Мотивации влияют на наш выбор и принятие решений, руководят нашими действиями. Причем не только в бизнесе, но и в семейных и дружеских отношениях. Неудивительно, что тема стала излюбленной для бизнес-тренеров и коучей по переговорам. Но я решил подойти к вопросу с другой стороны – рассказать о том, что уничтожает мотивацию. Проверьте, часто ли вы совершаете эти распространенные ошибки.
Недостаточно конкретная цель
Думаю, каждый из вас может привести примеры недостаточно конкретных или откровенно размытых целей, поставленных руководителем. Например, начальник отдела предлагает «давайте в этом месяце порвем конкурентов». Как достигать такой цели, очевидно, не знает и сам руководитель.
Ему загорелось выскочить из застоя любой ценой, а каким образом это должно произойти, не поясняет. Работа по принципу «сделай то, не знаю, что» – страшно демотивирует сотрудников, и цель, скорее всего, не будет достигнута.
Такой же эффект имеет изначально недостижимая цель. Например, ваш ребенок просит у вас в подарок самокат, а вы его «мотивируете»: «Ну, вот закончишь эту четверть на одни пятерки, будет тебе самокат!».
Если ребенок с трудом удерживается на уровне четверок, то задача, которую вы ему ставите, недостижима. Ребенок сразу же поймет, что поставленной цели ему не добиться, и даже не будет стараться улучшить успеваемость. Зачем? Все равно на одни пятерки не получится, а значит, самоката не будет.
То же самое в рабочем коллективе. «Пойдете в отпуск тогда-то, если сделаете то-то», хотя ясно, что сделать это до отпуска невозможно. Вот такие приемы начисто убивают мотивацию. Поставленная цель должна быть конкретной и достижимой.
Отсутствие обратной связи
В процессе работы или реализации цели очень важно получать от руководителя обратную связь. Например, дали задание поработать над проектом, коллектив всю неделю трудится, а вы даже не интересуетесь, как продвигается работа. Или, еще хуже, сотрудник доложил, что половина работы уже выполнена, а вы не проявляете к этому никакого интереса.
А можно было спросить хотя бы «ну, как, получается?» и подбодрить добрым словом или благодарностью. Это послужило бы хорошей мотивацией. Но, если вы дали задание и забыли о нем до самого дедлайна, это вызывает у исполнителей ощущение, что они делают никому не нужную работу.
В том же примере с самокатом. Можно было поставить задачу по-другому: «Давай ты подтянешь в этой четверти физику, и будет тебе самокат». А потом, видя, что ребенок старается, похвалить его, подбодрить: «Смотри, видишь, как у тебя хорошо получается, так что двигайся дальше, верю, у тебя все получится». Такая обратная связь очень хорошо стимулирует старательность как у детей, так и у подчиненных.
Несправедливое вознаграждение
Многим, думаю, знакома ситуация несправедливого распределения премий, наград, отпусков. Человек, ценящий справедливость, получит сильнейшую демотивацию. Если он работал больше всех, а премия одинаковая у всех. Или, например, старался весь коллектив, а поощрили только «самых активных». От такой несправедливости просто больше ничего не хочется делать.
Помню, как-то в детстве мы ставили с группой ребят спектакль, старались, делали декорации, костюмы. В результате выиграли конкурс, но в качестве приза получили одну конфету на всех. Большую, но одну. Такая несправедливость сразу же отбила охоту участвовать в каких-то мероприятиях, то есть послужила демотиватором.
Руководителю необходимо считаться с ожиданиями подчиненных и стараться их не разочаровывать. Например, пообещали коллективу корпоративную вечеринку или пикник, а по завершении работы решили, что это будет дорого, и как ни в чем не бывало, заявили: «Ну, что, по пивку и домой?». Разумеется, коллектив работал не за вечеринку, но несправедливое отношение не прибавляет вам чести как руководителю.
Микроменеджмент
Что я подразумеваю под микроменеджментом – избыточную обратную связь. Да, господа, все хорошо в меру. Если вы поручили работу подчиненному или коллективу, не нужно стоять над головой и контролировать их действия. Совершенно не интересоваться процессом тоже неправильно, но не давать и шагу сделать самостоятельно – это уже слишком.
Вы просто подавляете любые творческие порывы, не давая полностью раскрыться потенциалу подчиненных. Работа под постоянным надзором начальства мотивирует на создание видимости, имитации деятельности, но не на достижение результата.
Скука, рутина, отсутствие интереса
Если вы ждете от команды креативных решений, яркой реализации задач, не следует превращать работу в беспросветную, скучную рутину. Скажем, какой-то продукт оказался высоко востребованным и прибыльным. И вся компания переключается только на него, забросив остальные проекты.
В итоге ваши сотрудники окунаются в ситуацию «день сурка», которая страшно демотивирует. Зачем стараться что-то улучшать, если завтра будет то же, что и сегодня, и вчера, и конца этому не видно? Люди работают намного эффективнее, когда чувствуют вызов или воодушевление достичь высокой цели.
Если вы уверены в огромной ценности своего продукта, постарайтесь убедить в этом своих сотрудников, чтобы им было интересно работать. Если из-за рутины у коллектива опускаются руки, ставьте им более мотивирующие задачи.
Недостаток поддержки, когда что-то идет не так
Создание продукта, будь то материальная или интеллектуальная ценность, часто сопряжено с непредвиденными ситуациями, когда «что-то пошло не так». От этого никто не застрахован. Поэтому, если подчиненный точно не имитирует работу, а старается достичь результата, не занимайтесь критиканством – «я так и знал, что вы провалите это дело», «лучше бы я поручил это более грамотным специалистам».
Лучше поддержите, подскажите, где сможете, подбодрите человека. Покажите, что верите в его способности. Недостаток поддержки, а тем более острая критика в процессе – сильнейшие демотиваторы, которые способны отбить желание работать даже у «трудоголиков».
Надеюсь, мои советы пригодятся вам в построении правильных отношений как с подчиненными, так и с детьми или другими членами семьи. То есть, с людьми, с которыми нужно договариваться. А успех нашей жизни зависит от того, как мы умеем вести переговоры.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие советы, которые помогут стать вам асом в переговорах и построении коммуникаций с любым человеком.
Читайте еще: