В комментах читательница убеждала меня, что есть такое состояние "аппетит", при котором невозможно себя ограничить и из-за которого толстеют.
Я прекрасно понимаю моду на определенные объяснительные схемы. Сейчас это разделение на аппетит и голод.
Банально, но скажу,
что ошибка в диагностике - это ошибка в выборе методов коррекции.
Вот человек думает, что у него такой аппетит.
Просто таааак разыгрывается аппетит, что невозможно удержаться. Настолько невозможно, что сравнивает своё состояние с дыханием.
И что он будет "лечить"?
Разумеется, логически следует, что он будет "лечить аппетит", а не компульсивные переедания со срывом контроля.
Значит, подойдут препараты, которые уменьшат аппетит. И всё! Как прекрасно проблема решена!
Или НЕ решена?
Психология сейчас - это "куст" разных теорий, где НЕТ одной общепринятой и универсальной.
На данный момент, существует 5 направлений
Сейчас у нас есть 5 больших направления психологии, почти не связанных между собой:
1. Психоанализ – старейший, созданный З. Фрейдом, с него всё начиналось в психотерапии.
2. Деятельностный подход - о нем скажу ниже.
3 и 4. Далее рождаются почти одновременно гештальт-психология и гуманистическая психология.
И 5-е направление - когнитивные науки. Это науки о том, как наш мозг воспринимает и перерабатывает информацию.
Когнитивная психология возникла, когда придумали компьютер и вдруг инженеры (подчеркну, инженеры, а не психологи!) стали переносить компьютерную метафору на человека, ведь смотрите как удобно – у нас тоже есть устройства ввода информации (органы чувств как камера, клавиатура), есть рабочая память, есть долговременное хранилище информации, есть процессор.
Человек = живой компьютер.
И все это очень плохо, психология сейчас в кризисе. Почему?
Потому что качественная, проработанная теория должна объяснять 2 момента обязательно:
1. Как человек развивается, как, по каким механизмам его психика развивается, зачем человеку психика и почему она усложняется.
То есть психология развития или детская психология должна быть представлена как раздел данной теории, движущие силы развития должны быть объяснены.
2. Как возникает патология.
Почему что-то в психике ломается и как чинить.
Гештальт-психология и гуманистическая психология почти лишены этих кусков, в них нет полноценной детской психологии и патопсихологии, поэтому они не могут считаться полноценными научными теориями.
Это скорее набор наблюдений, перечисление фактов. Объяснительная сила этих теорий очень мала.
Психоанализ и когнитивная психология имеют объяснение развития и патологии,
НО
- психоанализ весь про мотивацию и личность, то есть эмоционально-волевую, потребностные сферы,
- а когнитивная психология вообще забыла, что у человека есть личность и воля. Для её человек – это робот без души. Нет там личности и воли.
То есть, разбили человека на части и вынули, стали изучать в психике
- или личностное развитие (мотивация, целеобразование);
- или когнитивное развитие (восприятие, память, внимание, мышление).
Когнитивная психология вам НЕ объяснит, ПОЧЕМУ вы ХОТИТЕ это или это, а этого и этого боитесь, а куда-то тянетесь.
Зато она расскажет, как выстроены ваши когнитивные схемы в голове. Говоря человеческим языком, как вы перерабатываете информацию, приходящую из внешнего мира.
Но разве может существовать одно без другого?
Очень смешно наблюдать, как когнитивные психологи составили уже огромные списки когнитивных искажений, то есть ошибок в переработке информации, которые допускают люди. Но никак не собираются их объяснять.
Например, частая когнитивная ошибка – избыточное обобщение:
Человек говорит:
"Вы ВСЕ ВСЕГДА опаздываете".
Такого не бывает, это понятно. Все и всегда опаздывать не могут.
Зачем человек ТАК говорит?
Ой, ну когнитивных психологов бесполезно об этом спрашивать ))
Они не занимаются вопросом ЗАЧЕМ.
Они говорят – перестань обобщать, это ошибка! Смешные люди ))
Но это, как говорится, полбеды.
Основной недостаток этих концепций, что человек "вынут" из окружающей среды, вынут из реальной жизни.
Как будто он стоит и не шевелится, а пассивно воспринимает информацию, пассивно что-то сохраняется, сами проходят какие-то процессы.
Конечно, так не бывает.
Человек живет.
Он что-то хочет в деятельности, он становится личностью в деятельности, он что-то воспринимает в деятельности, своей активностью он рождает новые деятельности, в которых он что-то чувствует, что-то хочет и к чему-то стремится, а не просто перерабатывает информацию.
Единственный в мире подход, который соединяет личностное развитие и когнитивное, который соединяет человека с тем миром, где человек живет, – это Деятельностный подход.
На данный момент, ни по силе объяснительных гипотез, ни по масштабу охватываемых проблем ему нет равных.
Деятельностный подход разрабатывается в МГУ и по сей день. Это сильнейшая научная школа, в которой защищены сотни научных диссертаций, сделанные по высоким канонам научного исследования.
В прошлой статье я упоминала профессора МГУ, Решетову Зою Алексеевну, которой исполнилось 100 лет! Обещала разместить на своей страничке видео поздравления со столетием, сейчас размещу.
И Зоя Алексеевна говорит про Деятельностный подход, что все мы становимся его проповедниками.
А от себя добавлю, становимся приверженцами Деятельностного подхода, когда уровня профессионализма уже хватает, чтобы понять суть этой научной школы. Она сложная. Она глубокая. Её нельзя "ухватить" за 3 дня и даже за 3 года.
Так и человек не прост ))
Возвращаясь к аппетиту, которым читательница назвала бесконтрольность пищевого поведения
Этот признак является одним из существенных при диагностике пограничного расстройства личности (Borderline Personality Disorder).
Давайте посмотрим на эти признаки.
Расстройство проявляется в нестабильности аффектов, самооценки и межличностных отношений, а также импульсивности. Постановка данного диагноза возможна, если в поведении больного отмечаются 5 или более из следующих паттернов:
- Страх отвержения и постоянные попытки его избежать.
- Нестабильность в межличностных отношениях, чередование периодов идеализации и обесценивания другого.
- Нестабильность самовосприятия и чувства «Я».
- Импульсивность, потенциально вредящая больному в двух или более из следующих сфер: денежные траты, приём веществ, имеющий аддиктивный эффект, переедание, неосторожное вождение и т.д.
- Эмоциональная нестабильность.
- Хроническое чувство опустошённости.
- Трудности контроля негативных эмоций, в первую очередь гнева.
- Склонность к параноидным идеям, которые могут перетекать в бред.
И что тогда лечить? Что НЕОБХОДИМО лечить?
Разыгравшийся аппетит?
Я понимаю желание упростить ситуацию у тех, кто занимается популяризацией стройности, кто хочет продавать легкие пути.
Но назвать всё подряд "аппетитом" и рекомендовать есть "по голоду" - это разве помощь? Это что-то решило в жизни человека? Что-то изменило?
Повторю:
ошибка диагностики - это ошибка методов коррекции.
А значит, человек не получит адекватной помощи и проблема будет усугубляться.
Будьте внимательны к себе!
Про сложности диагностики и коррекции РПП писала в статье:
Сложная статья для тех, кто готов пойти в глубинные причины:
Про голод и аппетит подробно разбирала в статье:
Автор: Кочеткова Наталья, психолог, консультант по снижению веса и питанию с более чем 20-ти летним опытом, нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.