Найти тему

Лжепринц английский - Перкин Уорбек.

Самозванцы, претендовавшие на трон – явление обычное для периодов политических и династических кризисов. В тот момент, когда наследник престола каким-либо образом умирал, либо его как-то непонятно убивали с намёком на то, что он мог остаться в живых, сразу на политической арене возникала фигура, которая выдавала себя за чудом спасенного наследника. Для жителей России (впрочем, как и для жителей других стран постсоветского пространства) хорошо известна история с Лжедмитрием I и Лжедмитрием II, который выдавал себя за спасённого царевича Дмитрия в период Смуты. Хорошо известен и другой самозванец в российской истории – казак Емельян Пугачёв, именовавший себя как император Петр III.

Емельян Пугачёв
Емельян Пугачёв

Англичанам история с самозванцами тоже известна. Политический кризис конца XV века, сложившийся в результате гражданской войны, получившей название Война Роз, а также династические «дрязги» за английскую корону стали хорошим подспорьем для появление таких личностей. Один из них - Перкин Уорбек.

После того, как наследники Эдуарда IV были заточены в Тауэр, а затем вовсе пропали, в английской аристократии пошло мнение, что наследники были убиты. И хотя до сих пор ходят предположения, что же стало с принцами, основной версией всё же является убийство наследников по заказу их дяди Ричарда III, который сам претендовал на трон.

Правление Ричарда будет недолгим и через некоторое время к власти придёт король Генрих VII из новой правящей династии Тюдоров. Именно в правление Генриха появится Перкин Уорбек, претворившийся чудом спасшимся сыном Эдуарда IV – Ричардом Шрусбери.

О детстве Уорбека известно мало, да и в принципе его биография до момента объявления себя спасшимся принцем достаточно туманна. Единственной информацией, которой владеют историки – это протоколы допросов самозванца. При изучении данного материала учёные нашли множество несостыковок, поэтому доподлинно верить рассказу нашего героя нельзя.

По словам современников, Уорбек был действительно очень похож на принца Ричарда, поэтому добиться признания у общественности в том, что это реально был Ричард было нетрудно.

Портрет Уорбека
Портрет Уорбека

В 1490-м году при дворе Маргариты Бургундской объявился парень, назвавший себя Ричардом, герцогом Йоркским. Маргарита Бургунская была сестрой Эдуарда IV, то есть, по факту, «спасшийся» принц первым делом отправился к своей тётке. При встрече он поведал свою историю спасения, мол, его оставили в живых, так как он не участвовал в политических интригах, да и вообще был мал и невинен. Сейчас, конечно, в такое оправдание поверить трудно, но тем не менее, в те времена это сработало. Мнения по поводу встречи тётушки со своим "племянником" у специалистов расходятся. Некоторые считают, что Маргарита действительно поверила в то, что перед ней стоит спасшийся принц, другие же предполагают, что она решила использовать Уорбека как политическое оружие против Генриха. Тем не менее, она признала в самозванце своего племянника.

Патрик Гибсон в роли Уорбека. Сериал "белая принцесса".
Патрик Гибсон в роли Уорбека. Сериал "белая принцесса".

С этого момента начинается «политическая карьера» нашего героя. Уорбек смог заручиться поддержкой французского и шотландского королей. Шотландский король Яков IV даже выдал самозванца за свою родственницу - леди Кэтрин Гордон. Конечно, оба монарха, судя по всему, понимали, что Уорбек был самозванцем, тем не менее, он им, по-видимому, был нужен для своих политических целей, главная из которых - ослабление английского королевства. Сам самозванец организовывал два восстания против английской короны, в 1495 году и в 1497 году, но успеха они не принесли.

Пока Уорбек пытался активно завоёвывать доверие в разных аристократических кругах, Генрих VII сложа руки не сидел. Узнав о юноше, который активно набирает политический вес, он конечно же, потребовал от эрцгерцога Филиппа Бургундского выдать самозванца, но его требование так и не было выполнено. С помощью усилий английского короля, лжепринца сначала "пнули" из Франции, а затем и из Шотландии.

Стараясь развеять страхи и подозрения своих подданных, Генрих VII лично занялся разоблачением нового претендента. Ссылаясь на донесения своих тайных агентов, он начал доказывать, что предполагаемый герцог Йоркский – не более, чем подставное лицо, нанятое герцогиней Бургундской для провокационных, политических действий.

Одновременно с этим, тайные службы Тюдора стали распространять в народе придуманную ими историю, согласно которой агенты Маргариты Бургундской будто бы разыскивали по всей Европе мальчиков, похожих на сыновей Эдуарда IV и всех подходящих якобы привозили к герцогине (на «кастинг»), мальчики прохаживались перед ней (по "подиуму"), а она выбирала из них наиболее подходящую кандидатуру на роль будущего "герцога Йорка". В общем, машина средневековой пропаганды завелась по полной.

Уорбек был захвачен в плен в 1497 году после неудачного восстания. После пленения он, конечно, «раскололся» и признал, что никакой он не английский принц, а всё это задумка представителей Йорков, которые хотели вернуть себе власть. Генрих VII отнёсся к самозванцу милостиво. Он не только распорядился выпустить Уорбека из заключения, но и позволил ему присутствовать на королевских застольях. Правда, при этом тот должен был постоянно находиться под присмотром охранников и не имел права встречаться со своей женой, находившейся под опекой королевы. Через 18 месяцев такой довольно свободной для самозванца жизни, он попытался сбежать, но безуспешно - его поймали и поместили в Тауэр. Иронично, не правда ли? Якобы спасшийся принц из Тауэра, вновь попадает туда же... За решеткой он познакомился с Эдуардом Уориком, с которым они вместе решили совершить побег. Побег вновь не удался и самозванца повесили, а Эдуарду, который планировал бежать с ним, отрубили голову.

Подписывайтесь на канал и ставьте лайки. Таким образом вы сможете поддержать развитие блога.

Читайте также:

Самый ненавистный король позднесредневековой Англии.

Брак, ставший воплощением эпохи долгожданного мира и спокойствия в позднесредневековой Англии.

Тайная свадьба английского короля.