Найти в Дзене
Художка Лайт

КАК УЧИТЬСЯ ЖИВОПИСИ. СВЕТЛОТА И НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА

Оглавление

Этом материал является продолжением статьи С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ и предназначен для начинающих художников, которые хотят не просто копировать картинки из интернета, а действительно начать заниматься живописью.

Итак, допустим, что вы разобрались с понятием "предметный цвет", научились его видеть, смешивать на палитре нужные оттенки для получения предметного цвета, возможно, даже попробовали выполнить наше упражнение на распределение градаций светотени на яблоке. Но это же просто упражнения! А как же перейти на новый уровень, чтобы начать создавать полноценные живописные работы? Придется сначала немного разобраться в характеристиках цвета и научиться их изменять.

Цвет – основное выразительное средство живописи. Поэтому художники-живописцы говорят со зрителем на языке цвета.

Все цвета спектра называются ХРОМАТИЧЕСКИМИ, а белый, черный и все оттенки серого – АХРОМАТИЧЕСКИМИ.

Хроматические и ахроматические цвета и их оттенки
Хроматические и ахроматические цвета и их оттенки

Хроматические цвета имеют три характеристики:

  • ЦВЕТОВОЙ ТОН, т.е. название цвета (красный, синий, желтый и т.п.)
  • СВЕТЛОТУ (т.е. сравнительное отличие оттенков одного цвета по принципу светлее-темнее)
  • НАСЫЩЕННОСТЬ (степень отличия этого цвета от равного по светлоте серого)
Характеристики хроматического цвета
Характеристики хроматического цвета

Ахроматические цвета характеризуются только ЦВЕТОВЫМ ТОНОМ и СВЕТЛОТОЙ, насыщенности они не имеют.

Градации ахроматических цветов
Градации ахроматических цветов

Давайте разберем сам принцип того, как, например, в гуаши, изменить светлоту и насыщенность цвета.

В живописи нет точных рецептов, сколько и каких красок смешать, чтобы получить тот или иной оттенок. В одних и тех же красках, выпущенных разными производителями, будет содержаться разный пигмент, да и соотношение пигмента и связующего вещества тоже может быть разным. Поэтому учиться изменять характеристики цвета нужно именно на практике.

Возьмем любой цвет, например, красный. Дополнительно нам понадобится черный, белила и вода.

-4

Любой цвет из баночки или тюбика имеет одну постоянную характеристику – это ЦВЕТОВОЙ ТОН: например, красный или синий.

Изменить эту характеристику можно, смешав две или более красок разного тона между собой.

Берем КРАСНЫЙ
Берем КРАСНЫЙ
Добавляем СИНИЙ
Добавляем СИНИЙ
Получаем ФИОЛЕТОВЫЙ
Получаем ФИОЛЕТОВЫЙ

Чтобы изменить светлоту цвета, необходимо смешать его с черным или белым.

Добавляя к красному белого, мы увеличиваем светлоту, и цвет получается розовым.

Увеличение светлоты красного цвета за счет добавления белил
Увеличение светлоты красного цвета за счет добавления белил

Добавляя черного, мы уменьшаем светлоту, и получаем бордовый.

Уменьшение светлоты красного цвета за счет добавления черного
Уменьшение светлоты красного цвета за счет добавления черного
Что же с насыщенностью?
Цвет в банке или тюбике имеет максимальную насыщенность, увеличить которую уже нельзя.

А чтобы уменьшить насыщенность, необходимо подобрать серый цвет, равный по светлоте нашему хроматическому цвету, и смешать их друг с другом.

Получение ахроматического оттенка (серого), равному красному цвету из баночки по светлоте
Получение ахроматического оттенка (серого), равному красному цвету из баночки по светлоте
Уменьшение насыщенности красного цвета за счет добавления к нему равного по светлоте серого цвета
Уменьшение насыщенности красного цвета за счет добавления к нему равного по светлоте серого цвета
Чем больше серого мы добавим в цвет, тем менее насыщенным он станет.

Создавая цветовую гамму живописного произведения, художник не просто берет готовые цвета, а тщательно подбирает необходимые оттенки с учетом светлоты и насыщенности, согласовывает их друг с другом, следуя определённым правилам, подбирает место для каждого цветового пятна. Этот согласованный цветовой строй в произведении называют колоритом.

Воздействие на зрителя с помощью цвета возможно благодаря разному психологическому восприятию человеком различных оттенков цвета и их сочетаний.

-12
-13

Зная законы восприятия цвета, художник может довольно точно запрограммировать даже движение глаз зрителя во время созерцания работы.

Например, первое, на что мы обращаем внимание в работе – это самое контрастное место – т.е. сочетание, очень сильно отличающихся по цветовому тону и светлоте мазков, расположенных рядом.

Самое контрастное место на работе "Девочка с персиками" - первое, куда падает наш взгляд
Самое контрастное место на работе "Девочка с персиками" - первое, куда падает наш взгляд

Понятно, что опытные художники умело используют характеристики цвета в своих работах. Но если вы только начинаете свой путь в живописи, умение изменять характеристики цвета поможет вам научиться видеть цветовой тон, светлоту и насыщенность разных предметов, а, следовательно, отражать их в своих работах.

Для начала рекомендуем поставить простой натюрморт и выполнить его тоновую схему. Ведь тон (т.е. сравнительная светлота различных предметов) в живописи не менее важен, чем цвет. Подробно это упражнение мы разбирали в одном из предыдущих видео.

Обложка видео
Обложка видео

Также это упражнение можно выполнить на примере пейзажа. Когда вы хорошо научитесь распределять тон, можно переходить к цветовым схемам. Об этом будем говорить в следующих публикациях.

Всем творческих успехов!

С уважением, Юлия Волкова

Как всегда, будем благодарны за ваши лайки.

Все вопросы - в комментариях!