Пусть Нептун сразит тебя, Уинслоу!
Услышь, Тритон, услышь! Беллоу, тверди отцу нашему, морскому царю, восстать из глубин, полному ярости, морской волной кишащей солёной пеной, дабы придушить этот юный рот с едкой слизью, задушить тебя, залив твои органы, пока не станешь синим и раздутым сим рассолом и не сможешь кричать. Только когда он, украшенный ракушками, со скользящими щупальцами и струящейся бородой, возьмёт его падшую, ребристую рукоять, его трезубец с коралловым наконечником словно бури вой, и вонзит прямо в твою глотку, лопая твой не вздутый боле мочевой пузырь, а разорвавшуюся чёртову пленку, что для гарпий и душ погибших моряков не будет уж кормежкой, а тем, что только слизать и проглотить в бесконечные воды ужасного императора; забытого всеми навеки, забытого любым Богом или Дьяволом, забытый даже морем, покуда каждая вещь или часть Уинслоу, даже отголоски твоей души, — больше не Уинслоу, но теперь само море.
Фильм "Маяк", вышедший в 2019 году, является великолепным произведением искусства, оставляющим незабываемое впечатление на зрителей. За этим потрясающим фильмом стоит один из самых талантливых и востребованных режиссёров современности - Роберт Эггерс.
Поражали своей актёрской игрой в фильме непревзойдённый Уиллем Дефо и ни разу не уступивший ему в мастерстве Роберт Паттинсон. Оба актёра проявили интерес к работе с Робертом Эггерсом после просмотра его фильма "Ведьма". Они выразили своё желание сотрудничать и показали своё понимание видения режиссёра. Переговоры о проекте прошли откровенно, без лишних обсуждений.
Актёры в картине создали интенсивную и запоминающуюся динамику между своими персонажами, перекликающуюся с ощущением изоляции и психологического напряжения, присутствующих на острове.
Интересный факт:
Дефо, опираясь на свой театральный опыт с экспериментальной труппой "The Wooster Group", использовал импровизацию во время репетиций, в то время как Паттинсон планировал свои репетиции на основе обсуждения сценария.
О режиссёре и работах. Кратко
Роберт Эггерс - американский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, получивший признание критиков и популярность благодаря своему уникальному видению и художественному подходу к съёмкам. Так же он известен своей фанатичной преданностью мистике и особой приверженностью к созданию фильмов с глубокой атмосферой загадки и мистического напряжения. В его работах часто прослеживается влияние оккультизма, литературы ужасов и классической мифологии.
Прежде чем создать "Маяк", Эггерс снял свой дебютный фильм "Ведьма" (2015), который был оценён как одно из наиболее заметных достижений в жанре ужасов за последние годы. В этом фильме режиссёр продемонстрировал свою способность создавать напряжение, воздействовать на эмоции зрителей и превращать обыденные сюжеты в кинематографические шедевры.
В 2022 году на экраны вышло следующее творение режиссёра - драма "Варяг" ("The Northman"). Это захватывающая эпическая сага, полная красоты, жестокости и мистики, о путешествии мести и выживания в безжалостном средневековом мире. Вдохновленный скандинавской мифологией и с превосходным визуальным стилем, фильм увлекает зрителя в опасное путешествие героя, погружая его в мир интриг, сражений и внутренней борьбы с тьмой, несправедливостью и собственным "я". С неподражаемой режиссурой Роберта Эггерса и блестящим актерским ансамблем, "Варяг" переносит зрителей в мрачное и фееричное прошлое, полное эмоциональных сражений и потрясающих визуальных образов.
О фильме
Предыстория
Оригинальная идея фильма "Маяк" была высказана на ужине между режиссёром Робертом Эггерсом и его младшим братом Максом. Роберт, разочаровавшись в перспективах в киноиндустрии после неудачной попытки получить финансирование для своего первого большого проекта "Ведьма", рассказал Максу о своей идее создать призрачную историю, разворачивающуюся в маяке и основанную на неоконченном рассказе Эдгара Аллана По "Маяк".
Адаптация рассказа По оказалась затруднительной, и Макс временно остановился в работе над сценарием, который тогда имел рабочее название "Остров Бернт". Роберт начал размышлять над идеями, чтобы усилить концепцию проекта, и, с поддержкой брата, начал искать источники для вдохновения.
Один из историй, которая привлекла внимание режиссера в его начальных исследованиях, был девятнадцативековый миф о происшествии в маяке Смоллс в Уэльсе, где один из двух сторожевиков, оба по имени Томас, погиб, оказавшись запертым в маяке во время разрушительной бури. Факт, что оба мужчины носили имя Томас, вдохновил Роберта создать фильм с глубинным сюжетом об идентичности. В это время, когда появилась конкретная концепция, Роберт временно остановил работу над "Маяком", когда нашел инвестора для финансирования "Ведьмы".
Неожиданный успех "Ведьмы" поднял репутацию Роберта в качестве режиссера. Чтобы использовать свою новую надежность, он продвигал "Маяк" в переговорах с руководителями студий. Затем он и Макс возобновили свою работу, обмениваясь и пересматривая черновики сценария. В это время они также углубились в исследования периода, чтобы разработать мир на экране. Роберт погрузился в фотографии Новой Англии 1890-х годов, морских фильмах 1930-х годов и символистском искусстве* в качестве визуального опорного материала.
*статья о символизме и символистской драме
Изучение литературы с морской и сюрреалистической тематикой Эггерсов влияло на речь персонажей в "Маяке". Они изучали произведения Германа Мелвилла, Роберта Льюиса Стивенсона, Говарда Лавкрафта и других, прежде чем обратить внимание на работы Сары Орне Джуэтт, писательницы, наиболее известной своими региональными произведениями, разворачивающимися на побережье Мэна. Ее стиль письма с диалектом задал ритм и интонацию главных персонажей фильма, основанных на опыте ее моряков и реальных фермеров, рыбаков и капитанов, с которыми она беседовала. Роберт и Макс также опирались на диссертацию о технике Джуэтт, чтобы руководить написанием интенсивных диалоговых сцен.
Еще одним фактором, формирующим творческую направленность "Маяка", был театральный опыт Эггерсов. Они черпали элементы из пьес писателей, которые оказывали влияние на их работу в подростковом возрасте, в основном таких художников, как Сэмюэл Беккет, Гарольд Пинтер и Сэм Шепард, чьи произведения исследуют мужскую перспективу экзистенциальных кризисов и психоза.
О сюжете. Кратко без спойлеров
"Маяк" - это глубокая и мистическая морская драма, разворачивающаяся на одном из самых отдалённых островов Атлантического океана в конце 19 века. Фильм рассказывает историю двух смотрителях маятника, Томаса Уэйка и Эфраима Уинслоу, которые должны пройти через изолированное и пугающее событие на острове. Столкнувшись с экстремальными погодными условиями, тайнами и своими собственными демонами, персонажи вступают в мрачное путешествие, которое испытывает их моральность, рассудок и самоопределение.
В окружении бушующего океана и таинственной природы, Уинслоу и Уэйк вступают в смертельную борьбу за власть и выживание на острове. Каждый из них скрывает свои секреты и стремится раскрыть истину, которая стала их одержимостью. Постепенно события становятся всё более странными и необъяснимыми, поддерживая накал эмоций и напряжение. Судьба героев оказывается запутанной в тайнах маяка, их собственных грехах и власти, которую он обещает тому, кто посмеет проникнуть в его тайны. "Маяк" превращается в путешествие в глубины человеческой души, где граница между реальностью и иллюзией начинает стираться, а сам остров становится символом загадки и смертельной притягательности.
Символизм
Эггерс заявил ранее, что подтекст фильма был вдохновлен Зигмундом Фрейдом и надеется, что "это фильм, который заставит и Юнга, и Фрейда жадно жевать свой попкорн". Молодой смотритель маяка, испытывая одновременный страх и восхищение старшим смотрителем, раскрывая тему эдипова комплекса; Паттинсон, комментируя динамику отношений отца и сына в фильме, заявил: "Я очень осознанно стремился передать характер отношений. Во многих отношениях он возжелает отца", а также, по мере развития сюжета, его персонаж все больше "ищет подтверждения от Уиллема [Дефо] как начальника и отца-образа". Паттинсон также отметил явное фаллическое изображение маяка, как некоего символа.
Фильм "Маяк" включает в себя аналогии с мифами и легендами, которые придают ему глубину и символичность. Одна из аналогий связана с мифом о Прометее. Подобно Прометею, главный герой достигает тайны и оказывается перед сложным выбором, что вызывает последствия. Это отсылка к теме постижения запретных знаний и возможности преодоления собственных границ.
Другая аналогия связана с мифологией о боге Протее, служащем Посейдону. Протей был известен своей способностью предсказывать будущее. В фильме старший смотритель также обладает пророческими способностями, что добавляет загадочности и таинственности его персонажу. Мифологические аналогии усиливаются использованием образов морских чудовищ и символов, которые отсылают к мифам и легендам. Например, гравюра Альбрехта Дюрера "Морское чудовище" вдохновила внешность старшего смотрителя, подчеркивая его связь с морем и таинственностью.
Фильм "Маяк" исследует глубинные темы человеческой природы и моральных выборов, используя символы и аналогии из мифологии. Это добавляет слоистость и интерпретационные возможности для зрителя, позволяя каждому воспринимать фильм в соответствии с собственным опытом и пониманием мифологических образов.
Кроме того, мифологические аналогии можно найти и в других аспектах фильма. В морской мифологии существует образ сирены, соблазняющей моряков своим пением. В фильме "Маяк" морская сирена символизирует опасность и искушение, которые подстерегают героев.
Фильм "Маяк" содержит явные изображения мужской сексуальности и фокусируется на двух мужчинах, находящихся вблизи друг друга на острове. Однако, когда Роберт Эггерсу был задан вопрос о том, является ли фильм "историей любви", он ответил:
"Я говорю, что эти персонажи геи? Нет, но я и не говорю, что они таковыми не являются. Забудьте о сложностях человеческой сексуальности или их особых предпочтениях. В этом фильме я больше задаю вопросы, чем даю ответы."
Сексуальные фантазии и мастурбация являются повторяющимися темами в фильме. Для Дефо открытая андрофилия в фильме очевидна, но она также используется для исследования того, что значит быть мужчиной:
"У них есть чувство вины, неправильности ... это имеет свои корни в существовании ... в маскулинности, доминировании и подчинении".
После того, как молодой смотритель маяка подчиняет старшего, он принимает доминирующую роль, называя старшего мужчину "собакой" и влача его на поводке. Прокомментировав эту сцену, Паттинсон сказал:
"Есть определенный момент, когда мы буквально пытались снять друг у друга штаны. Это почти напоминало прелюдию".
Мифологические и художественные влияния в фильме подчеркивают его эротичность. Эггерс признал визуальное влияние символистских художников Саши Шнайдера и Жана Делвиля, чьи "мифические картины в гомоэротическом стиле стали идеальным кандидатом для воплощения в сценарий". Композиция одной из сцен фильма сознательно адаптирована из картины Саши (Карла Александра) Шнайдера "Гипноз".
Итог
Фильм "Маяк" является захватывающим и атмосферным произведением искусства. Он привлекает внимание своим уникальным визуальным стилем, сильными актёрскими выступлениями и глубокими символическими аналогиями.
Этот фильм вызывает размышления о многих темах, включая человеческую сущность, взаимоотношения власти и потерю рассудка. Он предлагает зрителям множество вопросов, не всегда дающих однозначные ответы, и призывает к самостоятельному исследованию и толкованию. Однако, из-за своей загадочности и нетипичного сюжетного развития, "Маяк" может подойти далеко не каждому. Его медленный темп и тяжеловесная атмосфера могут потребовать терпения и открытого ума со стороны зрителя.
Для меня же, "Маяк" является картиной, которая оставила глубокий след в сердце и памяти. Этот фильм приглашает к размышлениям и исследованию сложных тем, предлагая уникальный и художественный взгляд на человеческую природу и существование. Он вызывает интересные вопросы и может стать объектом обсуждения после просмотра.
Это может быть интересно:
- "Сменщик". Короткий рассказ
- Стражи Галактики. Часть 3. Обзор
- "Переводчик" Гая Ричи. Обзор без спойлеров
- "Волчьи дети Амэ и Юки". Обзор