Найти тему
Ольга

Рустем

Я – Рустем, великий визирь Османской империи.

Родился я в Скрадине, маленьком хорватском городке. Мой отец разводил свиней, а мы с братом помогали ему. Всего нас было три брата и сестра. Меня звали тогда Борис. Моего брата должны были забрать по оброку девширме* в Стамбул для обучения, но наш сосед, богатый человек, упросил моего отца и меня отправить с братом, вместо его сына. А я очень хотел учиться. Меня начал обучать письму наш священник и поэтому я немного знал, что такое обучение, и мне это нравилось. Отец не хотел меня отпускать, но я упросил его. Люди рассказывали, что в Османской империи можно стать богатым и обладать властью, независимо от того, в какой семье ты родился. У меня на Родине не так. Если ты беден, то и останешься таким. А мне хотелось стать богатым, даже не для себя, а чтобы помочь моим родителям, которые трудились день и ночь, но из бедности выбраться не могли.

Итак, мы с братом отправились в Стамбул. Там нас определили в школу Эндерун, которая расположена в султанском дворце. Мы с братом приняли ислам, теперь я стал Рустемом, а брат - Синаном.

Я старался хорошо учиться, иногда даже забывал поесть. Я привык довольствоваться малым еще дома, старался отдать часть еды младшим. Для меня не было ничего важнее, чтобы пройти все 12 ступеней обучения, только так я мог получить хорошую должность и перспективу в дальнейшем.

Брат отсеялся на 7 ступени и его направили в янычарский корпус, а я с удвоенным усердием продолжал учебу. Все мое детство и юность прошли в школе и библиотеке. Я не знал, что такое игры, или отдых. Для меня существовала только одна цель, и меня заметили, оценили мое усердие. Я со всей страстностью окунулся в ислам, Коран стал для меня любимой книгой.

Однажды, читая в саду Коран, я встретил молодого шехзаде Сулеймана, ну это я потом узнал, а тогда я увидел очень красиво и богато одетого молодого человека. Я вскочил и склонился в поклоне. Мы немного даже поговорили о священном писании. Мы остались довольны общением, во всяком случае я, но и по выражению лица юноши я понял, что мои слова ему понравились, хотя и был еще ребенком. Вновь я увижу его уже через много лет.

12 ступеней, как 12 кругов ада. Задания все усложнялись, а терпение и силы уменьшались. Иногда хотелось все бросить и уйти в янычарский корпус, туда, где брат, но мой упертый характер не давал мне этого сделать. Я сжимал зубы и шел дальше. Наконец обучение закончено! Я прошел все испытания!

За это время шехзаде Сулейман стал Султаном, Повелителем трех континентов, и меня направили к нему на службу в качестве оруженосца. Мой пытливый ум и усердие нравились молодому султану. В бою под Мохочем он отметил мое искусство ведения боя. Но я получил и первого своего врага – Ибрагима – пашу, близкого друга Повелителя. Он очень ревниво относится к вниманию Султана, и боится потерять свои позиции. Я постарался быть, как можно дальше от него и незаметнее, но его ненависть уже родилась.

После похода меня назначили главным конюшенным во дворце Топкапы. Я очень был рад. С одной стороны, это повышение, а с другой – надеюсь редко встречаться с Ибрагимом пашой.

Здесь на конюшне, я впервые увидел Хюррем Султан, фаворитку Султана. Вот это точно королева королев! Гордая осанка, красивые и умные глаза, золотые волосы, которые на солнце образовывали нимб над ее головой и заразительный смех. Она всегда улыбалась или смеялась, я ни разу не видел на ее лице и тени грусти. Она низкого роста, очень изящная, но от нее веет такой силой, которая не каждому дана! Я готов быть ее рабом всю свою жизнь!

*Начиная с XIV века все важные посты в Османской империи занимали иностранцы — христиане, рожденные в подчиненных турками провинциях. Мальчиков забирали из семей, обращали в ислам, и султан становился их единственным покровителем.

Обычай, названный девширме («обращение»), появился при Мураде I и набрал силу при Магомете Завоевателе. Султаны стремились окружить себя верными слугами и отстранить от управления тюркскую элиту, склонную устраивать перевороты и передавать по наследству высокие посты. Благодаря девширме в Османской империи в течение пяти веков правила всего одна династия — Великих тюрков.

Продолжение…