Завершаем публикацию цикла статей по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Темы предыдущих публикаций:
6–7 лет
Список используемых слов расширяется. Ребёнок использует не менее 4000 слов, все части речи. В этом возрасте ребёнок практически готов к школе. Он может пересказать какой-либо текст по картинкам, рассказать что-то новое из собственной жизни, способен на пересказ по ролям.
В устной речи ребёнок почти полностью овладел грамматикой родного языка, ошибки практически не допускаются. Но иногда наблюдаются отдельные погрешности в окончаниях существительных среднего рода: «По телевизору показывали такого чудовища». Фразовая речь становится развёрнутой и всем понятной.
К школе ребёнок в идеале произносит абсолютно все звуки родного языка, не нарушая слоговую структуру языка. Он может определить количество звуков в слове, отлично слышит свои ошибки и может сам их исправить.
Уровень речи шестилетки находится в прямой зависимости от речевой культуры взрослых. Если речь окружающих его людей грамматически правильна и богата по содержанию, то и детская речь будет обладать этими качествами.
Над чем необходимо поработать?
1. Смысловая сторона речи.
Необходимо продолжать работать над словарным запасом ребёнка. Синонимы и антонимы, устаревшие выражения, низкочастотные слова – со всем этим необходимо знакомить ребёнка. Русский язык красив и богат сравнениями, речевыми оборотами, фразеологизмами. Художественная и научно-популярная литература помогут расширить кругозор и словарный запас.
2. Грамматический строй речи.
В работе над речью дошкольника необходимо уделять внимание склонению слов по родам, падежам и числам, а также образованию сложных форм существительных, глаголов, причастий. Следите за речью дошкольника, старайтесь исправлять его ошибки, а главное, сами говорите грамотно. Если вы сами сомневаетесь, как сказать правильно, загляните вместе с ребёнком в словарь. В дальнейшем будущий школьник привыкнет не гадать, а искать правильный ответ.
3. Связная речь.
Последовательная, связная и логичная речь, как в диалоге, так и в монологе – это то, как в идеале может говорить ребёнок. Обучение ребёнка пересказу и рассказу по картинкам – это то, над чем, как я писала, необходимо начинать работать еще в 4–5-летнем возрасте. Обычный вечерний разговор о том, как прошёл день, чем занимались, пересказ ребёнком сюжета мультфильма или прочитанного днём ранее рассказа – хороший способ поработать над связной речью.
4. Фонетика.
В норме к шести годам звуки родного языка произносятся чётко, без ошибок. Дети не только их выговаривают, но и могут услышать звучание звука в конкретном слове. В этом возрасте ребёнок обычно умеет говорить медленно и быстро, громко и тихо, широко использует интонацию.
Изредка у детей шести лет бывает смазанное произношение слов и фраз, нечёткость окончаний, трудность в дифференциации звуков на слух. Такие проблемы требуют работы над звукопроизношением с логопедом и выполнения тренировочных заданий дома.
Ещё одна серьёзная проблема – неправильная расставка ударений. Список некоторых слов с правильно расставленными ударениями, где даже взрослые часто допускают ошибки:
За год до школы нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха: умение выделять звуки, называть их последовательность, определять место звука в слове, делить слова на слоги – основа обучения грамоте и прочный фундамент для успешной учёбы.
В завершении хотелось бы подчеркнуть, что уровень развития речи у ребёнка – один из важнейших показателей его познавательного развития. Грамотная речь может повлиять на успешность ребёнка и его дальнейшую реализацию в жизни. Но главное, речь – это средство общения, которое помогает получать, передавать, понимать информацию и взаимодействовать с окружающими людьми.
Полезные материалы для совершенствования речевых и варианты развивающих игр для детей вы найдёте в телеграм канале «Игры для гармоничного развития».
Сякова Т.В.