КТО ТАКОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ
Этот подвижник происходил из знатного семейства, жившего небольшом городе Аримафее, расположенном примерно в 30 километрах от иудейской столицы.
Его род на протяжении многих поколений был известен своим благочестием и добродетельными поступками, и потому Иосиф пользовался уважением среди иудеев и даже являлся членом синедриона. Апостол Лука называл его «человеком добрым и правдивым, ожидающим Царствия Божиего» и особенно выделял тот факт, что в совете синедриона, осудившем Христа на казнь, он не участвовал.
Подобно апостолам этот праведник был учеником Мессии, однако скрывал это, опасаясь преследования со стороны фарисеев. Однако, когда Спаситель взошел на Голгофу, и многие ученики из-за страха оставили Сына Божиего, Иосиф, не рассуждая о последствиях, открыто исповедал свою приверженность Великому Наставнику. Он просил у императорского наместника возможности погрести своего Учителя, прекрасно сознавая, что этим вызовет огромнейшее недовольство жителей Иерусалима и положит конец своему высокому общественному положению, свободе, а, возможно, и своей жизни.
Получив разрешение Понтия Пилата, Иосиф снял Тело Искупителя с Креста и, обернув в покровы, положил Его в своей усыпальнице, находящейся в саду, разбитом недалеко от Голгофы. Писание повествует, что вместе с другим тайным учеником Господа Никодимом, он умастил Тело Спасителя составом из алоэ и смирны и положил Его в пещере. К проходу усыпальницы они привалили большой величины камень и после этого удалились.
На этом библейское повествование о житии этого угодника оканчивается.
Однако через много столетий святитель Димитрий Ростовский, изучив старинные архивные свидетельства, сделал предположение, что святой Иосиф Аримафейский был в числе 70 учеников Христовых, призванных Им для проповедования Благой Вести, и что долгие годы после событий, описанных в Евангелии, праведник этот проповедовал на территории нынешней Великобритании, где и окончил свой земной путь.
Выводы Ростовского митрополита основывались, главным образом, на рукописях кардинала Цезаря Барония - средневекового историка и хранителя древних архивов, утверждавшего в своем многотомном издании под названием «Церковные Анналы», что в том путешествии подвижника сопровождали святые Мария и Марфа с братом Лазарем, святой Евстропий, равноапостольная Мария Магдалина, святой Трофим и некоторые другие ученики Искупителя. Все они покинули Палестину в конце 60-х годов I-го столетия из-за жесточайших гонений на сторонников Нового Учения. Им удалось уплыть на судне, следуя по древнему финикийскому пути, но не все они достигли Британских островов: некоторые из них отправились благовествовать франкам и прочим идолопоклонникам, населявшим в ту пору Европу.
ПРАВЕДНЫЙ ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ ОСНОВАТЕЛЬ ГЛАСТОНБЕРИЙСКОГО АББАТСТВА – САМОГО ДРЕВНЕГО АББАТСТВА В АНГЛИИ
Изначально почитали святого Иосифа Аримафейского только на Востоке. Согласно месяцеслову Иоанна-Зосимы, составленному в Х-м столетии, память его христиане совершали 31 августа, а в дальнейшем - в 3-й воскресный день после Пасхи.
Со временем традицию эту переняли древние византийцы, однако день памяти святого они стали чтить в Неделю святых жен-мироносиц, дата которой по сей день является переходящей.
И все же особое место этот угодник Божий занял у христиан, населявших Британские острова. Принято считать, что именно он являлся первым распространителем Слова Божия в кельтской Британии, и именно он основал в Англии самое древнее аббатство – Гластонберийское.
В «Королевской идиллии» Альфреда Теннисона, любимого поэта королевы Виктории, о тех событиях рассказывается следующее: «Из древних книг я знаю: когда пришел Иосиф в Гластонбери, языческий правитель Арвираг ему для поселенья отдал остров среди болот, где он из тростника уединенную построил церковь».
Неопровержимость того, что Иосиф Аримафейский проповедовал в языческой Англии, подтверждает также протокол, составленный в 1431 году на Базельском соборе. На этом собрании епископы Лондонский и Рочестерский, сделали такое заявление:
«…несомненно и может быть заверено древними книгами и архивами, в особенности архивами почтенного аббатства Гластонбери в епархии Бата, что Иосиф Аримафейский с двенадцатью спутниками прибыл в Англию, спасаясь либо от гонений Ирода, либо от гонений высших римских чинов в Иудеи. В Англии он проповедовал, что видел и слышал о Христе, и той проповедью обратил английских людей без счета. И от них приобрел много и без счета вещей, которые приносили ему обратившиеся в веру. Эти вещи он впоследствии оставил церкви Христа, им воздвигнутой в то время, когда Петр проповедовал святую веру в Антиохии. На месте церкви, построенной Иосифом, основан был потом монастырь с рангом аббатства, и сие достопочтенное аббатство сохранилось, хвала Господу Христу, до сего дня» (EGERTON, LADY FRANCIS, Journal of a Tour in the Holy Land, London, 1841.)
По Преданию в аббатстве Гластонбери святой Иосиф собственноручно изобразил лик Божией Матери, названный «Гластонберийским». Исследователи предполагают, что это был первый образ Богоматери в Англии. К несчастью, впоследствии эта святыня была уничтожена протестантами… По ее описанию около 30 лет назад группа из нескольких иконописцев, в числе которых был и православный отец Марк, создала «список» того первозданного лика. Эту новую икону поместили в Гластонбери на месте прежней реликвии. Сегодня к образу этому вновь притекают многочисленные паломники разных конфессий: и православные, и католики, и англикане. Молебны у этой иконы тоже проводятся по обычаям как Церквей западных, так и Церкви Православной.
ЧТО РАССКАЗЫВАЮТ О ЖИЗНИ ИОСИФА АРИМАФЕЙСКОГО ДРЕВНИЕ АПОКРИФЫ
Хотя Священное Писание об этом подвижнике рассказывает совсем немногое, все же некоторые дополнительные сведения о его судьбе можно почерпнуть из дошедших до наших дней апокрифов.
Так, апокрифическое «Евангелие от Петра» называет этого праведника «другом Пилата» и повествует, что Иосиф упросил прокуратора отдать ему Честное Тело Спасителя еще до распятия Иисуса.
Составленное в IV-м веке «Евангелие от Никодима» утверждает, что впоследствии святой Иосиф был схвачен иудеями и отправлен в заточение, откуда был выведен чудесным образом и возвращен в родную Аримафею. При этом в распространенном на европейских территориях апокрифе «Отмщение за Спасителя», изданном в Х-м столетии, уточняется, что освободил его из заточения сын римского императора Веспасиана Тит, отправившийся в Палестину с великим войском, чтобы отомстить иудеям за распятие Божиего Сына. Именно при этом императоре, ведущем свой род не от знатных патрициев, а от простых крестьян, и была разрушена Иудея, и над евреями свершился Праведный Суд Царя Небесного за их отступничество.
Существует еще и коптское «Евангелие от Гамалиила», составленное в V-м столетии. В нем рассказывается, что Иосиф и его сподвижник Никодим долгие годы были хранителями Плащаницы Иисуса, в которую завернуто было после снятия с Креста Честное Тело Великого Учителя. С помощью этой святыни они исцелили и воскресили многих людей, возлагая Плащаницу им на голову.
ЛЕГЕНДА О СВЯЩЕННОМ ГРААЛЕ
С именем святого Иосифа Аримафейского связано немало европейских легенд и сказаний. Однако, пожалуй, самым известным из них является старинное английское предание о Священном Граале – Чаше, из которой вкушали вино Искупитель и Его ученики на Тайной Вечере, и в которую, по Преданию, святой Иосиф собрал Кровь распятого на Кресте Иисуса.
Согласно повествованию в Сионской горнице на празднование иудейской пасхи в Великий Четверг собрались не только Иисус с апостолами, но и иные гости из числа последователей Христа. Присутствовал там и Иосиф Аримафейский, который после завершения трапезы оставил себе на память чашу, из которой пил Наставник, поскольку весьма желал, чтобы в доме его сохранилась хоть какая-то вещь, связанная с Сыном Божиим.
Но попасть домой в тот вечер ученикам Спасителя было не суждено: по Иерусалиму быстро разнеслась весть об аресте Иисуса. Кто-то из них поспешил укрыться, кто-то спешно покинул пределы священного города, а самые преданные, в числе которых был и Иосиф, последовали за Наставником во двор синедриона. Чаша же так и оставалась при подвижнике, когда следовал он за Учителем. Она была при нем и на Голгофе. И когда римский воин Лонгин пронзил Пресвятое Тело Искупителя копием, Иосиф, подставив чашу, собрал в нее воду и Кровь Иисуса, которые, согласно Священному Писанию, истекли из Его раны. Эту чашу Иосиф хранил долгие годы, и даже проповедуя впоследствии в западных землях, не разлучался с этим бесценным сокровищем.
Большинство древних сказаний повествует, что после кончины подвижника следы Грааля затерялись где-то в пределах Англии. Наиболее полно эта история отображена в произведении французского поэта Робера де Борона «Роман об Иосифе Аримафейском», созданном в начале XIII-го века и, якобы, переведенном с латинских первоисточников.
ПРЕДАНИЕ О ГЛАСТОНБЕРИЙСКОМ ТЕРНОВНИКЕ
Существует и еще одно прекрасное старинное Предание, связанное с именем святого подвижника. Это Предание о его расцветшем посохе.
В ту пору, когда праведный Иосиф Аримафейский проповедовал на земле кельтов, язычники всячески противились распространению в их среде Благой Вести: они изгоняли несчастного странника из своих селений и кидались в него камнями. Но это не устрашило верного последователя Мессии.
Однажды лютой зимней порой он рассказывал кельтам о Рождестве Царя царей. Слушая этот рассказ, возмущенная толпа скептиков стала требовать от проповедника немедленного знамения, подтверждающего его слова. И случилось в тот миг удивительное чудо: Иосиф услышал Голос, повелевший ему воткнуть в землю дорожный посох. Угодник выполнил то веление, и посох тотчас пустил ветви и расцвел на глазах собравшихся нечестивцев. Видя это явное диво Господне, язычники уверовали в Истинного Создателя.
Деревце, выросшее из того посоха, сохранилось до наших дней. Оно носит название Гластонберийского терновника. Это величайшая христианская реликвия, никогда не дающая плодов и цветущая два раза в год: в мае и в день Рождества, празднующегося по юлианскому летоисчислению – то есть по тому самому стилю, по которому совершает Годовой круг богослужения Православная Церковь.
24 февраля 1582 года Римский папа Григорий XIII издал свою знаменитую буллу, известную ныне христианам под названием «Inter gravissimas», что в переводе с латыни означает «Среди важнейших». Этим указом папы западное Рождество было смещено на 13 дней раньше… В тот год множество паломников собралось к удивительному деревцу, чтобы посмотреть зацветет ли оно по указу Римского папы в соответствии с новым стилем… Но не тут-то было! Терновник к повелению главы Католической Церкви оказался совершенно безразличен: он покрылся цветами в тот день, в который покрывался многие годы до этого! Этот факт вызывал в то время такое негодование среди реформаторов, что они дважды пытались уничтожить эту заветную святыню. Наивные люди, посмевшие соизмерить свои силы с Силою Вседержителя! Промышлением Божиим это хрупкое на вид деревце всякий раз возрождалось из ничтожных побегов, которые, как ни старались их искоренить враги Православия, всегда появлялись снова. Впрочем, и пересадить терновник в другое место тоже оказалось невозможным, - побеги не приживаются. Это священное деревце растет лишь там, где определил ему расти святой Иосиф Аримафейский.