Найти тему

Разработка типовой структуры корпоративных информационных систем в муниципальном управлении

Введение

Применение передовых информационных технологий в системе обработки данных, принятия решений и учета востребованы не только в коммерческой сфере. Муниципальные, как и государственные органы, обладают потребностью в облегчении и повышении эффективности работы собственных служб по получению, структурированию, поиску и обработки информации о вверенной им территории, недвижимости и населении, в облегчении доступа к этой информации. Использование такого инструмента, как корпоративные информационные системы, позволило бы как уменьшить неопределенность при принятии наиболее оптимальных и эффективных решений руководящими органами, так и повысить качество оказания услуг населению. Стоит отметить, что научный уклон исследования создания и применения корпоративных информационных систем в основном сконцентрирован на частном секторе и компаниях, в тоже время системы подобного рода представляют собой уникальный управленческий инструмент, перспективы которого не ограничиваются целями получения прибыли. Муниципальное образование по своему уровню и сути является самой компактной хозяйственной системой с понятным набором компетентных (управляющих) органов. Внедрение передовых информационных технологий на уровне местных сообществ является как научно перспективной задачей, так и теоретически максимально простым проектом в системе управления Российской Федерации.

1. Муниципальная информационная система: определение и сущность

Муниципальная информационная система (МИС) используется для хранения и управления всей соответствующей информацией, касающейся объектов инфраструктуры муниципального образования, а также для поддержки процессов принятия оперативных, тактических и стратегических решений в областях, связанных с развитием и поддержанием жизнеобеспечения муниципального образования. Обращаясь к научным источникам, мы можем обнаружить устоявшееся определение МИС [1]. Муниципальная информационная система представляет собой комплексную технологическую структуру, объединяющую аппаратное, программное обеспечение и коммуникационные сети для управления, хранения, обработки и распространения информации для поддержки оперативных, управленческих функций и функций принятия решений местного органа власти. МИС является средством информационной поддержки муниципального управления и ее необходимо рассматривать как объединение всех принятых в подведомственных организациях технологий обработки информации. Такое объединение представляет собой набор автоматизированных информационных систем различных служб и подразделений органов государственной власти и местного самоуправления, интегрированных между собой и позволяющих повысить эффективность управления инфраструктурой муниципального образования в целом. Можно вывести следующий список задач, которые на практике МИС призвана исполнять:

  • создание реестра муниципальных информационных ресурсов и услуг, создание адресного реестра города (территории муниципалитета) и единого кадастра муниципального образования, единой геоинформационной системы (ГИС) для учета недвижимости на территории муниципального образования и оптимизации градостроительных решений, ведение единого имущественного кадастра для эффективного управления муниципальным имуществом;
  • совершенствование системы персонального учета населения (СПУН), в том числе сбор данных по различным категориям населения муниципального образования для эффективного управления социальной инфраструктурой и упорядочивания расходования бюджетных средств, направляемых на реализацию расходной части бюджета муниципального образования;
  • нормативно-правовое и документальное обеспечение органов местного самоуправления для повышения обоснованности принимаемых решений, повышение скорости документооборота;
  • мониторинг бюджета для поддержки оперативных решений по управлению расходами, обеспечение единой системы закупок и контрактов;
  • создание интернет-портала органов местного самоуправления для эффективного и быстрого взаимодействия населения с органами муниципальной власти;
  • разработка и внедрение комплексов различных мероприятий как организационного, так и программно-аппаратного характера по хранению и защите муниципальной информации от незаконного получения и распространения, а также порчи.

2. Общая компонентная структура муниципальной информационной системы

Так же, как и всякая развитая информационная система, МИС имеет сложную внутреннюю структуру. Она представляет собой совокупность информационных систем различных функциональных единиц муниципального образования, интегрированных в общую корпоративную информационную сеть. На каждом из их видов мы остановимся отдельно. Общий вид МИС представлен на рисунке 1 [2].

Рис. 1. Общая компонентная база муниципальной информационной системы
Рис. 1. Общая компонентная база муниципальной информационной системы

Рис. 1. Общая компонентная база муниципальной информационной системы

Так, МИС включает в себя следующие основные компоненты:

  • информационная система центрального аппарата администрации (ИСЦАА);
  • информационная система законодательных органов власти (ИСЗОВ);
  • информационная система отраслевых органов муниципального образования (ИСООМУ);
  • информационная система территориальных органов местного самоуправления (ИСТОМУ);
  • информационная система функциональных органов местного самоуправления (ИСФОМУ);
  • муниципальный интернет-портал (МИП);
  • центральная база данных (ЦБД) и центр обработки муниципальной информации (ЦОМИ).

Полный текст статьи: https://corpinfosys.ru/archive/2023/issue-21/217-2023-21-municipalinformationsystem

Разработка типовой структуры корпоративных информационных систем в муниципальном управлении
Разработка типовой структуры корпоративных информационных систем в муниципальном управлении