой. А, какая там природа! Воздух! Просто рай земной! - Михримах даже захлопала в ладоши. Сестры-старушки переглянулись.
-Хюррем-султан много добрых дел сделала. Да, и про Фюлане-хатун мы наслышаны. - робко сказала Рефет-хатун.
-Соглашайтесь. И я сегодня же поговорю с матушкой. Она будет только рада помочь вам. - кивнула принцесса. Амара и Зият-ага тоже одобрительно качнули головами.
Когда-то очень давно Фюлане, как и Гюльфем были наложницами султана. Но потеря их сыновей в ещё раннем детстве заставили пережить двух женщин глубокое непоправимое горе. Гюльфем осталась в Топкапы, а Фюлане больше не смогла находиться там. Она дала обет, что никогда не будет ни с султаном, ни с каким-либо другим мужчиной. Наложница знала, её могут выдать замуж, но бедной женщине не хотелось такой судьбы. Повелитель решил построить для нее дворец в окрестностях Стамбула, но Фюлане попросила её отправить на Бююкаду. Живописные места на острове действовали на неё умиротворенно. Позже, когда женщина обжилась там, то Хюррем пришло в голову создать приют. Хасеки поделилась со своей давней подругой, и они с совместными усилиями воплотили задуманное. Каждый раз, когда Хюррем приезжала туда вместе с детьми, то искренне радовалась. Фюлане была счастлива, помогая и обустраивая бедных людей. Бывшая наложница султана нашла свое место под солнцем. Гюльфем же выдали замуж, и она жила счастливо в Измире, хоть сначала и противилась браку.
Михримах очень любила посещать остров. Ей нравилось плыть на небольшом корабле до Бююкады. Ещё с детства для принцессы это было, словно морское приключение. Наверное такие путешествия и натолкнули Михримах и Мехмеда играть в пиратов.
-Ну, так, что вы решили? - спросила девушка у почтенных старушек.
-Госпожа! - Рефет кашлянула. На правах старшей сестры решение стояло за ней. Принцесса это уже заметила.
-Мы с Айнурой дали обет у могилы Эмины, что проведем в молитвах двадцать один день тут в доме. - пояснила старушка. - Потому что мы двадцать один год прожили здесь.
-И сколько вам ещё осталось? - понимающе кивнула Михримах. Для нее это было несколько необычным, но принцесса понимала, в каждой семье свои обычаи.
-Ещё семь дней. - отозвалась Айнура.
-Хорошо. - Михримах легонько хлопнула ладонью по коленке. - Тогда через семь дней я снова к вам приеду вместе с матушкой.
*. *. *
Экипаж направлялся на базар. Возница аккуратно и неспеша понукал лошадей. Четверо стражников скакали по обеим сторонам кареты. Михримах хотела отблагодарить и Умара, бойкого мальчишку. Она часто видела его на базаре. Заодно надо заглянуть к Халиме-хатун. После последних событий, связанных с болезнью падишаха, Михримах не выходила из дворца. Но сегодня сама Хюррем-султан, видя угнетенное состояние дочери, предложила ей развеяться. Принцесса удивлялась стойкости матери, её силе и воле, но вместе с этим она училась у неё именно этим качествам. Отец так и не пришёл в себя. Во Дворце стояли уныние и печаль. И вот Михримах решила не просто совершить прогулку, а заняться полезными делами.
Умара они нашли почти сразу. Он, как всегда перед закрытием носился со своей тележкой. Михримах вручила парнишке мешочек с золотыми монетками, отчего тот округлил без того огромные глазищи. Когда же он узнал, что это за помощь Зияту-аге, то хотел было вернуть кошель, сообщив, что ничего такого не сделал. Но юная принцесса заверила его о неоценимой услуге самому султану. Мальчишку расперло от гордости. Михримах велела ему завтра прийти во дворец.
-Для чего же, госпожа? - ещё больше удивился Умар. Дочь султана засмеялась ,и тихим таинственным шёпотом произнесла:
-Тебя ждёт ещё большая награда! Ты смышленный парень, а таким, как ты всегда везёт! Не все же время тебе возить тележки. Пора подумать о будущем.
Михримах задумала устроить его в Эрдерун. Для такого смелого и умного парнишки там самое место.
После встречи с Халиме-хатун, султанская процессия отправилась в Топкапы. Но не доезжая площади, кони остановились. Как оказалось слетело заднее колесо. Возница стал ворчать, слез с облучка и начал осматривать карету. При этом он качал головой и цокал языком. Один из стражей принёс колесо, которое треснуло в нескольких местах. Перед площадью находился, разросшийся парк. Величественные деревья шелестели кронами от разгулявшегося ветра.
-Госпожа! - сказал возница. - Это не к добру.
Он осматривал критическим взглядом, испорченное колесо. Михримах с Амарой вышли из экипажа.Зият-ага стал ругать возницу, сетуя на то, что тот не проверил перед дорогой карету.
-А по-моему здесь прекрасное место. - мечтательно, подняв глаза к небу, проговорила принцесса. Её тонкая вуаль колыхались при каждом дуновении ветерка. Девушка вздохнула, и перед её глазами возник образ самого лучшего мужчины на свете. Она зажмурилась. Как ей хотелось сейчас его просто увидеть. И услышать знакомый, чуть хриплый голос. В такой вечер должны происходить чудеса.
-Госпожа! Госпожа! - она точно его слышит. Как в ту ночь, в Белградском лесу. Это он! Он!
Михримах открыла глаза. Её длинные ресницы затрепетали. Его взгляд. Такой тёплый, словно расплавленный янтарь. В них все ещё покоится незыблемая грусть, но не такая, как раньше. Теперь в них светятся огоньки радости. Такие ласковые и добрые. Волнительные...
-Госпожа!
-Рустем? - Михримах встрепенулась. Ей показалось, что небо и деревья качнулись, словно она парила на невидимых качелях. Принцесса перевела взгляд в сторону. Амара загадочно моргнула. Михримах опять посмотрела перед собой и только сейчас поняла, Рустем ей не привидился. Мужчина стоял, склонив голову.
-Рустем-паша! - девушка почувствовала, что голос её звенит, словно натянутая струна. Она оглянулась по сторонам. Около экипажа суетились возница, стражники и ещё несколько людей. Один из них высокий молодой человек подошёл к Рустему и сказал что-то на неизвестном языке. Его голубые глаза сверкнули.
-О! Беладонна! - сказал он с нотками восхищения. Михримах увидела, как его взгляд переместился на Амару. И тут она заметила, как Рустем ткнул мужчину в бок. Тот спохватился и склонил голову.
-Госпожа! - произнёс Рустем. - Ваш экипаж в полном порядке. Мы случайно оказались здесь. Наш долг помочь вам.
Визирь бросил быстрый сосредоточеный взгляд на карету, удостоверившись, что, действительно, все в порядке.
-Госпожа, вы так сильно задумались и не заметили, подоспевшей подмоги. - шепнула Амара, между тем, разглядывая голубоглазого мужчину. Тот самый иностранец. Он тоже бросал горячие взгляды на девушку.
-Я... Очень тебе признательна.. Рустем-Паша. - запинаясь ответила дочь султана. Ей не верилось. Только, что она мечтала о нем, и вот желанный мужчина перед ней. Восхитительное ощущение наполнило её душу и тело. Как много вокруг людей. А ей так хотелось, чтобы они находились одни.
-Рустем-паша! Вы проводите нас до Топкапы? Вдруг ещё что-нибудь случится? - лукаво спросила Михримах. Надо найти способ поговорить с ним с глазу на глаз.
-Я всегда к вашим услугам, госпожа! - тихо произнёс мужчина. Он опять ткнул пальцем в бок своего спутника.
-Простите, госпожа. Это мой брат. Его имя Синан. Он ещё не совсем хорошо обучен нашим обычаям.-сказал Рустем, видя, как его братец заглядывается на служанку принцессы. При его словах, и Михримах, и Амара пораженно уставились на мужчину.
-Так это твой потеряный брат? - прошептала принцесса. До сих пор она только слышала историю о воссоединении братьев. Амара же поняла, почему двое мужчин думают на одном языке, когда обращаются друг к другу. И это наречие не похоже на тот язык, на котором думал Синан при их первой встрече на базаре в лавке Халиме-хатун. Девушка не понимала слов, но она видела те же любовные посылы в голубых глазах.
-Я уже хорошо говорить... На турецкий. - сказал Синан. Рустем шикнул на него. Михримах весело рассмеялась.Её звонкий смех разрядил обстановку.
-Не ругай его, Рустем-Паша. К нашим обычаям надо привыкнуть. - сказала она.
Когда принцесса, Амара и Зият-ага уселись в карету, то Синан спросил у брата на родном языке:
-Почему с девушками в экипаже мужчина? Ты говорил - нельзя. Я так и не узнал имени девушки с прекрасными карими глазами. Она сестра или подруга принцессы?
-Ты торопишься, брат. - сказал Рустем, вскакивая на коня. Синан последовал его примеру. Возница натянул вожжи, и экипаж поехал по дороге. Стражники заняли свои места. Рустем махнул рукой трём своим спутникам, чтобы следовали за ними. Сейчас он испытывал облегчение, что среди них нет Коркута. Слушать лекции своего товарища ему не хотелось. Ведь мужчина каждый раз напоминал, дочь султана не пара ему. Рустем и сам это понимал, но он ничего не мог поделать с собой. Встретив сегодня Михримах-султан, мужчина несказанно обрадовался. И ещё больше его обрадовал, так это медаоьон. Он заметил его на груди принцессы. Рустем ликовал.Значит ей понравился его подарок.
-Так обьясни мне, Борис.. Э.. То есть, Рустем. Почему мужчина с ними?-прервал его мысли Синан.
-Ты невыносим! - Рустем покрутил головой. - Зият-ага - евнух. Он служит Михримах-султан. И не вздумай к нему не уважительно относиться. А так же девушка это служанка госпожи. Её зовут Амара. Амара-хатун.
-О! Наконец-то. Какое красивое имя! - воскликнул Синан. Рустем закатил глаза, но лёгкая улыбка тронула его губы.
-Я вижу ты влюблен в принцессу, брат! - понизив голос, произнёс Синан. Визирь бросил на него предупредительный взгляд.
Синан чуть приостановил коня, поравнявшись с Рустемом.
-А я потерял голову от Амары! - доверительно прошептал мужчина. Он издал короткий вздох .
Подьезжая к Топкапы, возница замедлил ход лошадей. Он обернулся к стражникам.Те переглянулись. Процессия остановилась.
-Рустем-паша! - обратился к визирю один из воинов. - Там янычары! Видите их?
Рустем и сам ещё издали заметил большое скопление народа.
-Черт возьми! - придерживая коня, вырвалось у него. Визирь предполагал такой ход событий,но не так скоро.
-Я поскачу за подмогой!-воскликнул один из его свиты. Молодой воин быстрее молнии помчался назад, только копыта лошади взвились перед глазами стражников.
-Скоре всего они окружили дворец. - произнёс Рустем. - Нам надо увозить отсюда госпожу!