Найти тему
Петр Власов

2МВ. Авианосцы флота Японии (03). Последние авианосцы и «эскортники»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Всего за время войны в строю японского флота числилось 19 ударных авианосцев (не считая устаревшего учебного), а так же от 5 до 11 эскортных (почему цифра так «гуляет», объясню в конце статьи). К тому же Япония имела еще и 9 так называемых гидроавианосцев – фактически просто транспортов гидросамолетов, только доставлявших «летающие лодки» в зону боев. А там гидросамолеты сами взлетали с воды, и садились на воду. Сомневаюсь, что такое использование делает эти транспорты настоящими авианосцами (потому я их рассматривать здесь не буду).

Легкие авианосцы «Chitose» и «Chiyoda» (переоборудованы в авианосцы в 1943-1944 гг.)

-2

Водоизмещение стандартное 11.190 т, полное 15.300 т. Размеры 192,5x23х7,5 м. Силовая установка 56.800 л.с. ( 44.000 л.с. турбины + 12.800 л.с. дизеля). Скорость 28,9 узлов. Вооружение: 4x127-мм (спаренных) орудия, 10x25-мм строенных зениток; 30 самолетов. Экипаж 800 человек.

Оба корабля вступили в строй в 1938 г. как гидроавиатранспорты; в 1940-1941 «Chitose» прошел переоборудование в носитель сверхмалых подводных лодок. А после потери четырех авианосцев в сражении у Мидуэя японцы решили перестроить «Chitose» и «Chiyoda» в легкие авианосцы (тем более, что такая перестройка предусматривалась еще при разработке их проекта).

Перестройка в авианосцы заняла весь 1943 год. Корабли оснастили сплошной полетной палубой размерами 180х23 м; оборудовали одноярусный ангар с двумя самолетоподъемниками. Катапульты не предусматривались. Особенностью этих авианосцев стало наличие двух далеко разнесенных дымовых труб по правому борту: первая из них обслуживала котельные отделения, вторая — дизельную установку. Переоборудованные в авианосцы «Chitose» и «Chiyoda» вошли в строй флота в начале 1944 г.

«Chitose» 22.05.1944 был легко поврежден попаданием двух невзорвавшихся торпед с подлодки «Bonefish». А 25.10.1944 в бою у мыса Энганьо был потоплен прямыми попаданиями трех авиабомб с палубников авианосца «Essex».

«Chiyoda» 20.06.1944 получил попадание бомбы, и ремонтировался до сентября 1944 г. В сражении у мыса Энганьо 25.10.1944 авианосец был тяжело поврежден американскими палубниками и потерял ход. Вечером того же дня корабль был потоплен артогнем американских крейсеров «Wichita» и «New Orleans».

Тяжелый авианосец «Taiho» (в строй в 1944 г.)

-3

Водоизмещение стандартное 29.300 т, полное 37.270 т. Размеры 260x29,9х9,6 м. Силовая установка 160.000 л.с. Скорость 33,3 узла. Броня: от 48 до 90 мм. Вооружение: 6x100-мм (спаренных) орудий, 17x25-мм строенных зениток; 84 самолета. Экипаж 2.150 человек.

Начатый проектированием в 1939 г. как усовершенствованный «Shokaku», авианосец в процессе разработки трансформировался в совершенно новый проект корабля с бронированной полетной палубой. Конструкция «Taiho» содержала много передовых решений. Полетная бронированная палуба стала интегральной частью корпуса и участвовала в обеспечении его продольной прочности. Нос был полностью закрытым (впервые у японских авианосцев). Нетипично для японцев выглядел и «остров» на большом спонсоне с наклонной дымовой трубой (по примеру авианосца «Junyo»). Ангар был двухъярусным очень вместительным; два самолетоподъемника располагались за пределами броневой палубы, довольно далеко друг от друга. Катапульт не предусматривалось.

«Taiho» был заложен в июле 1941 г.; однако с началом войны экономическая ситуация ухудшилась, и корабль удалось спустить на воду только в апреле 1943-го. По той же причине японцы отказались от постройки еще 7 предусматривавшихся по судостроительной программе авианосцев этого типа. Сам же «Taiho» вступил в состав флота только в марте 1944 г., и сразу же стал флагманским кораблем японского авианосного флота. В свой первый боевой поход «Taiho» вышел в июне; а утром 19.06.1944 в сражении у Марианских островов во время выпуска самолетов авианосец был поражен в носовую часть правого борта торпедой с американской подлодки «Albacore». Торпедный взрыв вызвал пожары в нескольких помещениях; огонь вроде бы удалось ликвидировать, но спустя 6 часов после атаки произошел мощный внутренний взрыв – из-за повреждения бензопроводов и бензоцистерн началась утечка паров бензина, которые и сдетонировали. В результате корабль получил сильные разрушения, новые пожары, и вскоре затонул. Из двухтысячного экипажа спаслось всего несколько человек.

Тяжелый авианосец «Shinano» (в строй в 1944 г.)

-4

Водоизмещение стандартное 64.800 т, полное 71.890 т. Размеры 266x41,5х10,3 м. Силовая установка 150.000 л.с. Скорость 27 узлов. Броня: от 76 до 230 мм. Вооружение: 8x127-мм (спаренных) орудий, 35x25-мм строенных и 40х25-мм одинарных зениток; 47 самолетов. Экипаж 2.400 человек.

«Shinano» - крупнейший в мире авианосец Второй мировой войны - был заложен в мае 1940 г. как третий линкор типа «Yamato». Однако первые же сражения на тихоокеанском театре выявили абсолютное превосходство палубной авиации над артиллерией тяжелых кораблей, и уже в декабре 1941 г. постройку «Shinano», находившегося в 50%-ной готовности, приостановили; а летом 1942 г., после поражения при Мидуэе, корабль решили достроить как авианосец. К тому времени корпус «Shinano» был почти готов, что заставило проектировщиков пойти на определенные компромиссы. В уже готовых шахтах орудийных башен смонтировали скоростные элеваторы подачи авиационного боезапаса. Толщину броневого пояса уменьшили до 160 мм (вместо 410 мм), а вот отказаться от вертикальной брони не получилось: она входила в состав силовой структуры корпуса. По этой же причине пришлось сохранить очень толстый (230 мм) пологий скос броневой палубы. Поэтому общий вес брони достигал рекордной для авианосца величины — 17.694 т (плюс еще 2.400 т цемента).

«Остров» нового авианосца был скопирован с «Taiho». Но почти готовый корпус линкора не позволил разместить в нем двухъярусный ангар, поэтому пришлось обойтись одноярусным. В результате численность авиагруппы самого большого в мире авианосца составляла всего 47 самолетов. Катапульт не было.

Корабль был спущен на воду в октябре 1944, а уже в ноябре его ввели в строй флота. Для завершения достроечных работ «Shinano» вечером 28 ноября в сопровождении трех эсминцев отправился из Йокосуки в Куре, но около 3 часов ночи 29.11.1944 авианосец был атакован американской подлодкой «Archerfish». Из 6 выпущенных ею торпед в центральную часть корпуса «Shinano» попали 4. Корабль сразу же получил крен на пораженный борт, на нем возникли пожары. Но пользоваться имевшейся системой пожаротушения экипаж не умел, поэтому огонь пытались тушить ведрами воды (!). А так как монтаж системы откачки воды из отсеков был незавершенным, крен все больше увеличивался. В этих условиях началась паника – в первую очередь среди присутствовавшего на корабле гражданского технического персонала. К 8 часам утра стало ясно что «Shinano» не спасти, и эсминцы сопровождения стали снимать с корабля экипаж (успели спасти около 75 процентов находившихся на авианосце людей). Спустя 7,5 часов после атаки подлодки «Shinano» перевернулся и затонул…

Другие авианосцы Японии

-5

Кроме представленных выше, японцы строили так же еще 6 авианосцев типа «Unryu»; но из них в строй успели войти только 3 («Unryu», «Amagi» и «Katsuragi»), постройка остальных была прекращена. Да и те корабли, что подняли флаги в августе – октябре 1944, в боевых действиях флота участия так и не приняли. Их достройка затянулась, а для формирования авиагрупп уже не хватало подготовленных летчиков. В море из них успел выйти только «Unryu», который использовали только как авиатранспорт для перевозки самолетов. Но 19.12.1944 в Восточно-Китайском море «Unryu» получил две торпеды с американской подлодки «Redfish»; возникший пожар вызвал серию внутренних взрывов, и авианосец затонул. Отстаивавшиеся в Куре «Amagi» и «Katsuragi» в июле 1945 подверглись неоднократным бомбежкам американской авиации, в результате которых «Amagi» затонул прямо в порту, а «Katsuragi» ремонтировался до самого окончания боевых действий. Так что я просто не вижу смысла разбираться в характеристиках кораблей, не сыгравших вообще никакой роли в войне. Как и в характеристиках еще одного не достроенного авианосца «Ibuki», готовность которого к моменту капитуляции Японии составляла 80 процентов.

Эскортные авианосцы

-6

ТТХ эскортных авианосцев типа «Taiyo»: водоизмещение стандартное 17.830 т, полное 20.900 т; размеры: 173,7х24х7,7 м; силовая установка: 25.200 л.с., скорость 21 узел. Вооружение: 4x127-мм (спаренных) орудия, 2x25-мм (спаренных) зенитных автоматов; 27 самолетов. Экипаж 747 чел.

Кроме ударных авианосцев японский флот располагал еще и эскортными авианосцами. Эскортные авианосцы предназначались не для сражений, а для сопровождения транспортных конвоев и обороны грузовых судов от атак вражеской авиации и подлодок. Для экономии средств и времени эскортные авианосцы не строились специально, а переоборудовались из быстроходных пассажирских лайнеров. Соответственно, они были вооружены слабее, чем эскадренные авианосцы специальной постройки, и несли меньшее количество самолетов, среди которых преобладали разведчики и противолодочные бомбардировщики (обычно, устаревших типов, уже не использовавшихся на эскадренных авианосцах). Во время 2-й мировой войны японский флот имел 5 эскортных авианосцев, 4 из которых погибли в боях.

Три из них относят к типу «Taiyo» («Taiyo», «Unyo» и «Chuyo»); как боевые корабли они вошли в строй в 1941-1942 гг., и стали первыми эскортными авианосцами японского флота. Лайнеры, имевшие одинаковые характеристики, переоборудовались в авианосцы по одному упрощенному проекту. На каждом размещалось по 27 старых самолетов.

В ноябре 1943 к ним присоединился эскортный авианосец «Kayo» - тоже бывший пассажирский лайнер. Реквизированный флотом в декабре 1941, он поначалу использовался как войсковой транспорт, а затем его переоборудовали в авианосец. Водоизмещением «Kayo» был поменьше «Тayo», но имел вдвое более мощную силовую установку, что давало превосходство в скорости в 3 узла. К тому же на «Kayo» стояло 8х25-мм зенитных автоматов; но только 24 самолета.

А в 1944 отряд «эскортников» пополнился авианосцем «Shinyo». Это - бывший немецкий пассажирский лайнер «Scharnhorst», который начало 2-й мировой войны застало в японском порту Кобе. В феврале 1942 немцы передали лайнер японцам, а те после сражения у Мидуэя начали экстренно перестраивать судно в авианосец, при переоборудовании назвав корабль «Shinyo». Правда, превращение лайнера в боевой корабль надолго затянулось из-за необходимости замены котлов; поэтому «Shinyo» вошел в строй японского флота лишь в июле 1944 г. По водоизмещению, мощности силовой установки и скорости бывший «немец» был почти идентичен «эскортникам» типа «Taiyo», но имел 10х25-мм зениток, и нес 33 самолета.

Первым из «эскортников» погиб «Chuyo»: вечером 3.01.1943 он получил в борт торпеду с подлодки «Sailfish»; и потерял ход. На утро эта подлодка вновь атаковала поврежденный авианосец, и после попадания четвертой торпеды «Chuyo» затонул.

Следующим стал «Taiyo». Ему регулярно не везло при встречах с американскими подводными лодками. «Taiyo» еще в сентябре 1942 был поврежден торпедой подлодки «Trout», но отремонтировался. В сентябре 1943 «Taiyo» «словил» торпеду с подлодки «Cabrilla», и вновь долго стоял в ремонте. Но 19.08.1944 торпеды подлодки «Rasher» все же отправили «Taiyo» на дно…

Вскоре вслед за «Taiyo» отправился на дно и «Unyo». Едва завершив ремонт (он 8 месяцев ремонтировался после поражения двумя торпедами с подлодки «Haddock» в январе 1944), и только выйдя в море, «Unyo» 16.09.1944 нарвался на 3 торпеды с американской подлодки «Barb» и утром следующего дня затонул.

Позже всех вступивший в строй бывший «немец» «Shinyo» прослужил японцам недолго: 17.11.1944 при сопровождении конвоя в Сингапур он был потоплен ударами четырех торпед американской подлодки «Spadefish».

Дольше всех продержался «Kayo», который в июле 1945 г. подорвался на мине и сел на мель. Через 4 дня по нему отбомбились английские палубники, и из-за полученных тяжелых повреждений японцы просто бросили сидевший на мели корабль, исключив его из состава флота.

«А был ли мальчик?»

Так же в интернете в списках японского флота можно встретить упоминания о еще 6 эскортных авианосцах: «Акицу Мару», «Нигицу Мару», «Ямасиро Мару», «Симанэ Мару», «Отакисан Мару» и «Кумано Мару». Однако, если начинать разбираться, то выясняется, что эти суда использовались в основном как танкеры, и лишь в отдельных случаях некоторые из них – как авиатранспорты, только перевозившие самолеты, но не действовавшие как классические авианосцы. Что они не предназначались на роль «плавучих аэродромов», говорят (на мой взгляд) и их «гражданские» названия – ведь в японском флоте переоборудовавшиеся в авианосцы суда получали другие наименования.

Авианосцы флота Японии начала войны

2МВ. Авианосцы флота Японии (02). Не участвовавшие в налете на Перл-Харбор

Самолеты японских авианосцев: истребительная авиация

Самолеты японских авианосцев: ударная авиация конца войны

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.