Найти в Дзене
Интриги книги

Книга, которая привела Абрахама Вергезе к медицинской карьере.

18 мая выходит новая книга Абрахама Вергезе - "The Covenant of Water" ("Завет воды"). Мы этого автора знаем в первую очередь по предыдущему его произведению - "Рассечение Стоуна". Книжный клуб Опры уже обратил внимание на новую книгу: ею откроется вторая сотня книг клуба. В статье в "The New York Times" писатель рассказывает о своих книжных предпочтениях.

"Какие книги стоят у вас на прикроватном столике?
Стопка книг отражает разные периоды моей жизни:
"North Woods" ("Северный лес") Дэниела Мейсона (книга выйдет в сентябре 2023 г.); “Images of Memorable Cases: 50 Years at the Bedside” («Образы памятных случаев: 50 лет у постели больных») Herbert L. Fred и Hendrik A. van Dijk; “The Best Strangers in the World” («Лучшие незнакомцы мира») Ari Shapiro; “The Passenger” («Пассажир») Кормака Маккарти; и снизу два тома "Harrison’s Principles of Internal Medicine" («Справочник Харрисона по внутренним болезням»)  - с этой книгой у меня роман: я стремлюсь прочитать ее от корки до корки до выхода очередного издания, но с последними пятью изданиями это не получалось. В свое оправдание скажу, что это 4384 страницы.

Какую последнюю великую книгу вы прочитали?
“The Love Songs of W.E.B. Du Bois” («Песни о любви WEB Du Bois») Оноре Фанон Джефферс. Книга на 800 с лишним страниц: меня тянет к большим эпическим романам (но все же это памфлет по сравнению со справочником Харрисона).

Есть ли какие-нибудь классические романы, которые вы впервые прочитали совсем недавно?
Я пробовал прочитать книгу
Сола Беллоу "Подарок от Гумбольдта", когда мне было 20. Я вернулся к этому автору в самые мрачные ковидные дни и взял его "Приключения Оги Марча". Я нашел эту книгу великолепной. У меня не оставалось другого выбора, кроме как прочитать все его произведения. У меня была похожая реакция на "Братьев Карамазова" - еще одно недавно прочитанное классическое произведение; оно заставило меня вернуться к роману "Преступление и наказание" и взять на себя обязательство прочитать все книги Достоевского. Я думаю, что современные редакторы сократили бы длинные отступления в его произведениях, но для меня они составляют неотъемлемую часть его очарования.

Какая ваша любимая книга, о которой мало кто слышал?
"Цитадель" Арчибалда Кронина не так хорошо известна в Америке, как в Британии и странах Содружества. Гнетущие условия, описанные в вымышленном валлийском шахтерском городке, настолько пленили воображение общественности, что эта книга, возможно, подтолкнула к созданию NHS ("Национальной службы здравоохранения Великобритании"). Поколение врачей за пределами Америки называют «Цитадель» книгой, которая призвала их к медицине.

Какую книгу должен прочитать каждый до 21 года?
«Мир глазами Гарпа» Джона Ирвинга. Я бы добавил «Острие бритвы» У. Сомерсета Моэма. Очень разные книги, но в каждой запоминающиеся герои заняты поиском смысла и цели в жизни.

Какую книгу нельзя читать, пока не исполнилось 40 лет?
«Любовь во время чумы» Габриэля Гарсиа Маркеса. Извините, но только на пятом десятке вы испытаете достаточно горя, чтобы по-настоящему понять эту великую историю любви.

Кем из современных писателей вы восхищаетесь больше всего?
Кроме упомянутых, я бы сказал о поэте и писателе
Майкле Ондатже. Даже его проза читается как поэзия. «В шкуре льва» (еще одна книга, не слишком хорошо известная в Америке) — лишь один из многих примеров. Добавлю Маргарет Этвуд, Мэрилин Робинсон, Орхана Памука, Изабель Альенде, Джонатана Бёрнэма Шварца, Джона МакФи, Джеффри Брауна, любое эссе бесстрашной Арундати Рой, поэта W.S. Merwin (да, он умер, но он был мне другом и наставником, и, поскольку я часто слушаю его голос на единственном компакт-диске, который у меня есть в машине, он кажется мне очень живым).

Вы - опытный врач и профессор медицины. Кто особенно хорошо пишет о медицине для широкой аудитории?
Атул Гаванде, Marcia Angell, Даниэль Офри, Peter D. Kramer, Сандип Джохар, Сиддхартха Мукерджи и Оливер Сакс. Надо сказать и о Berton Roueché как о создателе этой научной формы. Более редкие случаи — врачи, пишущие художественную литературу. На ум приходят Ethan Canin и Дэниел Мейсон.

Какая книга сильнее всего повлияла на ваше решение стать врачом?
"Бремя страстей человеческих" У. Сомерсета Моэма. Филип - молодой главный герой - пытается стать художником в Париже, но с болью обнаруживает, что у него нет таланта. Он уезжает в Лондон и поступает в медицинскую школу. Первые несколько лет для него стали чистой рутиной, пока он не попал в больничную палату. Он обнаруживает, что с пациентами ведет себя менее застенчиво, чем с другими людьми. И здесь он видит «человечность в грубой форме». После прочтения этих слов мне пришло на ум, что любой человек, проявляющий любопытство и сочувствие к своим собратьям, а также готовность упорно трудиться, может стать хорошим врачом и получать вознаграждение за работу, приносящую важные результаты.

Что вы читаете во время работы над книгой?
Рядом со мной всегда есть старые любимые произведения, и я часто достаю одно из них и перечитываю отрывки или даже всю книгу, чтобы напомнить себе о голосе, структуре, лиризме и ошеломляющих амбициях больших романов, которыми я восхищаюсь. В дополнение к ранее упомянутым книгам (особенно
«Любовь во время чумы» Габриэля Гарсиа Маркеса) в список входят “A House for Mr. Biswas” («Дом для мистера Бисваса») В. С. Найпола, «Гроздья гнева» Джона Стейнбека, «Моби Дик» Германа Мелвилла, «Дом духов» Исабель Альенде, «Хрупкое равновесие» Рохинтона Мистри и «The Stone Diaries» ("Каменные дневники") Кэрол Шилдс.

Что самое интересное вы недавно узнали из книги?
Я читаю
«Столпы Земли» Кена Фоллетта, одну из многих книг, которые я купил, но только теперь добрался до нее. Благодаря неотразимым персонажам я узнаю об эволюции каменной кладки в строительстве соборов. Действие книги происходит в 12 веке; это захватывающая история.

Какая книга на ваших полках может людей удивить?
Люди шокированы, увидев книжный шкаф, битком набитый книгами о том, как писать. Я обожаю этот жанр, потому что писательство для меня - сложная наука, которая требует много времени: страницы моих рукописей запятнаны кровью, потом и слезами. Я продолжаю надеяться, что кто-то все-таки раскроет короткий путь или секрет написания книг, который сэкономит мне биологические жидкости и годы труда. Недавно я обнаружил, что один из авторов процитировал меня в своей книге «Как писать», что было мною воспринято как знак не покупать больше книг в этом жанре.

Какая самая лучшая книга, которую вы когда-либо получали в подарок?
Сначала я лишь обдумывал идею написать книгу - так сильно меня поразило увиденное, когда я, в качестве специалиста по инфекционным заболеваниям в первые годы эпидемии СПИДа, ухаживал за умирающими мужчинами моего возраста (в основном). Моему старшему брату Джорджу, должно быть, надоело слушать, как я говорю о писательстве (что гораздо проще, чем писать на самом деле), и он подарил мне книгу
«Человек, который съел машину. Книга про то, как писать хорошо» Натали Голдберг. Надпись моего брата на титульном листе этой книги «ТАК ПИШИ УЖЕ!» и положила начало моей писательской карьере.

Какие книги вы читали в детстве?
Я вырос в Эфиопии, в семье учителей физики из Индии. Телевизора не было. Я был не по годам развитым читателем, и книги были воротами в более захватывающий мир, чем тот, в котором я жил. Мне нравилась
серия Энид Блайтон «Секретная семерка», а позже - серия "Братья Харди" Франклина Диксона. Когда я открыл для себя романы C.С.Форестера о моряках, рассказывающие о карьере вымышленного Горацио Хорнблауэра, я почувствовал, что наткнулся на золотую жилу. (Я до сих пор перечитываю эти тома, и они остаются такими же приятными.) Оглядываясь назад, в 10-летнем возрасте я явно искал похотливые и непристойные книги. В раннем возрасте я наткнулся на книгу "Любовник леди Чаттерли" Д.Г.Лоуренса, которая быстро вытеснила книги Хорнблауэра и «Графа Монте-Кристо» Дюма из списка моих любимых. Мне стыдно признаться, что я взялся за "Бремя страстей человеческих" У. Сомерсета Моэма только потому, что название казалось многообещающим! Хотя в ней не было того похотливого содержания, которое я себе представлял, в ней оказалось нечто лучшее: это была та самая книга, которая, как упоминалось выше, позвала меня в медицину.

Как изменились ваши читательские предпочтения со временем?
Многие из моих уважаемых коллег-медиков, кажется, читают только «серьезные» книги: биографии, политические мемуары и тому подобное. Возможно, в ответ на это я в последнее время читаю в основном художественную литературу. Я люблю напоминать своим друзьям, читающим нон-фикшн, что именно книга
«Хижина дяди Тома» открыла глаза многим американцам на ужасы рабства. (При этом собственные взгляды Бичер-Стоу на расовое неравенство были предосудительными). Я рассказываю своим студентам-медикам, что для полного представления о жизни своих пациентов они должны читать художественную литературу, потому что именно такие книги — великая ложь, которая говорит правду (перефразируя Камю). Вы можете прочитать учебник о «конце жизни», но, чтобы оказаться в шкуре больного в неизлечимом состоянии, обязательно надо прочитать «Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстого. Точно так же “Bastard Out of Carolina” («Ублюдок из Каролины») Дороти Эллисон заставит вас интуитивно почувствовать, что такое жестокое обращение с детьми, чего не может передать ни один педиатрический учебник.
Мне всегда нравились детективные романы (
Патриция Хайсмит, Джон ле Карре, Жорж Сименон, Луиза Пенни, Уолтер Мосли). Во время пандемии мой аппетит к таким книгам резко возрос, и я пожирал, как конфетки, произведения Аттики Лок, Петера Грейнджера, Олена Штайнхауэра, Хеннинга Манкелля, Мика Геррона и Куива МакДоннелла.

Вы организуете литературный ужин. Каких трех писателей, не обязательно здравствующих, вы пригласите?
Точно
Джима Харрисона - он умеет готовить и принесет вина; надеюсь, он не отпугнет Вирджинию Вулф и Фланнери О'Коннор.

Книга, которая вас разочаровала?
«Поминки по Финнегану». Если кто-нибудь знает, о чем книга, сообщите, пожалуйста. Хотя, с другой стороны, и не надо."

Телеграм-канал "Интриги книги"