После приезда семьи Наташи Михаил стал меньше выпивать. Дел прибавилось, внучкин смех как колокольчик звенел в их с Зиной доме. Вскоре внук родился. Дети были спокойными, Наташа оставляла их на родителей,пока в огороде занималась или ходила в магазин.
Решили с Зиной корову свою завести-детям молоко необходимо,да и семья прибавилась. Начал Михаил коровник строить, благо стройматериал достался за копейки- на той овчарне,где он работал, предложили разбирать старый сарай.
Сестре ходил кое в чем помочь по дому, а то просто посидеть -поговорить. Вспомнил и увлечение рыбалкой-достал свои снасти. Зина тоже ожила, нравилось, что муж трезвый и делом занят. На огород ходили только вместе, все делали сообща. Напрягало только окружение соседями. В родительском доме жили чужие люди, зять -во времянке. Он выпивал, с дочерью скандалил. Но родители не вмешивались. Наташе и детям предлагали приходить,когда дома нелады, а с зятем старались не встречаться.
Михаил заводил по-трезвому с зятем разговор о строительстве дома, но хотел, чтобы вначале тот прекратил выпивать. Иван только усмехался:- Тесть, да ты сам не святой. Наслышан от людей, что и ты пил совсем недавно, чего меня учить вздумал, давай лучше выпьем по семейному.
Михаил не соглашался. Пить его не тянуло, да еще с зятем,который дочь обижает.
Стали Наташе говорить,чтобы выгнала мужа, пусть домой в свои смоленские леса отправляется. А ей они помогут детей на ноги поднять. Отец понимал,что в свои 23 года она начнет искать замену мужу, а чужие дети никому не нужны и останутся они деду с бабкой. Вот и пытался зятя образумить.
Зина где-то достала таблетки для лечения алкоголизма и стали зятю их в пищу подмешивать. Он продолжал пить, но иногда у него случались приступы сердечных болей. Наташа боялась,что обман раскроется и просила мать не добавлять таблетки.
Однажды ,когда дома хозяев не было, Иван зашел в дом и на столе увидел таблетки. Он слышал о их действии и побочках .Разразился большой скандал. Иван грозился написать заявление в милицию, Наташа плакала. Зина решила не бороться таким способом с пьянством зятя, но и в скандале сказала, что видеть его не хочет в своем дворе. Пусть уходит.
Утром пришла заплаканная дочь, Иван сказал собираться и ей с детьми. Он убеждал ее,что родителям она не нужна, как и ее семья. А им надо сохранять семью. На это мать сказала, чтобы делали что хотят, а их с отцом оставили в покое.
Вечером пришел зять, глаза на него не смотрели, но выслушали. Сказал, что участок подобрал, начинает строительство, И просил разрешения пожить на период стройки. Михаил оживился,это был деловой разговор, он от помощи не отказывается. Надо строиться, места совсем мало во времянке. Зина молчала.
И Иван действительно перестал выпивать и принялся за стройку. Участок выбрал на пустыре, через несколько домов от их дома. Его дома почти не видели, Наташа была рядом с мужем :заливали фундамент, возили бревна из леса. Дети были предоставлены сами себе. Внук пытался залезть на мотоцикл Ивана,приехавшего на обед. Мотоцикл упал на ребенка, сломал ему ногу. Да сколько таких происшествий случалось -теперь все и не вспомнить. Но дом на глазах поднимался ,а Иван обещал,что к следующей зиме перейдут в него жить.
Осенью Наташа почувствовала себя плохо-оказалась беременной, мать посоветовала рожать. Пока она в ожидании, то на стройке Иван ее работать не будет заставлять,хоть отдохнет. Иван всегда говорил, что дети скрепляют семью и рад был еще одному ребенку.
Зина была довольна жизнью, во дворе корова, а с ней и хлопоты, но все они в основном мужа. Ее дело только доить корову и приготавливать из него продукты для всей семьи. Беременная Наташа сама занималась детьми, Михаил был трезв и по дому делал все,что она не скажет.
И стала она мужу жаловаться, что здоровья нет у нее ходить на ферму-далеко. А вот бы на овцеферму,где он работает, она бы перешла. Михаил ходил в правление,просил перевода для жены. Ее отговаривали и коллеги и контора. Работницей она была хорошей, всегда в передовиках ходила. Но если Зина решила-ее отговорить было невозможно.
На овчарне работать было проще. Приходили с мужем, выгоняли отару в поле. Зина после этого возвращалась домой- Михаил один справится. Когда у нее было хорошее настроение и погода благоприятной она отправлялась на пастбище. Михаил пас овец,а она рвала цветы,любовалась природой, раскладывала на платке взятый из дома нехитрый обед и звала Михаила перекусить. А после уходила домой.
Весной Наташа родила дочь. На стройке начинались отделочные работы. Надо было делать Зине выбор-сидеть с новорожденной внучкой или с Михаилом идти на стройку. Она выбрала последнее. Работал в основном Михаил,она была рядом, их это устраивало.
Общими стараниями осенью семья Наташи перешла в недостроенный дом,как и они когда то. Внуки бежали к бабушке на завтрак и обед. Наташа устала сидеть дома и стала просить мать нянчить младшую дочь, а она пойдет на работу.
Зина всем говорила,что устает от внуков. Домашней работы хватает , а с детьми столько мороки: накормить, постирать ,искупать. В садик отдавать их не хотели: водить далеко, да надо,чтобы чистые да опрятные были. А Наташа не очень аккуратная, значит все заботы на мать лягут. А люди обсуждать будут. Пусть уж дома сидят.
На работе Михаилу завфермой выговаривал, что жены часто на месте не бывает. Объем работы рассчитан на двоих , будут ставить вопрос о увольнении Зины. Она ждать увольнения не стала-сама написала заявление. Так в 45 лет Зина прекратила работать. Стажа для пенсии у нее было достаточно и решила она заниматься домашним хозяйством да внуками.
Она любила свой дом, радовалась, что все время будет проводить в его стенах. Хотя она привыкла к общению, тянуло на люди.Стала ходить в центр села в магазины, носить на продажу творог и сметану,иногда по пути заносила матери банку молока.
Мать радовалась ее приходу, угощала чем нибудь, денег давала, про внуков расспрашивала. Матери тоже не хватало общения, муж-Зинин отчим, умер.Жила она одна.
Зина продолжала следить за собой-делать маски лица,умываться молоком. Она раздобрела, многочисленные платья стали малы. Машинки швейной у нее не было, она шила на руках. Перешивала свои платья, комбинировала вставки,проявляя фантазию и выдумку. Шить она любила. После стирки набирала ворох одежды для штопки и ремонта. В основном это были детские вещи внуков. Наташе стирать было некогда,и Зина шла к ним,когда зятя дома не было, собирала белье и стирала у себя дома. Соседи шутили, что прачечная работает исправно- весь двор был завешан выстиранным бельем. Наташа работала, уставала. Хотелось ей помочь. Из детей ее Зина полюбила третью дочь Наташи-внучку Марину. Была она светлой и похожей на Зину. С бабушкой она была с двухмесячного возраста-ничего удивительного не было.
Зина уволилась с фермы, но оставалась членом колхоза. Ее настоятельно просили выйти на работу-не хватало рабочих рук. Даже с участковым за ней приезжали, пугали статусом тунеядки. Но на работу она так и не вышла. Зина была не из тех, кто отказывается от своих решений.
Младший сын отслужил в армии, возвратился домой, устроился на работу.Осенью друг пригласил на свадьбу, там познакомился он с девушкой-подругой невесты и влюбился. На Новый год съездил к девушке в гости, возвратившись объявил родителям, что уезжает к невесте ,где они поженятся. Мать не отговаривала-что толку? Держать не стали, на банкет дали денег и сами поехали к свадьбе. Возвращалась Зина домой удрученная-не понравилась невеста. Она была постарше сына, красотой не блистала, а он от нее не отходил. Видно, что любит. И это матери не нравилось, шел Сергей за женой как привороженный.В апреле свадьба была, а летом приехали молодые к родителям. Думали в гости, но Сергей сказал, что хотят перебраться в село. Гале скоро рожать, он в колхоз пойдет , а жить будут с родителями.
Зина промолчала, а когда они ушли в гости, стала жаловаться Михаилу, что жить с невесткой не сможет, надо чтобы отец сказал как то тактично Сергею ,что не надо им здесь оставаться. Вечером разговор состоялся. Отец напирал на то,что школа от дома далеко, работы для Гали не будет. Утром молодые собрались и уехали к родителям невестки. Зина поняла,что обиделись. Но и жить с кем то остаток жизни она не собиралась. Ей было хорошо вдвоем с Михаилом.
Наташины дети покоя не давали, вскоре появилась еще одна дочь, а потом и сын. Пятеро детей-многодетная семья. Льготами стали пользоваться, Иван не пил, много читал, знал о том,какие льготы им полагаются и всего добивался. В школу на собрания ходил.
Наташа была в стороне от всего. На все вопросы был ответ:-Как Иван скажет.Соседок -ровесниц это даже злило. Они говорили:-Наташ,удобную ты позицию заняла, все на Ивана валишь. А ты в семье неужели ничего не значишь?
Зина жаловалась Михаилу на свою несчастную жизнь. Стала вспоминать, что в молодости было тяжело-дети,работа, стройка. Теперь -внуки,хозяйство, стройка Наташи, да зять ненавистный. А здесь заболела мать зинина. Не долго думая забрали ее к себе. Уходила мать тяжело. Лежала в дальней спальне, когда хотела позвать Зину стучала в стену. Могла и ночью стучать. Но Зина ночью не подходила , утром посмотрит,что ей надо. От матери устала больше чем от внуков.
Дом матери стоял в самом центре села, сразу нашлись покупатели. Но Михаил твердо сказал, что пока мать жива продавать не будут.Зине нравилась усадьба матери, она стала предлагать Михаилу туда перейти. Он категорически отказался. Написали Саше, не против он продажи дома, а то с предыдущим бабушкиным неприятность получилась и решили ее исправить. Саша ответил,что домик ему не нужен,но просил не спешить, у Натальи с Иваном пятеро детей, сегодня продадут,а завтра сами искать жилье будут для детей. Мать передала Наташе слова брата. Но она уже нашла покупателя. Пока документы для продажи готовили,Наташа товаром у покупателя-коммерсанта всю стоимость дома и выбрала. Так и продали домик за жвачки,чипсы и футболки.Не даром в народе говорится "Как пришло так и ушло".
Вскоре не стало и зининой мамы. Похороны сделали достойные, памятник поставили. За матерью никто не убивался,жизнь потекла в своем русле. Михаил опять начал выпивать.Может пару недель в рот не брать, а потом напьется и ночь спать Зине не дает. И решила Зина,что все беды у них от двора родительского. Все негативное с него жизнь им портило. Вечерами вспоминала, что пить Михаил начал с постройки дома. Значит, решила она, надо уйти из дома и двора.
Причину никому не говорила, но стала искать себе другой дом.Михаил помнил всегда, что дом жене был очень дорог. Убеждал ее,что все они в жизни сделали:детей на ноги подняли, дом построили, вокруг него хорошие яблони вырастили. Теперь осталось спокойно старость коротать вдвоем. Но Зина стояла на своем-хочу другой дом. Приехал Саша с семьей в отпуск, мать подобрала удобный момент и попросила сына им дом купить поменьше, а семье Саши они этот отдадут.
Саша задумывался о переезде, жить в селе не собирался, но под дачу родительский дом подходил идеально. Стали дом искать. Мать показала на понравившийся ей домик. Саше ,да и отцу он не понравился-на шумном перекрестке стоит, да и не дом это, а когда то построенная бывшими хозяевами времянка. Те ,что строили дом, выехали, последнее время жила семья,да хозяйки не стало, а хозяин женился и перешел к жене жить. Дом стоял в многолетних зарослях хмеля и старых бурьянов.
Жена хозяина нахваливала и место и дом так,что Зина до покупки бросилась во дворе порядок наводить. Саша покупку не одобрял,но раз родители просят,то купил им этот домик. Невестка настояла на официальном оформлении покупки этого дома и дарения своего Саше. Перешли жить в этот дом на будущую весну. Зине казалось,что они новую жизнь начнут с Михаилом на новом месте.
Но она ошиблась. Ничего не изменилось в их жизни с переездом. Михаил выпивал как и прежде, внуки приходили решать свои материальные проблемы, младший сын и дочь обиделись, что старшему дом родительский достался. Особой дружбы между детьми не было, а здесь - одни обиды остались.
Сидела Зина в купленном домике и плакала о своем прошлом, о том, что мечты ее не сбылись. Напоминала она старуху из сказки Пушкина "О золотой рыбке" Все у нее было, да через свое упрямство все потеряла...
Саша с женой после переезда с севера сделали в доме ремонт, пригласили батюшку и освятили его. И зажили в нем счастливо.
Не сказка это, а история из жизни конкретных людей.