Найти в Дзене
Don Carcharo

Восстание зловещих мертвецов (2023). Ценности семейки дедайтов

Бытовая рутина в ветхом многоквартирнике сильной матери-одиночки с тремя детьми: феминный сыночек с серьгой в ухе учится диджейскому мастерству, старшая дочь-пацанка ходит на митинги за всё хорошее, младшая — отпиливает головы куклам, как типичный ретранслятор идей всяких злобных призраков. Отец семьи — бездельник и всех бросил. Ещё и явилась незапланированно беременная сестра-неформалка — групи, которую "наградил" неизвестно какой рокер. По соседству живут латиноамериканские мигранты (добрые люди, всегда готовые помочь) и фриковатый белый дед, не знающий личных границ. Опять эта повесточка! Что они сделали с франшизой? Надругательство над классикой! Эш, мы всё потеряли!

Да, действующие лица на первый взгляд кажутся сомнительными для сеттинга Зловещих мертвецов и идеально подходящими для воспроизведения всевозможных мало уместных социальных комментариев. Но единственная остросоциальная тема, которая будет вплетена в фильм: ненавязчивая отправка в дробилку чайлдфри идей, которые ретранслируют в своих "стэндапах" местные дедайты — материнство в итоге представлено как вещь тягостная, но ценная. И мы уже не узнаем, была ли "социалочка" масштабным компонентом в изначальной версии сценария, затем выкинутым продюсерами (в списке которых, в том числе, присутствуют Сэм Рэйми и Брюс Кэмпбелл, последний, разумеется, засветится в небольшом камео, но не визуально).

Возможно, взаимоотношения матерей-одиночек со всякой нечистью, как и одержимые/подменённые родственники, просто авторская тематика режиссёра и сценариста Ли Кронина. В предыдущем полном метре которого, психологическом инди-хорроре Дыра в земле (The Hole in the Ground (2018), адаптировано нашими горе-прокатчиками как Другой), мать после развода едет крышей и сталкивается с доппельгангерами — кино, следуя тренду тех лет, невероятно медленное, тягучее и как раз остросоциальное. Восстание зловещих мертвецов же, наоборот, адреналиновое и "groovy"стое. И набрав необходимый темп, уже не сбросит его до финала.

-2

И если прошлая часть, сиквело-ремейк 2013 года, открывшая миру режиссёра Федерико Альвареса (затем снявшего хит Не дыши, 2015), использовала первоначальный антураж франшизы, но само действо подавалось как почти полностью серьёзный gore-фестиваль, предельно натуралистичный, садистский и схожий скорее с "новым французским экстримом", его более мейнстримной веткой (вроде Кровавой жатвы). То новый фильм первоначально кажется умилительным продолжателем начатого Очень странными делами ещё вчера популярного ностальгического концепта «дети в качестве главных героев + артефакты культуры условных восьмидесятых» (например, Оно Андреаса Мускетти, Охотники за привидениями: Наследники и тому подобное).

Но это только первоначально (отбрасываем снятый для рекламы вступительный короткометражный сегмент с классической хижиной в лесу).
Восстание стремительно переходит в русло отвратительного в хорошем смысле, извращённого физиологизма в духе самого Сэма Рейми, но не периода Зловещих мертвецов, а образца Затащи меня в Ад (2009). А заканчивается как один из лучших боди-хорроров за последние лет десять, затыкая по реализации идей близкий Цвет из иных миров (2019) и не уступая по количеству жестокости предыдущей части. При этом привычная во многих ужасах с детскими персонажами проблема: потеря саспенса из-за сценарный брони на них по моральным соображениям — полностью решена. Брони попросту нет, а зло безжалостно.

-3

А отсылок и правда много, причём не только на оригинальную трилогию (так, например, насильствующее дерево сменит лифт-абьюзер, а лучшими методами борьбы с нечистью по-прежнему останутся ружьё и бензопила). Фильм пестрит очевиднейшими цитатами из Экзорциста (1973), Сияния (1980), Нечто (1982) и Живой мертвечины (1992), а один из персонажей утверждает, что в серии Кошмар на улице Вязов нет плохих частей. Однако, в постмодернистский мета-балаган Ли Кронин тоже не скатывается, лишь разбрасывая действительно эффектный фан-сервис для насмотренной целевой аудитории, являющийся элементом большого парада креатива.

Этим Восстание зловещих мертвецов и подкупает. То, что нечисть что-то в эту минуту вытворит, обычно понятно, но какую именно пакость демоническую — предугадать реально невозможно. В частности, эффекту неожиданности способствует жутко неестественная пластика Алиссы Сазерленд, исполнившей роль одержимой матери. Причём инструментами злых сил становятся нетривиальные вещи: диджейский пульт с вертушками, голосовые сообщения на смартфоне, тату-машинка, квадрокоптер или тёрка — в ход идёт всё, что под руку попадётся. Радует и изобретательная операторская работа, чего только стоит сцена массовой бойни, наблюдаемая из дверного глазка. А также отличный грим и практические спецэффекты с литрами бутафорской крови.

-4

Уважение Сэму Рэйми, уже во второй раз удачно отдающему своё детище почти новичку в режиссёрском кресле, который делает далёкое от настроения оригинальной трилогии кино, но предельно бескомпромиссное, своеобразное и завлекательно мерзкое. Да и сама трилогия от части к части сильно менялась, так что авторские нововведения тогда Федерико Альвареса, а сейчас Ли Кронина в какой-то степени даже каноничны.

Смотрите также: