Найти тему
Katya to Art

Увидеть неизвестное - Третьяковка раскрывает секреты

В конце марта в Новой Третьяковской галерее открылась выставка «Увидеть неизвестное. Живопись и скульптура XVII–XXI веков из фондов Третьяковской галереи»

Выставка продлится до 13 августа
Выставка продлится до 13 августа

На выставке представлены произведения известных мастеров, которые не были размещены в основной экспозиции, а также картины и инсталляции малоизвестных и современных художников.

Посетителей встречает стена-аннотация, на которой представлены все жанры произведений, которые можно увидеть на выставке
Посетителей встречает стена-аннотация, на которой представлены все жанры произведений, которые можно увидеть на выставке

Кураторы выставки использовали прием сравнения, чтобы помочь посетителям полноценно рассмотреть все произведения. Именно поэтому авангард спокойно располагается рядом с академическим портретом на историческую тему.

Константин Истомин, «Зима (Настя)», 1928
Константин Истомин, «Зима (Настя)», 1928

Картины, близкие по сюжету, отличаются по световому, цветовому и композиционному решению.

Сергей Виноградов, «В доме», 1912
Сергей Виноградов, «В доме», 1912

Например, достаточно распространенная тема в живописи как художников-академистов, так и авангардистов - Колизей. Удачное расположение картин показывает, как изменяется техника и способ передачи эмоций и чувств художника при помощи разных техник и приемов в живописи.

Щедрин, «Колизей», 1819
Щедрин, «Колизей», 1819
Таир Салахов, «Колизей ночью», 1979
Таир Салахов, «Колизей ночью», 1979

Произведения на выставки подобраны по жанровому принципу: архитектурная живопись, интерьерный, бытовой, исторический жанры.

Исторический жанр

К этой теме чаще всего обращались художники-академисты, так как для получения большой золотой медали требовалось написать картину на исторический сюжет.

Гун, «Сцена из Варфоломеевской ночи»
Гун, «Сцена из Варфоломеевской ночи»
Григорий Седов, «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
Григорий Седов, «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»

Бытовой жанр

В 19 веке бытовой жанр почти не пользовался спросом среди художников и коллекционеров, так как считался слишком простым. В 20 веке художники стали активнее писать картины на повседневные темы.

Виктор Попков, «Семья Болотовых», 1968
Виктор Попков, «Семья Болотовых», 1968
Гелий Коржев, «Адам Андреевич и Ева Петровна», 1990
Гелий Коржев, «Адам Андреевич и Ева Петровна», 1990
Пётр Вильямс, «Весна. Портрет А. С. Мартинсон и А. Д. Понсова», 1947
Пётр Вильямс, «Весна. Портрет А. С. Мартинсон и А. Д. Понсова», 1947
Анатолий Никич, «Весна в Москве», 1976
Анатолий Никич, «Весна в Москве», 1976

Картина Никича «Весна в Москве» по-настоящему удивительна и заслуживает отдельного внимания. Она сочетает в себе абсолютно все стили и жанры: натюрморт - первый план, портрет - средний, пейзаж - фон; импрессионизм - небо, кубизм - корзиночки, реализм - фигуры и задний план.

Более того, из-за того, что девушек с двух сторон обрамляют деревья, которые сверху переплетаются ветвями, создается ощущение, что перед зрителем икона. Главная героиня становится Девой Марией, которая готова объять весь мир своей любовью, а девочка - ангелом.

Инсталляция с животными

Приятным сюрпризом стала небольшая композиционная группа, располагающаяся в дальней части выставки.

Валерий Кошляков - современный художник, «Дворик Альгамбры»
Валерий Кошляков - современный художник, «Дворик Альгамбры»

Изначально Кошляков написал только испанский дворик, однако затем он решил дополнить композицию объемными животными.

«Живые» звери
«Живые» звери
Материал - простые картонные коробки
Материал - простые картонные коробки
Художник виртуозно использует материал, создавая фактуру и необходимую форму
Художник виртуозно использует материал, создавая фактуру и необходимую форму
Иногда гофрированные части «холста» играют на руку художнику
Иногда гофрированные части «холста» играют на руку художнику
Фактурные детали
Фактурные детали

Кураторы выставки решили «оживить» дворик, добавив звуковое сопровождение - голоса животных и птиц. Таким образом, объемная композиция стала настоящей инсталляцией и «заговорила» со зрителем.

Михаил Нестеров, «Молчание», 1903
Михаил Нестеров, «Молчание», 1903

В целом, выставка интересная, разносторонняя, достаточно небольшая, что позволяет не устать от переизбытка информации. Постоянное переключение с одного жанра на другой помогает выстроить особую историю, которая у каждого будет своей ✨

Сирень в парке Музеон рядом с Новой Третьяковской галереей
Сирень в парке Музеон рядом с Новой Третьяковской галереей

Надеюсь, вам понравился рассказ ☺️

Всем прекрасного весеннего дня!