Когда-то, в молодые годы начала читать роман М.Булгакова «Белая гвардия» и бросила. Мне показалась эта книга скучной и мрачной. Но с большим интересом пересматривала фильм В.Басова «Дни Турбиных».
Но время пришло и я, наконец-то, прочитала этот роман, который оказался одновременно прекрасным и страшным не только описанием гражданской войны, но и своей неожиданной актуальностью.
Эпиграфом к роману были взяты строки из повести "Капитанская дочка" А.С.Пушина, в которой тоже была отражена эпоха перемен.
С первых строк чтение завораживает:
Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.
Но дни и в мирные и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый, мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?
Вокруг бушует буря, а в квартире Турбиных горит лампа, Булгаков подробно описывает вещи, печку «Саардамский плотник», на которой остались надписи из «той» жизни и желание семьи сохранить семейный порядок:
На столе чашки с нежными цветами снаружи и золотые внутри, особенные, в виде фигурных колонок. При матери, Анне Владимировне, это был праздничный сервиз в семействе, а теперь у детей пошел на каждый день. Скатерть, несмотря на пушки и на все это томление, тревогу и чепуху, бела и крахмальна. Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных. Полы лоснятся, и в декабре, теперь, на столе, в матовой, колонной, вазе голубые гортензии и две мрачных и знойных розы, утверждающие красоту и прочность... Под тенью гортензий тарелочка с синими узорами, несколько ломтиков колбасы, масло в прозрачной масленке, в сухарнице пила-фраже и белый продолговатый хлеб. Прекрасно можно было бы закусить и выпить чайку, если б не все эти мрачные обстоятельства… Эх… эх…
Полезла в Интернет, чтобы понять, что означает и как выглядит…. пила-фраже.
Действие все время меняется - тормозит, когда старший Турбин болеет, бредит или Елена ждет известий от мужа, то наоборот движется с неумолимой скоростью: захват города петлюровцами, бегство от преследователей Алексея Турбина по улицам Города, когда вот-вот настигнут…Немцы, крики на площади – М.Булгаков умудряется так все описать, что встают яркие картины происходящего. Нельзя не сказать, что некоторые строки звучат удивительно злободневно, особенно крики толпы на площади…
Булгаков не боится показать страшное, жестокое и неприятное, например, описание морга, во время поиска Николкой, убитого полковника Най-Турса.
Есть в романе и трагикомические моменты: ограбление соседа с нижнего этажа, буржуя и несимпатичного человека Василия Ивановича Лисовича (Василисы), с врачебно-физиологическим описанием бандитов, которые безжалостно отбирают «кровно заработанное» и хорошо спрятанное добро. После жалобы и плача перед Турбиными - на помощь испуганным Василисе и его жене Ванде, общим решением был оправлен Карась .
Карась очень хвалил квартиру: и уютно, и хорошо меблирована, и один недостаток — холодно. Ночью сам Василиса притащил дров и собственноручно затопил печку в гостиной. Карась, раздевшись, лежал на тахте между двумя великолепнейшими простынями и чувствовал себя очень уютно и хорошо.
Несколькими штрихами Булгаков открывает нам сердечные тайны своих героев: прислуга Анюта влюблена в офицера и друга хозяев Виктора Мышлаевского; вокруг красавицы Елены, кружится Леонид Шервинский; нельзя не улыбнуться когда на одной и той же улице старший брат Алексей Турбин, навестивший свою спасительницу, встречает Николку, пожелавшего нанести визит сестре, погибшего Най-Турса.
Читая роман, поняла, что книжные герои предстают мне в образах актеров от неоднократно виденного фильма «Дни Турбиных». Но, в общем, это не помешало.Однозначно, что вся компания, собравшаяся в гостеприимном доме Турбиных, вызывает симпатию.
Но к некоторым персонажам писатель безжалостен, например, к Тальбергу. Он первый одел красную повязку на руку, затем взял в руки книжечку «Игнатий Перпилло — Украинская грамматика», но когда пришли немцы почувствовал, где у него родные корни…
Или такой персонаж как Козырь:
Всю свою жизнь до 1914 года Козырь был сельским учителем. В четырнадцатом году попал на войну в драгунский полк и к 1917 году был произведен в офицеры. А рассвет четырнадцатого декабря восемнадцатого года под оконцем застал Козыря полковником петлюровской армии, и никто в мире (и менее всего сам Козырь) не мог бы сказать, как это случилось. А произошло это потому, что война для него, Козыря, была призванием, а учительство лишь долгой и крупной ошибкой»
И это пишет тридцатичетырехлетний М.Булгаков в своем первом романе.
Не могу не отметить, что еще одним героем книги является – Город. Ни разу не назвал Булгаков свой родной Киев по имени. Только – Город, который живет своей жизнью.
Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Целыми днями винтами шел из бесчисленных труб дым к небу. Улицы курились дымкой, и скрипел сбитый гигантский снег. И в пять, и в шесть, и в семь этажей громоздились дома. Днем их окна были черны, а ночью горели рядами в темно-синей выси. Цепочками, сколько хватало глаз, как драгоценные камни, сияли электрические шары, высоко подвешенные на закорючках серых длинных столбов. Днем с приятным ровным гудением бегали трамваи с желтыми соломенными пухлыми сиденьями, по образцу заграничных. Со ската на скат, покрикивая, ехали извозчики, и темные воротники — мех серебристый и черный — делали женские лица загадочными и красивыми.
Что ждет Алексея Турбина, Николку, Карася, Шервинского, Лариосика, красавицу Елену и других героев романа мы можем только догадываться.
Заканчивая роман Булгаков пишет:
Дом на Алексеевском спуске, дом, накрытый шапкой белого генерала, спал давно и спал тепло. Сонная дрема ходила за шторами, колыхалась в тенях. За окнами расцветала все победоноснее студеная ночь и беззвучно плыла над землей. Играли звезды, сжимаясь и расширяясь, и особенно высоко в небе была звезда красная и пятиконечная — Марс.
Писатель посвятил книгу жене - Любови Евгеньевне Белозерской.
Читала и думала: есть масса увлекательных книг, но русская классика – это что-то необыкновенное!
Вот теперь думаю, что дальше у Булгакова почитать?
А у вас какой любимый роман М.Булгакова?