«Мне надоело бегать по рынкам и магазинам и зарабатывать деньги. Хочу раз в году ничего не делать» - под этими словами может подписаться почти каждая женщина, но это слова из письма народной артистки СССР Людмилы Целиковской. Никаких домработниц, варила варенье, пекла пирожки, занималась домом, сыном и никогда не жила одна, с мамой, с сыном, невесткой и внуками. А еще Людмила Васильевна была замужем пять раз. Всегда вставала в семь утра и начинала свой день с того, что наносила макияж, смеялась и говорила: «Это чтобы стать похожей на Целиковскую.» Легко и беззаботно порхать по жизни, как ее искрометные героини в кино, не получалось.
Людмила имя славянское, переводится как «милая людям». Людмила, Мила, Люся, обаятельной и живой девчушке очень шло ее имя, а родилась она в Астрахани в сентябре 1919 года.
Детство Людмилы Целиковской было голодным, родилась в семье музыкантов с консерваторским образованием, которые пели в церковном хоре, но во времена Гражданской войны было не до церковных песнопений. Когда Люсе исполнилось шесть лет семья переехала в Москву в поисках работы. Работа нашлась в симфоническом оркестре Центрального дома Красной армии.
Люся с малых лет знала, что будет актрисой. В 1937 году, окончившая школу жительница московской коммуналки поступает в театральное училище. Конкурс огромный, из 900 абитуриентов приняли 13. Тринадцатая была Людочка Целиковская. Непосредственная девочка понравилась Рубену Константиновичу Симонову, руководителю театра имени Вахтангова.
В 19 лет Целиковская вышла замуж за однокурсника, но ничего хорошего из этого не получилось, брак распался, не продержавшись и года. Вторым мужем Целиковской стал писатель Борис Войтехов.
Расцветом карьеры Людмилы Целиковской стали военные и послевоенные годы. В самое трудное для страны время необходима была ее улыбка, светящиеся глаза, энергия и сумасшедшее обаяние. Глядя на нее верилось, что горе не на всегда, война закончится и начнется мирная и счастливая жизнь. Она олицетворяла собой поколение чья молодость пришлась на страшные 40-вые годы, поколение спасшее страну ценой своих жизней, но не потерявшее надежду на счастье и любовь.
Милые и наивные фильмы с участием актрисы возвращали зрителей в мирную жизнь. В это время она была популярней Любови Орловой, девочки делали прически «под Целиковскую», шили платья «как у Целиковской» и мечтали стать артистками «как Целиковская». А юноши признавались в любви.
Судьбоносным для Людмилы Целиковской стали съёмки в картине «Воздушный извозчик», фильм снимался в эвакуации в Алма-Ате в 1942 году. Ее партнёром стал всенародно любимый артист Михаил Жаров. Жаров был старше на 20 лет, но влюбился как мальчишка в молоденькую актрису. Чувство оказалось взаимным.
А вот, что писала Людмила своему отцу: «Когда вернулась из Москвы, поняла, насколько тщетно все это, мне нет жизни без Жарова. И я решила, наконец, написать Б.И. письмо, где без резкости, по-товарищески все объяснила. Я, конечно, понимаю, что с точки зрения общественной морали третий муж в 23 года- наверное, плохо. Но я считаю, что лучше честно уходить, когда чувствуешь, что не любишь больше человека. И что гораздо хуже заводить романы втихаря. И я даже рада, что все так случилось, что обнаружилось истинное лицо Войтехова, неблагодарное, бабское и тщеславное».
Оставленный муж актрисы писал оскорбительные телеграммы и анонимки во все инстанции, где жаловался на неверную жену. Вот одна из них: «Роман алма-атинской Сильвы с всемирно известным к….. меня не удивил. Возмущен вероломством и бесстыдством.»
Актеру Жарову также пришлось пережить нелегкий развод, после которого он на 1,5 месяца попал в больницу.
Они не расставались всю войну, фильм «Воздушный извозчик» имел огромный успех, особенно на фронте. Жаров и Целиковская разъезжают по фронтам в составе концертных бригад. Как-то после их выступления, молодой лейтенант поклялся актрисе, что каждый сбитый вражеский самолет будет посвящать ей. В конце войны Людмила Васильевна получила от него письмо, самолетов оказалось -24.
За картину «Иван Грозный», где Жаров играл Малюту Скуратова, а Целиковская царицу Анастасию все актеры получили Сталинскую премию, кроме Целиковской, Сталин лично вычеркнул ее из списка сказав: «Такими царицы не бывают!»
Приходилось бывать на правительственных приемах, Людмила называла это «работать клоуном», но отказываться было нельзя. Целиковская никогда не была в фаворе у власти, ее не раз вычеркивали из списков на звание народной, ей никто не помогал в творчестве. За Орловой стоял Александров, за Ладыниной Пырьев. Михаил Жаров был актером, ничем в карьере супруге помочь не мог. Брак двух звезд советского кино продолжался пять лет.
В 1948 году актриса театра им. Вахтангова знакомится с главным архитектором Москвы Каро Алабяном. Ради него она рассталась с Михаилом Жаровым. Брак оказался счастливым, но много несправедливого и трагического пришлось пережить вместе. В 1949 году родился сын Саша. Людмила Васильевна в конце жизни призналась, что больше всех она любила Алабяна. А ее – Михаил Жаров.
Вскоре после рождения сына произошло событие, чуть не закончившееся трагически. Каро Семенович был снят с работы, и чуть не арестован как японский шпион. Посмел не согласиться с Берией. Главный архитектор Москвы выступил против строительства сталинских высоток, ведь большинство москвичей жило в коммуналках. Спорил с Берией и Кагановичем, которые постоянно вмешивались в процесс строительства.
И вот Каро стоит на коленях перед женой и просит прощения, что женился на ней, ведь за ним должны скоро прийти, а это значит, что и Людмилу Целиковскую ждет такая – же участь, а грудного сына могла ждать судьба детдомовского ребенка. Спас Каро друг детства – Микоян. Отправил архитектора в Армению, подальше от Москвы.
Квартиру отобрали, семье с маленьким ребенком пришлось скитаться и жить на то, что зарабатывала Людмила в театре. А тут еще и единственный сын заболел полиомиелитом. Людмила Васильевна потом вспоминала, что на свое счастье ничего не знала о последствиях этой болезни. Но она справилась, ушла из театра и все время находилась рядом с сыном, делала массаж, учила ходить, готовила специальное питание. К счастью, это была редчайшая форма заболевания, поддающаяся лечению.
Только в 1953 году архитектор Каро Алабян смог вернуться на работу, и семья получила квартиру.
Каро Семенович умер в 1959 , от онкологии. Сын Александр пошел по стопам отца, стал строителем. После смерти мужа Целиковская осталась с девятилетним сыном, мамой и приёмной дочерью Галиной.
В сорок лет Людмила встретила еще не известного, но талантливого режиссёра Юрия Любимова. Они были знакомы и раньше, учились в одном театральном училище, а на дипломном спектакле играли Ромео и Джульетту. Юрий Любимов поселился у Целиковской , Людмила стала не только его женой, но и верным товарищем в строительстве театра на Таганке.
Пользуясь своей невероятной популярностью Целиковская искала покровителей среди сильных мира сего. Писала, ходила по кабинетам, отстаивала право своего мужа работать и творить в этом театре. Брак продлился почти 20 лет, в 1980 году супруги развелись, Юрий Любимов ушел к молодой женщине.
Людмила Васильевна просто вычеркнула его из своей жизни. Не жаловалась, не скандалила и не выла ночами в подушку. Любить жизнь во всех ее проявлениях тоже дар. Ведь не зря ее девизом были слова: «Стой под дождем. Пусть проникнут в тебя его стальные стрелы. Стой, несмотря ни на что. Жди солнца. Оно зальет тебя сразу и беспредельно».