Найти в Дзене

СДВГ и сенсомоторная алалия. Первый класс позади. Рассказываю итоги

Оглавление

Вообще я собиралась опубликовать такой пост в конце мая, но сын досрочно "закончил" первый класс переломом ноги, а потому итоги можно подвести уже сейчас.

Напоминаю, так сказать, анамнез: имеем ребенка с СДВГ, стертой дизартрией, ОНР4 в качестве последствия сенсомоторной алалии.

Ввиду таких вводных, думаю, многие понимают, что я переживала как же мой ребёнок пойдет в школу, как же он там будет справляться. Но в итоге оказалось всё довольно неплохо.

Социализация

Вообще я сторонник по возможности очной формы обучения с образовательной поддержкой со стороны родителя.

Очная форма содержит важные преимущества:

  • Общение ребенка с детьми;
  • Общение ребенка с взрослыми.
Из открытых источников
Из открытых источников

Два пунктика выше приводят нас к развитию коммуникации и социализации. Так-то можно хоть 300 раз учить общаться, да на словах объяснять, что надо говорить вежливые слова, не жадничать, не драться, а решать вопросы диалогом, но на практике всё это доходит значительно быстрее.

Также, очень важно, что в школе и взрослые, и дети не подстраиваются под ребёнка, как, бывает, подстраиваются дома, учат его, что в социуме бывает по-разному: где-то ты уступаешь, где-то - тебе. В чем-то общение неприятное, а в чем-то - очень даже и т.д. В этом и прелесть социализации в школе - она настоящая, не постановочная и непредсказуемая. Как вся жизнь.

Хочу отметить, что, тем не менее, я не за социализацию любой ценой. Если со всем классом конфликт, вопрос достаточно долго не получается решить мирно и т.д., то школа не помогает социализации, а наоборот - вредит. Если в таком случае перести ребёнка в другой класс, забрать на домашнее или смешанное обучение, то это скорее на благо, чем нет.

Меня очень напрягали мысли насчет того, получится ли у сына найти друзей, нормально общаться с другими детьми и т.д. СДВГ, да и последствия алалии источник невнимательности, что вызывает недопонимание.

Тем не менее, он вписался! По итогу на конец 1 класса завел пару друзей и даже признавался в любви девочке. Впрочем, последнее не так важно, как то, откуда взялась дружба, так как многих родителей детей с особенностями волнует вопрос "Где же брать друзей?"

Очень банальное умозаключение, но друзья заводятся только на базе общих интересов, похожести.
С одним мальчиком у сына много общих тем для общения (мультики, фильмы, Майнкрафт и прочее), с другим - они просто похожи по характеру.
Кстати, ещё хорошо общение у него складывается с ребятами на кружке робототехники. Тоже потому, что одинаковые интересы.

Школа только за один год дала гигантский толчок в коммуникации и социализации. И до неё с сыном уже было легко говорить, он более-менее вписывался в игры со сверстниками. Но, тем не менее, иногда тормозил, отвлекался и диалог сминался. Год колоссальной ежедневной практики в общении со сверстниками нивелировал почти все недостатки, включая синдром единственного ребёнка - Лёва у нас один в семье, а потому довольно эгоистичный товарищ. Так вот школа эту черту подзадавила.

Учёба

Также, переживала, как же сын будет слышать учителя, так как в шуме восприятие речи у него хромает. Но здесь помог уже сам тип класса:

  • Речевой - детей здесь в 2-2,5 раза меньше;
  • Учитель повторяет задание несколько раз. И может повторить ещё, если ребенок недопонял/не услышал. Это огромный плюс по сравнению с обычными классами, где "не услышал с первого раза - твои проблемы".

Учится, тьфу-тьфу, хорошо. Оценки им пока не ставят. Учителя только на полях их подписывают карандашом для родителей, чтобы было понятно хорошо идёт усвоение или нет. Итоговые работы (диктант и математика) в этом году были на пятерки. Промежуточные самостоятельные тоже с единичными ошибками или без ошибок вообще.

Здесь ещё сыграло большую роль то, что сын пошел в школу максимально подготовленным. Многие родители не считают нужным заниматься подготовкой к школе, аргументируя это фразой "Ребенку будет скучно". Для нормы, может быть, это и справедливо, но не для детей с нарушениями поведения или внимания.

Даже если ребенок с СДВГ вдруг сядет спокойно, то не потому, что "вот он смог - значит, просто баловался/не хотел". А потому, что на всю мощь включил самоконтроль и большая часть мозга сейчас занята приказами самому себе в духе "не двигайся", "нельзя разговаривать" и т. д. Да-да, только так, сознательно принуждая себя, а не на автомате, как остальные, СДВГшка может показывать верное поведение. И то не всегда. Потому, что это так же сложно с точки зрения волевых усилий, как заставлять себя заниматься спортом.

Думаю, очевидно, что трудно прилагать титанические усилия для самоконтроля и одновременно с этим вникать в "что же там сказал учитель". И вот тут приходит на помощь подготовка. Часть материала в таком случае ребёнок уже знает, часть доходит интуитивно. В итоге учеба даётся легче и не перенапрягает слабые возможности нервной системы таких детей.

Поэтому подготовкой, типа чтения, простой математики и рисования по клеточкам советую не пренебрегать:

  • Учеба будет даваться проще, ребёнок не будет уходить в отказ и ненавидеть школу, за "тяжело" и "сложно";
  • У него будет больше сил на самоконтроль, привыкание к новым порядкам.
"Ребёнок с СДВГ в первом классе" - триллер о драках и не только. Рассказываю, как нам удалось справиться
Всё об алалии, аутизме и ЗПР21 марта 2023

В общем, первый год преодолен. Да, были проблемы с поведением, о которых я писала, например, в материале выше, были разные нюансы, но в целом всё как у всех - где-то лучше, где-то хуже. Дальше, надеюсь, будет только легче.

Спасибо что читаете меня!

Инструкция, что делать, если вы подозреваете у ребёнка нарушение развития

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)