Найти тему
Секрет фирмы

Кто такая Татьяна Бакальчук и что о ней стоит знать. Только главное и интересное

Татьяна Владимировна Бакальчук (род. 16 октября 1975 года) — основатель и генеральный директор российского маркетплейса Wildberries. В августе 2021 года возглавила список богатейших женщин России по версии Forbes. Её состояние оценивалось в $13 млрд. Когда-то эта успешная женщина, про которую пишет американский Forbes, сама таскала увесистые коробки с вещами с почты в свою скромную съёмную двушку. Бизнес она начала, находясь в первом декретном отпуске и имея всего $700 инвестиций. Впрочем, такова официальная версия — и многие наблюдатели относятся к ней скептически.

Биография Татьяны Бакальчук до Wildberries

Татьяна Бакальчук (девичья фамилия Ким) родилась в Московской области. Родители — советские корейцы: мама — учитель начальных классов, папа — инженер.

Окончила школу в посёлке Газопровод (возле Коммунарки). В одном из интервью Татьяна вспоминала, что во время учёбы сталкивалась с дискриминацией: «Всё детство и юность были омрачены тем фактом, что я не такая, как все. Мои родители в глазах многих тоже выглядели чудаками. К ним относились, как к чужим, хотя они родились в России».

После школы Ким в Коломне получила высшее образование по специальности «лингвист». После вуза преподавала английский и переехала в Москву, чтобы учиться на дизайнера, но отказалась от этой идеи.

В начале нулевых девушка уволилась с постоянной работы и стала зарабатывать репетиторством. Тогда же она встретила будущего мужа и партнёра по бизнесу — Владислава. Пара оформила отношения, а в 2004 году у Бакальчуков родилась первая дочь.

Сейчас чета воспитывает уже семерых детей. Самые младшие родились в 2021 году, тогда Бакальчуки стали родителями двойни.

Как Татьяна Бакальчук основала Wildberries

«Каноническая» версия, которую впервые опубликовал Forbes в 2018 году, повествует о простой женщине, которая с нуля создала миллиардный бизнес. В таком же ключе подают историю Бакальчук и другие издания.

В этих публикациях рассказывается, что Владислав в 2002 году владел небольшим бизнесом — вместе с другом он основал компанию — интернет-провайдер Utech, где отвечал за техническую часть. Однако больших денег в семье не водилось, они арендовали скромную двушку на окраине Москвы.

Когда у пары родился первенец, Татьяна стала задумываться о новом бизнесе.

Бакальчук не любила ходить по магазинам с одеждой, общение с продавцами вызывало у неё чувство неудобства.

«К тебе сразу начинают приставать, спрашивают, чем помочь. Чувствуешь себя обязанным что-то купить, а это неправильно», — говорила она. Поэтому она решила попробовать продавать одежду через интернет.

Бюджет на бизнес был минимальный. $700 заплатили за сайт, причём его делала компания Utech Design, входившая в структуру Utech. Первую одежду заказали из немецких каталогов Otto и Quelle. Рекламу разместили на женском портале Passion.ru за 1500 рублей в месяц.

Приходящие из Германии товары Татьяна развозила по Москве сама, фото брала из каталогов. Склад располагался прямо в квартире семьи. Чуть позже Татьяна привлекла к работе нескольких родственников и сотрудницу мужа, а через год наняла команду и арендовала офис со складом в Подмосковье.

Во время кризиса 2008–2009 года знакомый семьи Сергей Ануфриев помог привлечь на площадку бренд Adidas: они купили партию кроссовок, которую не брали другие дистрибуционные сети. Риск оправдался — обувь распродали и заработали. С этого момента Сергей вошёл в дела компании — он отвечал за безопасность, курьеров и логистику, Владислав — за стратегию и IT, Татьяна — за коммерцию, ассортимент и переговоры с поставщиками.

Вскоре Wildberries расширила ассортимент, добавив известные бренды и магазины, а также открыла пункты самовывоза. Их фишка была в том, что в них можно было примерить одежду — другие интернет-магазины такой возможности не предоставляли. Считается, что за счёт этого Wildberries и выстрелил.

Позже журналисты писали, что история про молодую мамочку, которая без денег и связей вдруг выстроила одну из самых крупных компаний в России, во многом придумана пиарщиками Wildberries. На самом деле Владислав был достаточно состоятельным предпринимателем — UTech в 2006 году он с партнёрами продал более чем за $10 млн.

Кроме того, до Wildberries у семейной пары был и другой бизнес — они продавали одежду в большом секонд-хенде в ТЦ «Динамит» (район Выхино-Жулебино). А ещё у Татьяны Бакальчук есть родственные связи с влиятельными людьми. А именно с Сергеем Цоем, который в прошлом возглавлял пресс-службу Юрия Лужкова.

«Весьма вероятно, что у Wildberries есть уникальные и при этом невидимые со стороны факторы оглушающего успеха. Нельзя исключить, например, что в него вложилась какая-либо значительная корпоративная структура, таким образом осваивающая принципиально новое для себя направление деятельности, но категорически не желающая себя афишировать, — рассуждал экономист и депутат Госдумы Михаил Делягин.

Сколько зарабатывает Татьяна Бакальчук

Пандемия коронавируса помогла росту бизнеса Бакальчук. В локдаун люди не могли ходить по магазинам, и им приходилось делать заказы онлайн, а позже, после снятия ограничений, все привыкли к удобству интернет-ретейла и тенденция сохранилась.

В 2021 году состояние предпринимательницы выросло на 1200% и достигло, по данным Forbes, $13 млрд.

Но уже в 2022 году, после начала специальной военной операции, состояние Бакальчук уменьшилось на $8,3 млрд, до $4,7 млрд.

В конце 2022 года в интервью Надежде Стрелец Бакальчук заявила, что материальные ценности не являются для неё приоритетом. Основательница Wildberries с семьёй живёт в арендованном доме и одевается в массмаркете. Бакальчук рассказала, что ни разу не заходила в бутик CHANEL, и у неё нет ни одной вещи люксового сегмента.

За что критикуют Татьяну Бакальчук

Весь негатив в сторону Wildberries ложится и на репутацию основательницы маркетплейса.

Онлайн-ретейлер постоянно оказывается в центре скандалов: предприниматели — владельцы пунктов выдачи воют от несправедливых, по их мнению, списаний и штрафов, сотрудники жалуются на тяжёлые условия труда и унизительные процедуры досмотров, покупатели — на штрафы за возврат товаров и контрафактную продукцию.

Факты о Татьяне Бакальчук

  • В 2019 года американский Forbes включил Татьяну Бакальчук в десятку выдающихся миллиардеров.
  • В конце 2019 года она давала чиновникам советы, как улучшить бизнес-климат в России. В частности, она предлагала отменить обязательную сертификацию продукции (по крайней мере для одежды) и упростить ситуацию с электронными подписями.
  • В феврале 2021 года Бакальчук купила банк «Стандарт-кредит», позже переименованный в Вайлдберриз банк. Банкиры Пётр Авен и Андрей Костин раскритиковали это решение. «Один геморрой ей», — отреагировал на покупку глава ВТБ Костин.
  • В декабре 2021 года она вошла в центральный штаб «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). По словам самой бизнес-леди, она хотела бы заниматься в организации вопросами поддержки малого и среднего бизнеса.
  • С конца апреля 2022 года Бакальчук и её компания находятся под санкциями Польши, которые были введены из-за ситуации на Украине.
  • В феврале 2023 года возглавила Российско-армянский деловой совет.

Цитаты Татьяны Бакальчук

«Мне кажется, хотеть машины, шубы и яхты уже не модно. Нормальные люди давно поняли, что это неочевидные ценности. Если раньше имущество воспринималось как вложение, актив, то сейчас оно просто поглощает кучу денег. Новая машина теряет 30% в стоимости, как только ты выехал на ней из салона. Так нужна ли очередная новая, если предыдущая вполне неплоха?» (2022 год)

«Мы хотим попробовать сделать в России "экономическое чудо", если мы поспособствуем смене бюджетной сырьевой экономики на предпринимательскую. Ну а если что-то "пойдёт не так" и мне придётся переехать на дачу к родителям выращивать картошку, я буду жалеть только о том, что не могу заниматься любимым делом. О том, что не накупила квартир, домов и машин, горевать точно не стану» (2022).

«Бизнес обязательно должен расти, иначе он начинает загнивать и для него важнее всего становится антураж — галстуки, костюмы, ритуалы. Мне понравилась фраза из книги Джима Коллинза "Построенные навечно": как только компания нанимает повара-китайца и покупает частный самолёт — всё, рост для неё закончился. Мы повара не нанимаем» (2019).

«Основная причина моей закрытости в том, что публичность сильно мешает работать. Но сейчас мы понимаем, что компания достигла этапа, когда нужно открыться. Вторая причина того, что я не публичная личность, — мне это не нужно, неинтересно» (2019).

«Моя эмоциональность мешает работе. Как говорит мой муж Владислав, у меня всё всегда на лице написано. Мне сложно притворяться, что-то скрывать. Со временем я поняла, что с коллегами так нельзя. Тем более мы живём в open space, поэтому мои эмоции ещё быстрее передаются сотрудникам, могут их демотивировать». (2019).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц