Сегодня 133 года со дня рождения Максима Евсеевича Козыря - одного из семи полных Георгиевских кавалеров Первой мировой, ставших в годы Великой Отечественной войны Героями Советского Союза.
Многие бойцы и командиры, ставшие в годы Первой мировой войны полными Георгиевскими кавалерами (4 Георгиевских креста), геройски воевали и в годы Великой Отечественной. Например, генерал-майор Скороход Антон Филиппович, командовавший кавалерийскими дивизиями, был награжден орденом Ленина и 6-ю орденами Красного Знамени, из них – 4 боевых. А вот генерал-полковник Манагаров Иван Мефодьевич, ставший Героем Советского Союза, в годы Первой мировой войны был удостоен трех Георгиевских крестов (все документально подтверждены), то есть ему не хватало до полного кавалера одного Георгиевского креста.
Между тем, как отмечается во всех справочниках и энциклопедиях, всего семеро полных георгиевских кавалеров были удостоены еще и звания Героя Советского Союза - С.М. Буденный, М.Е. Козырь, И.С. Лазаренко, Г. И. Агеев, М.М. Мещеряков, К.И. Недорубов, И.В. Тюленев.
Об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:
Максим Козырь родился 12 мая 1890 года в селе Богатое Афанасьевской волости Новомосковского уезда Екатеринославской губернии.
В годы Первой мировой войны – младший унтер-офицер, за боевые отличия в 419-м пехотном Аткарском полку произведен в подпрапорщики. Георгиевский крест 3-й степени получил за отличие в бою 16 июля 1917 года. Документальных подтверждений по наградам 1-й и 2-й степени не найдено.
В 1941 году полковник Козырь – заместитель командира 42-й стрелковой дивизии в Бресте, которой командовал И.С. Лазаренко- также полный георгиевский кавалер. О его трагической судьбе можно прочесть здесь (очерк «Из камеры смертников – на фронт»).
После ареста Лазаренко Козырь возглавил дивизию.
В мае 1944 года командир 232-й стрелковой дивизии М.Е. Козырь за прорыв обороны противника в ходе Уманско-Ботошанской наступательной операции был удостоен геройского звания.
В романе Константина Симонова «Живые и мертвые» М.Е. Козырь стал прототипом генерала Кузьмича.
Заместитель командира 50-го стрелкового корпуса генерал Козырь погиб за несколько дней до Победы - его «виллис» в городе Райград (Чехословакия) проскочил через боевые порядки корпуса и был расстрелян гитлеровцами из пулемета. К. Симонов писал о нем в своем дневнике: «Меня глубоко заинтересовала фигура самого командира дивизии, человека высоких душевных качеств, своеобразного обаяния и, как мне показалось, большого природного ума».
Максим Козырь рассказывал Константину Симонову о гибели своей семьи в начале войны. Они не раз беседовали. Ему так и не довелось узнать, - писал Симонов, - что давно оплаканные жена и четырнадцатилетний сын не погибли, а были угнаны в Германию на подневольную работу, батраками, и в сорок пятом году возвратились на Родину.
Светлая память!